Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к гидравлическим машинам, которые могут быть использованы в гидравлических системах тракторов как общего, так и промышленного назначения, экскаваторов, сельскохозяйственных, дорожностроительных и других машинах.
Известна шестеренная гидромашина внешнего зацепления, которая может быть использована для вышеуказанных целей, содержащая размещенные в корпусе шестерни с цапфами, установленные в подшипниках скольжения, находящихся в боковых пластинах.
Каждый подшипник имеет четыре спиральных канавки, соединяющие выемку, образующую резервуар смазки в крышке, с соответствующей боковой пластиной, каналом для циркуляции смазывающего вещества.
Недостатком данной гидромашины является то, что такое выполнение каналов для охлаждения рабочей жидкости не позволяет осуществить достаточно интенсивный отвод тепла от подшипников, чтобы обеспечить их смазку из-за малой площади поверхности отводящих каналов и явления дросселирования.
В основу изобретения положена техническая задача создания шестеренной гидромашины с интенсивным отводом тепла от подшипников скольжения при помощи эффективной циркуляции жидкости.
Задача решается тем, что в шестеренной гидромашине, содержащей корпус, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни с цапфами, расположенными в подшипниках скольжения, компенсаторы торцовых зазоров и по крайней мере одну торцовую крышку, согласно изобретению каждый подшипник скольжения своей наружной поверхностью сопряжен с аксиальным каналом, сообщенным с зоной низкого давления.
Тем самым, подшипники скольжения, сопряженны с аксиальными каналами, выполненными с большей площадью поперечного сечения, и сообщающиеся с проливкой в корпусе, обеспечивают интенсивный отвод тепла и улучшают циркуляцию рабочей жидкости.
Также целесообразно в каждом подшипнике скольжения выполнить радиальные сквозные каналы, сообщающие внутреннюю поверхность подшипника с аксиальным каналом для усиления циркуляции рабочей жидкости между цапфой шестерни и подшипником.
На фиг. 1 изображен продольный разрез гидромашины по осям шестерни; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - узел I на фиг. 3.
Шестеренная гидромашина содержит ведущую и ведомую 2 шестерни, выполненные совместно с цапфами 3 и 4.
Цапфы 3 и 4 шестерен 1 и 2 установлены в подшипниках скольжения 5, 6, 7 и 8 и расположены в расточках корпуса 9, закрытого крышкой 10.
К торцам шестерен 1 и 2 примыкают компенсаторы 11 с эластичными манжетами 12.
Подшипники скольжения 5,6,7 и 8 наружной поверхностью сопряжены с аксиальными каналами 13 и 14, сообщающимися с полостью 15 в корпусе 9 и крышке 10 с зоной низкого давления.
Компенсаторы 11 выполнены с каналами 16 и зазором 17 по отношению к подшипникам 5, 6, 7, 8, примыкающим к цапфам шестерен 3 и 4 с зазором 18.
В корпусе 9 выполнены входной 20 и выходной 21 каналы.
Между корпусом 9 и крышкой 10 установлена уплотнительная манжета.
Шестеренная гидромашина в режиме насоса работает следующим образом.
При вращении ведущей шестерни 1 вращается зацепленная с ней ведомая шестерня 2. В результате разрежения, образованного выходящими из зацепления зубьями шестерен, рабочая жидкость поступает по каналу 20 во впадины между зубьями, заполняет их и переносится в зону высокого давления, где зубья, входя в зацепление, вытесняют ее из впадин в выходной канал 21.
В межзубовых впадинах рабочая жидкость под действием центробежных сил по каналу 16, аксиальным каналам 13 и 14, сообщающимся с полостью 15, поступает по зазорам 18 и 17, интенсивно омывает поверхность скольжения 5,6,7,8, охлаждая их рабочей жидкостью под низким давлением и тем самым осуществляя эффективный теплоотвод.
Вариант выполнения изобретения, показанный на фиг. 4, предполагает для усиления теплоотвода выполнение подшипников скольжения 5, 6, 7, 8 и с радиальными сквозными каналами 23, сообщающими внутреннюю поверхность подшипников 24 с аксиальными каналами 13 и 14.
Наличие в подшипниках каналов 23 образовывает масляную ванну, усиливающую циркуляцию и теплоотдачу подшипников скольжения 6, 5, 7 и 8.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 1995 |
|
RU2100655C1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 2002 |
|
RU2233388C2 |
Шестеренная гидромашина | 1988 |
|
SU1588911A1 |
Шестеренная гидромашина | 1990 |
|
SU1716195A1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2066791C1 |
Шестеренная гидромашина | 1988 |
|
SU1645626A1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 1992 |
|
RU2056534C1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 1993 |
|
RU2076955C1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2365787C2 |
Шестеренная гидромашина | 1985 |
|
SU1244381A1 |
Использование: в гидравлических системах тракторов как общего, так и промышленного назначения, экскаваторов, сельскохозяйственных дорожностроительных и других машин. Сущность изобретения: каждый подшипник скольжения своей наружной поверхностью сопряжен с аксиальным каналом, сообщенным с зоной низкого давления. Для усиления теплоотвода подшипники скольжения могут быть выполнены с радиальными сквозными каналами, сообщающими внутреннюю поверхность подшипников с аксиальными каналами. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
US, патент, 3909165, кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1997-12-27—Публикация
1995-05-23—Подача