СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СЪЕЗДА Российский патент 1998 года по МПК E21C41/26 

Описание патента на изобретение RU2101502C1

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм уступов карьеров.

Известен способ формирования транспортного уступа карьера, включающий проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формирование железобетонных или кирпичных ограждений с грунтовой подпоркой. При строительстве отклоняющих железобетонных конструкций непосредственно на транспортном съезде необходимо произвести подготовку площадки, бурение скважин для установки удерживающих свай из труб, произвести обвязку из арматуры, подготовит опалубку, произвести бетонирование или укладку кирпича и после достижения бетоном прочностных показателей провести отсыпку породной подпорки (Технология открытой разработки месторождений полезных ископаемых. М. Недра, 1971, ч. 1; Технология, механизация и автоматизация производственных процессов на открытых горных работах. Под ред. М.Г. Новожилова, с. 37-38, 353).

Недостатком данного способа является большая трудоемкость работ, большие затраты на сооружение отклоняющих конструкций затраты сокращаются, но незначительно. При этом возрастает срок сооружения, т.к. это связано с проблемами транспортировки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ формирования транспортного уступа карьера, включающий проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формированием борта карьера на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля транспортного съезда: формирование закюветной полки, нарезку кювета, отсыпку и строительство проезжей части, формирование обочин, отсыпку удерживающего грунтового вала (Кумачев К. А. Майминд В.Я. Проектирование железорудных карьеров. М. Недра, 1981, с. 354).

Недостатком данного способа является большая трудоемкость работ по формированию уступа, а значит и большие затраты на проведение работ. Это обусловлено тем, что для отсыпки удерживающего вала используется рыхлая горная масса, которая для выдерживания безопасной высоты вала требует большой величины основания при сохранении угла естественного откоса материала, что приводит к увеличению ширины транспортных берм, а значит и к увеличению объема работ. Кроме того, работы по перетранспортировке горной массы в удерживающий вал требуют дополнительных затрат на технологический транспорт.

Целью изобретения является снижение трудоемкости работ по формированию транспортного уступа за счет уменьшения его ширины.

Поставленная цель достигается тем, что в способе формирования транспортного съезда, включающем проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формирование борта на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля транспортного съезда, в котором начало капитальной траншеи смещают на величину опережения зарезки нового горизонта, после формирования борта на данном горизонте оконтуривают породный ограждающий целик со стороны проезжей части и производят уборку горной массы.

Смещение начала проведения капитальной траншеи на величину опережения зарезки нового горизонта позволяет сформировать верхнюю площадку ограждающего породного целика и подготовить площадь для работ по оконтуриванию и формированию борта, что позволяет в конечном итоге сократить ширину транспортного съезда, исключить большой объем работ по возведению насыпных сооружений.

Оконтуривание породного ограждающего целика со стороны проезжей части после формирования борта на данном горизонте позволяет выделить из массива ограждающий целик сразу, не производя дополнительных работ по перетранспортировке, предохранить его от разрушения при производстве остального комплекса работ.

На фиг. 1 изображен продольный разрез капитальной и разрезной траншеи, отрабатываемых при формировании транспортного съезда; на фиг. 2 капитальная и разрезная траншеи с участком оформленного борта транспортного съезда; на фиг. 3 поперечный разрез транспортного съезда с оформленным бортом с оконтуренным отклоняющим целиком.

Вскрытие нового горизонта высотой H осуществляется проходкой наклонной капитальной траншеи 1 с продольным уклоном i, при этом начало проходки смещают на величину опережения зарезки нового горизонта 2 ΔL

где Δh высота породного отклоняющего целика 3;
i продольный уклон капитальной траншеи.

При отработке карьера экскаваторами ЭКГ-8М и автосамосвалами грузоподъемностью 40 т высота горизонта H принимается по проекту 15 м, Δh 1,8 принимается по СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт", уклон i 0,08 принимается по СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт".

Тогда
.

Ширина зарезки нового горизонта определяется
Шз Шт.с. + Шп.п.,
где Шз ширина зарезки;
Шт.с. ширина транспортного съезда;
Шп.п. ширина предохранительной полосы, отрабатываемой на отметке горизонта после предварительного щелеобразования по заоткоске транспортного съезда (принимается по проекту).

Длина зарезки определяется

Предварительная подготовка горной массы к выемке производится буровзрывным способом на отметке кровли породного отклоняющего целика 4. Для сохранения монолитности отклоняющего целика бурение взрывных скважин производится без перебура под контролем маркшейдерской службы карьера.

