Изобретение относится к контрольно-управляющей аппаратуре транспортных средств, например автомобилей.
Наиболее близким к описываемому является устройство для контроля и управления системой "водитель транспортное средство", обеспечивающее, в частности, контроль превышения допустимых значений параметров транспортного средства и содержащее датчики отклонения контролируемых параметров, подключенные к соответствующим световым сигнализаторам через блоки фиксации превышения уровня с управляемыми генераторами частоты, а также элемент ИЛИ, соединенный входами с выходами датчиков, а выходом через генератор звуковой частоты со звуковым сигнализатором (авт.св. СССР N 1225801 B 60 Q 9/00, 1986).
Недостатки известного устройства определяются тем, что в реальных условиях эксплуатации, когда существует избыток звуковой и визуальной информации, использование соответствующих каналов для контроля уменьшает надежность работы системы увеличивает время адекватных действий водителя. При этом наблюдается типизация алгоритма восприятия информации водителем, исключается возможность контроля деятельности водителя и его функционального состояния.
Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение надежности работы системы.
Поставленная задача решается тем, что устройство для контроля и управления системой "водитель-транспортное средство", содержащее датчики отклонения контролируемых параметров от допустимых значений, тактовые генераторы, элемент ИЛИ и сигнализаторы, снабжено дешифратором сигналов опроса, шифратором сигналов отклонения, двумя группами ключей, коммутаторами, делителем частоты и усилителями, при этом выходы датчиков соединены со входами элемента ИЛИ и одними из входов ключей первой группы, другие входы которых через дешифратор связаны с выходом первого тактового генератора, а выходы подключены ко входам шифратора, выходы последнего соединены с одними из входов коммутаторов, другие входы которых через делитель частоты соединены с выходом второго тактового генератора, а выходы подключены к одним из выходов ключей группы, соединенных другими входами с выходом элемента ИЛИ, а выходами через усилители со входами соответствующих сигнализаторов, выполненных в виде вибраторов, размещенных с возможностью воздействия на биологически активные зоны тела водителя.
На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для контроля и управления системой "водитель транспортное средство" (один 16-датчиковый канал); на фиг. 2 приведена таблица состояний.
Устройство содержит первый тактовый генератор 1 (фиг. 1), предназначенный для формирования тактовой частоты для опроса датчиков отклонения контролируемых параметров. Делитель частоты 2 и дешифратор 3 формируют последовательно сигналы опроса на датчики отклонения контролируемых параметров.
Шифратор 4 через первую группу ключей 5 шифрует сигналы от датчиков 6 отклонения контролируемых параметров (Д1 Д16) и на выходе имеет четырехразрядный код, который управляет коммутаторами 7, 8. Коммутаторы 7, 8 предназначены для передачи частоты возбуждения, получаемой со второго тактового генератора 9 и делителя частоты 10, через вторую группу ключей 11 и усилители 12, 13 на сигнализаторы 14, 15, выполненные в виде вибраторов.
Ключи 11 и элемент ИЛИ 16 предназначены для отключения вибраторов 14, 15 при отсутствии сигналов от датчиков отклонения контролируемых параметров 6.
Сигнализаторы 14, 15, выполненные в виде вибраторов, расположены в сидении водителя.
Устройство работает следующим образом.
Пусть один из датчиков 6, например Д 1, контролирующий отклонение одного из параметров системы "водитель-транспортное средство" указывает на неполадки системы (отсутствие масла в двигателе, перегрев узлов охлаждения, нетрезвое состояние водителя и т.п.). Появляется сигнал с указанного датчика, при этом элемент ИЛИ 16 открывает ключи 11.
Один из ключей 5, например Кл 1, при появлении на его входе единицы с дешифратора 3 открывается и пропускает сигнал от датчика 6 (Д 1) на шифратор 4, который формирует четырехразрядный код (для данного случая 0000). Под действием этого кода коммутаторы 7, 8 разрешают подачу сигнала возбуждения (F0) с входа коммутатора 7 через ключи 11 на усилители 12, 13 и вибраторы 14, 15. При этом тактовый генератор 9 формирует частоту возбуждения, а делитель частоты 10 формирует сетку частоты возбуждения, например F0, F0/2, F0/4, F0/8 (фиг. 2). При необходимости повысить число датчиков, подключаются аналогичные каналы, обозначенные "A". Водитель, почувствовав вибрацию, заданную в определенном коде (на основе установленного ранее взаимно-однозначного соответствия "код-вибратора" "неполадка в системе"), действует таким образом, чтобы прекратить действие виброраздражителя. В результате система переводится в нормальное состояние.
Расположение вибраторов в биологически активных зонах (туловища, ягодичных мышц, стоп и т.п.) водителя позволяет дополнительно понизить его утомляемость и застойные явления в организме, уменьшить вероятность появления остеохондроза и ряда других заболеваний, повысить движение и надежность работы системы "водитель-транспортное средство", а также разгрузить зрительно-звуковые рецепторы на 20 25%
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИМИТАЦИИ ХОДЬБЫ И БЕГА ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2082378C1 |
Устройство для вибрационного тестирования и воздействия на кожные зоны | 1989 |
|
SU1725891A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ | 2009 |
|
RU2392143C1 |
АВТОВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ | 2004 |
|
RU2273875C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ | 2007 |
|
RU2340927C1 |
СИСТЕМА ЦИФРОВОГО ЦВЕТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ | 1993 |
|
RU2103839C1 |
Тренажер операторов систем управления | 1981 |
|
SU953652A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ ОБЪЕКТОВ | 2009 |
|
RU2413977C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕЛЕУПРАВЛЕНИЯ И ТЕЛЕСИГНАЛИЗАЦИИ | 1995 |
|
RU2111545C1 |
УСТРОЙСТВО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ВЫЗОВА | 2005 |
|
RU2299525C1 |
Использование: контрольно-управляющая аппаратура транспортных средств. Сущность изобретения: когда один из датчиков отклонения контролируемых параметров от допустимых значений указывает на неполадки в системе "водитель - транспортное средство" (отсутствие масла в двигателе, перегрев узлов охлаждения, нетрезвое состояние водителя и т.п.) с помощью шифратора формируется соответствующий четырехразрядный двоичный код. Под действием этого кода коммутаторы разрешают подачу частотного сигнала возбуждения на вибраторы. Водитель, почувствовав вибрацию, заданную в определенном коде, действует таким образом, чтобы прекратилось действие виброраздражителя. В результате система переводится в нормальное состояние. 2 ил.
Устройство для контроля и управления системой водитель транспортное средство, содержащее датчики отклонения контролируемых параметров от допустимых значений, тактовые генераторы, элемент ИЛИ и сигнализаторы, отличающееся тем, что оно снабжено дешифратором сигналов опроса, шифратором сигналов отклонения, двумя группами ключей, коммутаторами, делителем частоты и усилителями, при этом выходы датчиков соединены с входами элемента ИЛИ и одними из входов ключей первой группы, другие входы которых через дешифратор связаны с выходом первого тактового генератора, а выходы подключены к входам шифратора, выходы последнего соединены с одними из входов коммутаторов, другие входы которых через делитель частоты соединены с выходом второго тактового генератора, а выходы подключены к одним из входов ключей второй группы, соединенных другими входами с выходом элемента ИЛИ, а выходами через усилители с входами соответствующих сигнализаторов, выполненных в виде вибраторов, размещенных с возможностью воздействия на биологически активные зоны тела водителя.
SU, авторское свидетельство, 1225801, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1997-12-27—Публикация
1994-04-24—Подача