СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ВОЗДУХООБМЕНА В КАРЬЕРЕ Российский патент 1997 года по МПК E21F1/00 

Описание патента на изобретение RU2099537C1

Изобретение относится к горной промышленности и преимущественно может быть использовано для проветривания глубоких карьеров.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к предлагаемому способу является способ интенсификации воздухообмена в карьере, включающий циклические перемещения в воздушном пространстве карьера от его поверхности к застойной зоне и обратно газовмещающей оболочки большого объема (см. например, Бойко Ю. С. Грузовые аэростаты для открытых горных разработок. Промышленный транспорт, 1980, N 10, с.17-18). Способ принят за аналог и прототип.

Недостатком известного способа является то, что возмущающее воздействие на карьерную атмосферу, оказываемое движущейся газовмещающей оболочкой большого объема, носит локальный характер и имеет явно недостаточные энергетические показатели для выноса загрязненного воздуха с большой глубины на поверхность, особенно в условиях низкотемпературной инверсии.

Основная задача изобретения заключается в надежном обеспечении воздухообмена между застойной зоной и поверхностью карьера при любой степени устойчивости его атмосферы.

Для достижения поставленной задачи заявляемый способ интенсификации воздухообмена в карьере включает циклические перемещения в воздушном пространстве карьера от его поверхности к застойной зоне и обратно газовмещающей оболочки большого объема, при этом каждый цикл сопровождают размещением внутри оболочки порции свежего воздуха, его замещением в застойной зоне загрязненным воздухом и последующим перемещением порции загрязненного воздуха к поверхности карьера с заменой на свежий.

Заявляемый способ интенсификации воздухообмена в карьере может быть реализован следующим образом.

На нижнем и верхнем горизонтах карьера размещают опорные конструкции с растянутым между ними несущим канатом. Для большей устойчивости канатов может быть несколько. С помощью ползуна или колесной каретки к канату крепят с возможностью свободного перемещения вдоль него воздуховмещающую оболочку. Для полной выполненности газового объема и придания плавучести оболочку снабжают каркасом, выполненным, например, из баллонов, наполненных водородом или гелием.

После монтажа конструкции оболочка, обладающая определенной подъемной силой F и находящаяся в полностью расправленном состоянии на верхнем горизонте, заполнится окружающим свежим воздухом через отверстия в верхней и нижней ее части. Отверстия выполняют большого диаметра с возможностью быстрого их открытия и закрытия. После закрытия отверстий оболочку с воздухом перемещают по канатной магистрали на нижний горизонт. Это перемещение может быть осуществлено посредством размещения на нижней подвеске оболочки груза-балласта весом P > F. В качестве балласта предпочтительнее использовать полезные в технологическом отношении небольшие грузы. Перемещения оболочки можно выполнять и с помощью тягового каната.

По прибытии воздуховмещающей оболочки на нижний горизонт отверстия в ней открывают. Происходит замещение свежего воздуха окружающим загрязненным воздухом за счет разницы их плотностей. Эта разница может быть очень существенной. Так, например, на глубоких карьерах Якутии в период с октября по март наблюдается перепад температур между поверхностью и дном карьера в 20oC. В особых случаях возможна принудительная продувка оболочки или ее сжатие. После этого отверстия закрывают, снимают балласт и оболочка устремляется вверх по канату под действием собственной подъемной силы F.

На верхнем горизонте аналогичным образом (за счет разницы плотностей) производят замещение загрязненного воздуха свежим, после чего цикл повторяют. При безветренной погоде поднятый загрязненный воздух целесообразно сдувать за пределы карьерной атмосферы с помощью вентиляторной установки.

Форму оболочки принимают чечевице- или сигарообразной, сферообразной и т.д. в зависимости от степени удобства размещения ее вдоль борта карьера.

Более интенсивный воздухообмен обеспечивается при использовании двух и более газовмещающих оболочек (при этом будет усилен и положительный фактор возмущающего воздействия движущихся оболочек на карьерную атмосферу).

