БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА Российский патент 1997 года по МПК F41H7/02 

Описание патента на изобретение RU2098741C1

Изобретение относится к транспортным средствам, а точнее к бронированным машинам со встроенными системами пожаротушения этих машин. К таким машинам относятся как боевые бронированные машины (танки, БМП, БТР, БРМ и др.), так и специализированные (бронированные медицинские машины, тягачи, бронированные ремонтно-эвакуационные машины и др.). В связи с выполнением программы "Конверсия" количество бронированных машин в народном хозяйстве постоянно увеличивается. Бронированные машины выгодно отличаются от других транспортных средств более высокой степенью защиты от пожаров, что обусловлено наличием бронированного корпуса и системы пожаротушения. Однако специфика эксплуатации бронированных машин (опасность воздействия со стороны противника, возможность выхода из строя экипажа и др.) вызывает необходимость постоянного совершенствования систем их защиты и прежде всего систем пожаротушения.

Известна бронированная машина с системой пожаротушения транспортных машин, содержащая баллоны с огнегасящей смесью, управляемые вручную [1] Недостатком этой машины является низкая эффективность пожаротушения в ней, обусловленная ручным управлением, снижающим быстродействие приведения системы в действие и требующим постоянного внимания и напряжения со стороны экипажа.

Известна также бронированная машина со встроенной автоматической системой противопожарного оборудования (ППО) [2] которая является наиболее близкой к заявляемой и принимается в качестве ее прототипа. Она содержит ходовую часть и установленный на ней бронированный корпус с моторно-трансмиссионной установкой и автоматической системой пожаротушения, включающей термодатчики и распылитель огнегасящего вещества, расположенные в пожароопасных зонах моторно-трансмиссионной установки, управляющее устройство, первый вход которого электрически соединен с выходами термодатчиков, а второй с бортовой сетью электроснабжения, соединенный с распылителем трубопроводом баллон с огнегасящим веществом, мембраной, ее пробойником и пиропатроном, вход которого соединен с выходом устройства управления. При возникновении пожара в моторно-трансмиссионной установке один из термодатчиков срабатывает и возникшая термоэлектродвижущая сила на его выходе прикладывается к релейному усилителю, расположенному в управляющем устройстве, который подключает пиропатрон баллона к бортовой системе электроснабжения бронированной машины. Пиропатрон срабатывает и под действием пороховых газов поршень с пробойником перемещается вниз, и пробойник пробивает мембрану. Огнегасящее вещество из баллона через трубопровод подается к распылителю моторно-трансмиссионной установки в зону пожара.

Одним из главных недостатков этой бронированной машины является низкая надежность ее системы пожаротушения. Она не срабатывает при отключенной бортовой сети, например при хранении машин, когда происходит большинство их возгараний. Кроме того, надежность срабатывания в значительной степени зависит от безотказности большого числа сборочных единиц систем ППО и электроснабжения объекта, расположенных в различных зонах объекта и подверженных воздействию механических повреждений, процессам старения и износа. Особенно часто электронные схемы автоматики и электроснабжения, а также экипаж выходят из строя при повреждении машины взрывом ядерного боеприпаса. При этом пожар, как правило, начинается с моторно-трансмиссионной установки вследствие возгорания емкостей с горючесмазочными материалами, установленными в этой зоне и вблизи с ней, снаружи корпуса машины. Особенности расположения моторно-трансмиссионной установки затрудняют тушение пожара обычными средствами. Небольшое количество датчиков не позволяет также достаточно надежно контролировать все пожароопасные зоны машины и состояние баллона: наличие в нем огнегасящего вещества.

Целью изобретения является повышение надежности пожаротушения в бронированной машине.

Указанная цель достигается тем, что в известную систему введены устройство сигнализации, вход которого соединен с трубопроводом огнегасящего вещества, воспламенители, размещенные в пожароопасных зонах моторно-трансмиссионной установки, баллон снабжен дополнительным пробойником мембраны и пороховым зарядом, соединенным посредством огнепроводящего шнура с воспламенителями. Кроме того, трубопровод снабжен дополнительным распылителем с заглушкой, соединенной с одним из воспламенителей и разрушаемой при температуре 150-200oC, а устройство сигнализации содержит полый цилиндр, соединенный с внутренней полостью трубопровода, поршень, расположенный подвижно в цилиндре, и указатель, соединенный с поршнем.

