Изобретение относится к трена(Жерам операторов систем управления и может быть использовано при подго товке операторов. Известен тренажер операторов сис тем управления, содержащий пульт пр подавателя соединенный с коммутатором заданий, логический блок, соединенный с блоком выставления оценки и индикации, пульт получаемого и шифратор f . Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность обучения. Цель изобретения - повышение эффективности обучения. Поставленная цель достигается тем, что тренажер операторов систем управления, содержащий пульт преподавателя, соединенный с коммутатором заданий, логический блок, соеди ненный с блоком выставления оценки и индикации пульт обучаемого и шифратор, имеет блок памяти, блок задержки, блок создания цветовых и з вуковых аналогий, блок имитации и оценки действий, блок формирования шагов решения заданий и регистратор отклонений, при этом выход коммутатора заданий соединен с первым входом блока памяти,, второй вход и выход которого подключены к соответствующим входу и выходу блока формирования шагов решения заданий, выход которого соединен с первым входом логического блока, а управляющий вход с первым выходом шифратора, подключенного входом к выходу блока задержки, второй выход шифратора соединен с первым входом регистратора отклонения, первый выход которого соединен с управляющим входом пульта преподавателя, второй выход регистратора отклонения через блок имитации и оценки действий подключен к третьему выходу шифратора, выходы блока имитации и оценки действии связаны с управляющим входом блока выставления оценки и индикации и информационными входами блока создания цветовых и звуковых аналогий, управляющие входы которого связаны с третьими выходами регистр тора отклонения, подключенного четвертым выходом к управляющему входу логического блока, причем вход блок задержки через пульт обучаемого свя зан со вторым выходом блока памяти. На чертеже изображена блок-схема тренажера. Тренажер операторов систем управ ления содержит пульт 1 преподавател 1, соединенный с коммутатором 2 зад ний , блоком 3 памяти, узлом 4 форми вания шагов решения заданий, коммутатором 5 шагов решения заданий, ло гическим элементом И 6, дешифраторо 7, узлом 8 индикации последующего кадра и узлом 9 интегральной оценки Пульт 10 обучаемого, через блок 11 задержки, соединен с шифратором 12, узлом 13 образа действия, узлом k цветовых аналогий, узлом 15 звуковых аналогий, регистратором 16 от клонений и узлом 17 оценки действий Логический блок содержит логический элемент И 6 и дешифратор 7 Блок выставления оценки и индикации имеет узел 8 индикации последующего кадра и узел 9 интегральной оценки. Блок формирования шагов решения заданий имеет узел формирования шагов решения заданий и комму татор. 5 шагов решения заданий. Блок создания цветовь1х и звуковых аналогий имеет узел И цветовых аналогий и узел15 звуковых аналогий. Блок имитации и оценки действий содержит узел 13 образа действия и узел 17 оценки действий. После включения тренажер работае следующим образом. Преподаватель пульта 1 управления с помощью коммутатора 5 устанав ливает в блоке 3 памяти последовательность, заданий, подлежащих решению. Последовательность решения каждого задания запрограммирована, находится в блоке 3 памяти, формируется в блоке формирования шагов и через шифратор 12 поступает на вход регистратора 16 отклонений С выхода коммутатора 5 шагов решения заданий первое задание из блока 3 памяти поступает на пульт 10 обу 4 чаемого. Обучаемый с пульта 10 нажимает на соответствующую клавишу предлагаемого действия (на схеме не указана) . При этом ответ через блок 11 задержки, закодированный в шифраторе 12, поступает в узел 13 образа действия, в котором каждому действию поставлен в соответствие образ, сопровождающийся звуковыми колебаниями определенной частоты, соответствующей образу, и цветовой подсветкой определенного тона, также соответствующей образу, с помощью узлов и 15 соответственно. При этом у обучаемого вырабатываются сеансомоторные связи между действиями, образом действия и цветовыми и звуковыми, аналогиями. Действия учащегося при этом подсознательно контролируются. В блоке 16 происходит сравнение заданного программой действий и предлагаемого обучаемым. Величина отклонений оценивается в узле 17 и поступает в узлы 1 и 15- При отклонениях, превышающих допустимые,, величина рассогласования вызывает в узле 1А цветовых аналогий и узле 15 звуковых аналогий пульсирующую, негармоничную цветовую и звуковую гамму, указывая этим обучаемому на ошибку и заставляя его обдумать и ввести в машину новое действие с пульта 10. В случае допустимых отклонений на логический элемент И 6 поступит единица с регистратора 16 отклонений и коммутатор 5 шагов решения заданий и дешифратор 7 вызовет в узле 8 индикации последующего кадра результат действия. Тренажер готов к последующим действиям обучаемого, который воздействует на пульт 10, и весь процесс повторяется до окончания решения. При этом узел 4 формирования шагов через коммутатор 5 шагов решения заданий, логический элемент И 6, дешифратор 7 выставляет оценку за решение первого задания в узле 9 индикации интегральной оценки. Из блока 3 памяти поступает следующее значение. Тренажер позволяет обучать учащихся решению задач с использованием образного мышления с высокой степенью детализации, кроме того, за счет разгрузки сенсорных каналов происходит дополнительный контроль за правильностью ответов и снижается уровень утомляемости. Это позволяет повысить эффективность обучения. Формула изобретения Тренажер операторов систем управления, содержащий пульт преподавателя, соединенный с коммутатором заданий, логический блок, соединенный с .блоком выставления оценки и индикации, пульт обучаемого и шифратор, :отличаю|цийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он имеет блок памяти, блок задержки, блок создания цветовых и звуковых аналогий, блок имитации и оценки действий, блок формирования шагов решения заданий и регистратор отклонений, при этом выход крммутато ра задании соединен с первым входом блока памяти, второй вход и выход которого подключены к соответствующим входу и выходу блока формирования шагов решений заданий, выход которого соединен с первым входом логического блока, а управляющий вход с первым выходом шифратора, подключен ного входом к выходу блока задержки, второй выход шифраторасоединен с nepBbiM входом регистратора отклонения, первый выход которого соединен с управляющим входом пульта преподавателя, второй выход регистратора Ьтклонения через блок имитаций и оценки действий подключен к третьему выходу шифратора, выходы блока имитации и оценки действий связаны с управляющим входом блока выставления оценки и индикации -и информационными входами блока создания цветовых и звуковых аналогий, управляющие входы которого связаны с третьими выходами регистратора отклонения, подключенного четвертым выходом к управляющему входу логического блока. причем вход блока задержки через пульт обучаемого связан со вторым выходом блока памяти. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР N 599278, кл, G 09 В 7/02, 1976.
Ш
Г
/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер водителя транспортного средства | 1981 |
|
SU980120A1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1988 |
|
SU1524084A1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1989 |
|
SU1658193A1 |
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ РАЗДЕЛЕНИЯ ИЗОТОПОВ УРАНА ЦЕНТРОБЕЖНЫМ МЕТОДОМ В ШТАТНЫХ И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ | 2003 |
|
RU2250509C2 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU966724A1 |
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ТРЕНАЖЕР КОЛЛЕКТИВА ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ | 2003 |
|
RU2239234C1 |
ТРЕНАЖЕР КОЛЛЕКТИВА ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2176108C2 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1989 |
|
SU1601622A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1980 |
|
SU943809A1 |
Тренажер для обучения операторов систем управления | 1973 |
|
SU449364A1 |
12
/V
15
. Г5
/б
/ч
17
Авторы
Даты
1982-08-23—Публикация
1981-01-14—Подача