Отгрузка горной массы с зарезки нового горизонта осуществляется по традиционной технологии карьерными экскаваторами с выдерживанием проектного продольного уклона i. Последующая планировка производится бульдозерной техникой до проектных отметок кровли отклоняющего целика.

При достижении наклонной траншеи глубины 15 м, она продолжается в виде горизонтальной разрезной траншеи 5. Затем разрезная траншея расширяется с созданием котлована 6 и проходка осуществляется в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа 7, формируя низовой откос и внешнюю сторону породного отклоняющего целика 4. Далее транспортный съезд по всей площади, исключая породный отклоняющий целик, разбуривают на глубину Δh с предварительным контурным взрыванием по внутренней стороне 8 породного ограждающего целика и убирают горную массу с постепенным формированием породного отклоняющего целика 4.

При отработке транспортного съезда на проектные отметки производится строительство всех элементов поперечного профиля.

Эти операции повторяются на каждом последующем горизонте.

Преимущества предлагаемого способа могут быть показаны на следующем примере: при использовании автотранспорта грузоподъемностью 40 т ширина транспортного съезда с применением железобетонных ограждений составляет 24,8 м, с применением удерживающего грунтового вала 25,9 м. В результате предлагаемого способа формирования транспортного съезда при сохранении безопасности ее эксплуатации и исключении строительства ограждений в виде железобетонных конструкций может быть уменьшена на 3,3 м.

Похожие патенты RU2101502C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КАРЬЕРА 1996
  • Милушков В.А.
  • Радьков В.А.
  • Новоселецкий А.П.
  • Калашников В.Я.
  • Ялпута Г.В.
  • Усачев В.М.
  • Юрин Н.Н.
RU2118456C1
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 1998
  • Акишев А.Н.
  • Бахтин В.А.
  • Гахов А.Я.
RU2137921C1
ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО 1995
  • Бондаренко И.Ф.
RU2102367C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КРУТОНАКЛОННОГО ТРАНСПОРТНОГО СЪЕЗДА 2010
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Садриев Фарит Карибович
  • Кожемякин Алексей Александрович
RU2425220C1
СПОСОБ СЕЛЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКИ АЛМАЗОСОДЕРЖАЩИХ РУД 1996
  • Дюкарев В.П.
  • Милушков В.А.
  • Радьков В.А.
  • Ведин А.Т.
  • Усачев В.М.
  • Юрин Н.Н.
  • Курнев В.Т.
RU2117762C1
ПЛАВУЧИЙ ВОДОПРИЕМНИК 1996
  • Мауль В.К.
RU2117731C1
СМЕСЬ ДЛЯ ЗАКЛАДКИ ВЫРАБОТАННОГО ПРОСТРАНСТВА 1995
  • Монтянова А.Н.
  • Козеев А.А.
  • Голенчук Л.В.
  • Филатов А.П.
  • Монтянов С.Н.
RU2100615C1
ЛИПКИЙ СОСТАВ ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ АЛМАЗОВ 1995
  • Кобылкин О.И.
  • Пономарева С.Г.
RU2100088C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗВЕСТИ 1996
  • Пивкин В.С.
  • Могунов В.В.
RU2098369C1
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ВЗРЫВЧАТОЙ СМЕСИ НА ОСНОВЕ АММИАЧНОЙ СЕЛИТРЫ И ВСПЕНЕННОГО ПОЛИМЕРА 1994
  • Круцкий А.А.
  • Ведин А.Т.
  • Бондаренко И.Ф.
RU2094415C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 101 502 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СЪЕЗДА

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм. Техническая задача: снижение трудоемкости работ по формированию транспортного уступа за счет уменьшения его ширины. Сущность изобретения: способ формирования транспортного съезда включает проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской ступа, формирование борта на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля. Начало капитальной траншеи смещают на величину опережения зарезки нового горизонта, после формирования борта на данном горизонте оконтуривают породный ограждающий целик со стороны проезжей части и производят уборку горной массы на проектную глубину. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 101 502 C1

Способ формирования транспортного съезда, включающий проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формирование борта на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля транспортного съезда, отличающийся тем, что начало капитальной траншеи смещают на величину опережения зарезки нового горизонта, после формирования борта оконтуривают породный ограждающий целик со стороны проезжей части и производят уборку горной массы на проектную глубину.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2101502C1

Кумачев К.А
Майминд В.Я
Проектирование железорудных карьеров
- М.: Недра, 1981.

RU 2 101 502 C1

Авторы

Акишев А.Н.

Бахтин В.А.

Даты

1998-01-10Публикация

1995-06-14Подача