Предлагаемый способ допускает его использование в комбинации со многими известными способами искусственного проветривания карьеров.

Применение заявляемого способа позволяет организовать надежный воздухообмен между застойной зоной и поверхностью карьера независимо от степени устойчивости его атмосферы. Например, на карьере глубиной 500 м и объемом 260 млн.м3 при использовании только одной оболочки вместимостью 50 тыс.м3 за сутки можно с минимальными энергозатратами удалить за пределы карьера 12 млн.м3 загрязненного воздуха и подать на нижний горизонт такой же объем свежего воздуха. В результате полная смена общекарьерного объема будет происходить менее чем через 11 суток.

Похожие патенты RU2099537C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗ КАРЬЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА 1996
  • Точилин Владимир Иванович
  • Буткин Владимир Дмитриевич
  • Гилев Анатолий Владимирович
RU2125653C1
СПОСОБ ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ КАРЬЕРОВ 2002
  • Морин А.С.
  • Буткин В.Д.
  • Нехорошева Л.В.
  • Новосёлов Р.Г.
  • Бартель А.Я.
RU2215157C1
Транспортный комплекс карьера 1990
  • Морин Андрей Степанович
  • Буткин Владимир Дмитриевич
SU1723323A1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ РУДНИКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Толстунов Сергей Андреевич
  • Мозер Сергей Петрович
  • Толстунов Антон Сергеевич
RU2276271C1
СПОСОБ ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ 2000
  • Морин А.С.
  • Буткин В.Д.
RU2172839C1
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ГИБКИЙ ТРУБОПРОВОД 2000
  • Морин А.С.
  • Борисов Ф.И.
  • Буткин В.Д.
  • Рыжов С.В.
  • Бартель А.Я.
RU2186219C2
СПОСОБ ПРОВЕТРИВАНИЯ КАРЬЕРОВ 1998
  • Морин А.С.
  • Буткин В.Д.
RU2148717C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ 2014
  • Морин Андрей Степанович
  • Корзухин Игорь Васильевич
  • Борисов Федор Иванович
  • Борисов Дмитрий Федорович
RU2581644C1
Транспортный комплекс карьера 1991
  • Морин Андрей Степанович
  • Буткин Владимир Дмитриевич
SU1810547A1
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМНИК 1992
  • Морин Андрей Степанович
  • Шамов Александр Сергеевич
  • Буткин Владимир Дмитриевич
RU2081327C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ВОЗДУХООБМЕНА В КАРЬЕРЕ

Использование: изобретение относится к горной промышленности и преимущественно может быть использовано для проветривания глубоких карьеров. Сущность изобретения заключается в надежном обеспечении воздухообмена между застойной зоной и поверхностью карьера при любой степени устойчивости его атмосферы. Для достижения поставленной задачи заявляемый способ включает циклические перемещения в воздушном пространстве карьера от его поверхности к застойной зоне и обратно газовмещающей оболочки большого объема, при этом каждый цикл сопровождают размещением внутри оболочки порции свежего воздуха, его замещением в застойной зоне загрязненным воздухом и последующим перемещением порции загрязненного воздуха к поверхности карьера с заменой на свежий.

Формула изобретения RU 2 099 537 C1

Способ интенсификации воздухообмена в карьере, включающий циклические перемещения в воздушном пространстве карьера от его поверхности к застойной зоне и обратно газовмещающей оболочки большого объема, отличающийся тем, что каждый цикл сопровождают размещением внутри оболочки порции свежего воздуха, его замещением в застойной зоне загрязненным воздухом и последующим перемещением порции загрязненного воздуха к поверхности карьера с заменой на свежий.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2099537C1

Бойко Ю.С
Грузовые аэростаты для открытых горных разработок
Промышленный транспорт
Способ получения фтористых солей 1914
  • Коробочкин З.Х.
SU1980A1
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот 1920
  • Евсеев А.П.
SU17A1

RU 2 099 537 C1

Авторы

Морин А.С.

Даты

1997-12-20Публикация

1995-11-21Подача