Такое техническое решение позволяет обеспечить надежное срабатывание предлагаемой системы и пожаротушение при выходе из строя автоматики системы или экипажа, а также при выключенной или неисправной системе электроснабжения машины. Кроме того, расширяется зона действия датчиков системы пожаротушения (за счет ввода воспламенителей).

На фиг. 1 представлен общий вид бронированной машины со встроенной системой пожаротушения; на фиг. 2 вариант конструкции верхней части баллона с огнегасящим веществом, мембраной, пороховым зарядом и пробойником, на фиг. 3 конструкция огнепроводного шнура. На фиг. 1-3 обозначены: 1 корпус бронированной машины, 2 ходовая часть, 3 моторно-трансмиссионная установка, 4 зона обитания, 5 баллон с огнегасящим веществом, 6 - пиропатрон, 7 пороховой заряд, 8 мембрана, 9 термодатчики, 10 - электрические проводники, 11 управляющее устройство, 12 трубопровод, 13 - распылитель, 14 огнепроводный шнур, 15 верхняя крышка баллона, 16 - пробойник (справа дополнительный), 17 огнегасящее вещество баллона, 18 - защитная оплетка огнепроводного шнура, 19 корпус огнепроводного шнура, 20 - огнепроводное вещество, 21 воспламенитель, 22 защитная оболочка воспламенителя, 23 заглушка дополнительного распылителя, 24 устройство сигнализации.

Устройство и особенности функционирования как элементов прототипа, так и введенных элементов широко известны в современной технике.

Предложенная боевая машина работает следующим образом. При исправных элементах прототипа и включенной (и исправной) системе электроснабжения бронированной машины ее штатные элементы работают так же, как и в прототипе. Вновь введенные элементы как в этом случае, так и в случаях выключенной (неисправной) системы электроснабжения или при отказах автоматики системы пожаротушения (прототипа) работают аналогично. Пламя пожара нагревает защитную оболочку 22 воспламенителя 21 огнепроводного шнура 14 и разрушает ее. Воспламенитель 21 возгорает и поджигает огнепроводное вещество 20 шнура 14. Пройдя по всему телу шнура, огонь попадает в полость порохового заряда 7 и подрывает его. Под воздействием взрыва дополнительный пробойник 16 разрушает мембрану баллона и огнегасящее вещество 17 под давлением поступает в трубопровод 12 к распылителям 13 системы пожаротушения. Огнегасящая смесь локализует или ликвидирует очаг пожара.

Из трубопровода 12 огнегасящее вещество 17 под давлением поступает в полый цилиндр сигнального устройства 24 благодаря чему его поршень, а вместе с ним и указатель перемещаются. Указатель при этом информирует о срабатывании баллона и израсходовании огнегасящего вещества.

Дополнительный распылитель устанавливается для расширения зоны пожаротушения, особенно при наличии в моторно-трансмиссионной установке зон, трудно-доступных для огнегасящего вещества (от основного распылителя). Приводится он в действие лишь при возгорании именно в этой зоне. Для этого дополнительный распылитель закрыт заглушкой 23, которая разрушается при температуре в указанной зоне 150-200oC.

Применение бронированной машины такой конструкции позволит значительно повысить надежность системы пожаротушения, информированность о ее состоянии и живучесть машины в целом. Устройство и размеры вновь введенных элементов позволюет разместить их в пожароопасных зонах серийных бронированных машин без изменения их конструкции. Устройство головки баллона системы пожаротушения позволяет дополнительно разместить в ней пробойник, пороховой заряд и часть огнепроводного шнура при незначительном изменении ее конструкции. Работы по установке дублирующих элементов системы пожаротушения могут быть проведены при средних и капитальных ремонтах бронированных машин.

Похожие патенты RU2098741C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ 2009
  • Архаров Олег Вадимович
  • Никифоров Дмитрий Викторович
  • Прибиш Богуслав
  • Сороковиков Виктор Павлович
RU2407573C1
УСТРОЙСТВО ГАЗОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ 2010
  • Никифоров Дмитрий Викторович
  • Прибиш Богуслав
  • Сороковиков Виктор Павлович
RU2407572C1
Система пожаротушения транспортного средства 2023
  • Агеев Дмитрий Владимирович
  • Лемеш Сергей Александрович
  • Севастьянов Юрий Георгиевич
RU2811571C1
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Буравов Андрей Николаевич
  • Бухтулова Елена Васильевна
  • Кузнецов Николай Павлович
RU2532812C1
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ 2012
  • Малахов Анатолий Иванович
RU2509584C1
ШАССИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2006
  • Бадртдинов Мирхат Ахметзияевич
  • Домнин Владимир Борисович
  • Муганцев Виталий Петрович
  • Папулов Владимир Петрович
  • Сивков Виктор Иосифович
  • Тютюгин Геннадий Федорович
  • Швалев Валерий Анатольевич
RU2329418C1
СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Домнин Владимир Борисович
  • Дубовицкий Николай Иванович
  • Климан Сергей Григорьевич
RU2446846C1
УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ НА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ 2001
  • Соловьев П.Н.
RU2218956C2
СИСТЕМА УПРЕЖДАЮЩЕГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТАНКОВ, БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ 1997
  • Бурдаков Юрий Семенович
  • Морозов Виктор Григорьевич
RU2119807C1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТАНКОВ, БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ, САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК Ю.С. БУРДАКОВА 2002
  • Бурдаков Ю.С.
RU2216369C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 098 741 C1

Реферат патента 1997 года БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА

Изобретение относится к транспортным средствам, а точнее к бронированным машинам, получившим широкое распространение в военной технике и в некоторых областях народного хозяйства. Сущность: бронированная машина содержит ходовую часть и установленный на ней бронированный корпус с моторно-трансмиссионной установкой и автоматической системой пожаротушения, включающей термодатчики и распылитель огнегасящего вещества, управляющее устройство, соединенное входами с термодатчиками и бортовой сетью, соединенный с распылителем трубопроводом баллон с огнегасящим веществом, мембраной, ее пробойником и пиропатроном, соединенным входом с устройством управления. В машину введены устройство сигнализации, соединенное с полостью трубопроводом, и воспламенители, а баллон снабжен дополнительным пробойником мембраны и пороховым зарядом, соединенным посредством огнепроводного шнура с воспламенителями. Введены также новые связи, обеспечивающие соединение введенных элементов со штатными, а также между собой. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 098 741 C1

1. Бронированная машина, содержащая ходовую часть и установленный на ней бронированный корпус с моторно-трансмиссионной установкой и автоматической системой пожаротушения, включающей термодатчики и распылители огнегасящего вещества, расположенные в пожароопасных зонах моторно-трансмиссионной установки, управляющее устройство, первый вход которого электрически соединен с выходами термодатчиков, а второй с бортовой сетью электроснабжения, соединенный с распылителем трубопроводом баллон с огнегасящим веществом, мембраной, ее пробойником и пиропатроном, вход которого соединен с выходом устройства управления, отличающаяся тем, что введены устройство сигнализации, вход которого соединен с полостью трубопровода огнегасящего вещества, воспламенители, размещенные в пожароопасных зонах моторно-трансмиссионной установки, баллон снабжен дополнительным пробойником мембраны и пороховым зарядом, соединенным посредством огнепроводного шнура с воспламенителями. 2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что трубопровод снабжен дополнительным распылителем с заглушкой, соединенной с одним из воспламенителей и разрушаемой при окружающей температуре 150 200oС. 3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что устройство сигнализации содержит полый цилиндр, соединенный с внутренней полостью трубопровода, поршень, расположенный подвижно в цилиндре, и указатель, соединенный с поршнем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2098741C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Приспособление для воспроизведения изображения на светочувствительной фильме при посредстве промежуточного клише в способе фотоэлектрической передачи изображений на расстояние 1920
  • Адамиан И.А.
SU172A1
Техническое описание и инструкция по эксплуатации
Книга вторая
- М.: Воениздат, 1976, с
Поливное приспособление для паровозов 1922
  • Ф. Диллинг
SU390A1

RU 2 098 741 C1

Авторы

Ковалев В.П.

Старостин М.М.

Ткаченко В.И.

Ясаков С.В.

Даты

1997-12-10Публикация

1996-09-10Подача