Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно к поршням ДВС, преимущественно дизельным и может быть использовано в большинстве устройств подобного рода, имеющих поршневые группы.
Одной из центральных проблем при создании двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является конструирование деталей его кривошипно-шатунного механизма и в первую очередь поршней с учетом возникающей при их работе теплонапряженности.
К настоящему моменту накоплено значительное число принципиально отличающихся друг от друга технических решений позволяющих тем или иным образом компенсировать или регулировать тепловое расширение поршня.
В отношении последнего проблема сводится к уменьшению передачи тепла от днища к поршневым кольцам и юбке с целью стабилизации размеров и формы юбки и, как следствие, удержанию заданных тепловых зазоров в сопряжении "поршень-цилиндр" на всех режимах двигателя внутреннего сгорания.
Известны методы отвода тепла и компенсации его воздействия, например, созданием в поршне кольцевых полостей для циркуляции охлаждающей жидкости или выполнением в головке поршня замкнутой полости с вакуумом в ней. Известны технические решения с применением термоизоляционной накладки, позволяющей уменьшить тепловой поток от днища к кольцам. Однако наибольшее практическое распространение получило применение термокомпенсаторов для направленного изменения формы поршня при его нагреве, согласно которому юбка снабжена кольцевыми вставками, например, различных форм (см. а.с. СССР N1333808, кл.F 02 F 3/02 1985, заявка ФРГ N 3410655, кл. F 02 F 3/02 1985), либо обладающими эффектом памяти (см. а.с. СССР N1326750, кл. F 02 F 3/02 1985).
Вместе с тем вышеприведенные пути решения проблемы лежат через создание конструкции поршня, в которой последний состоит из двух и более деталей, сопрягаемых друг с другом разъемным или неразъемным соединением (см. например, патент США 2104347, кл. 92-176, 1938). Это обстоятельство по вполне понятным причинам усложняет технологию изготовления поршня.
К другому остающемуся по прежнему привлекательным, направлению поиска решения упомянутой проблемы относятся такие конструкции поршня, в которых последний представляет собой одну деталь, заготовку которой получают прогрессивными производительными методами, такими как литье, штамповка жидкого металла и т.д.
Известен, например, поршень двигателя внутреннего сгорания, содержащий головку с днищем и канавками под компрессионные и маслосъемные кольца, бобышки с отверстиями под поршневой палец и сочлененную с головкой юбку, имеющую внутреннюю поверхность, соосную головке и наружную поверхность, в поперечном сечении имеющую форму эллипса, малая ось которого параллельна оси отверстий в бобышках. Днище имеет внутреннюю торцевую поверхность, а бобышки выступают внутрь поршня и имеют боковые стороны. Нижняя канавка под нижнее маслосъемное кольцо имеет нижнюю и верхнюю стенки и дно, а между головкой и юбкой выполнены сквозные прорези в плоскости, проходящей ниже плоскости верхней стенки нижней канавки. Каждая сквозная прорезь выполнена на дуге, составляющей менее половины окружности головки так, что упомянутое сочленение головки с юбкой осуществлено в зоне бобышек (а.с. СССР N 868077, кл. F 02 F 3/02, 1979). Такое выполнение поршня позволяет снизить тепловые потоки от головки к юбке, но при этом несколько снижается жесткость поршня, необходимая сопротивлению рабочей нагрузке, это требует определенного усиления самой головки и бобышек. В качестве ответной меры, решающей проблему усиления поршней со сквозными прорезями, явилось создание ряда конструкций, в которых юбка вовсе освобождена от бобышек, а отверстия для опоры поршневого пальца размещены в специально для этого выполненном приливе к торцевой поверхности днища головки, причем в юбке выполнены отверстия, необходимые лишь для монтажа поршневого пальца (например, заявка ФРГ N2430829, кл. F 02 F 3/00, 1976, а.с. СССР N 1694961, кл. F 02 F 3/04, 1990) Развитие такого технического решения привело к выполнению юбки, состоящей, например, из трех небольших фрагментов (заявка ФРГ N3505037, кл. F 02 F 3/00 1986) или из двух симметричных участков (заявка ФРГ N3723005, кл. F 02 F 3/00, 1989). Логическим завершение развития явилось создание конструкции, в которой юбка представляет собой отдельную от головки деталь (заявка ФРГ N4010062, кл. F 02 F 3/00, 1991).
Вместе с тем, несмотря на оригинальность приведенных технических решений, ощущалась насущная необходимость сохраняя все достоинства широко применяемых поршней традиционной конструкции со сквозными прорезями между головкой и юбкой (см. упоминавшееся а.с. СССР N868017) придать такой конструкции одновременно большее совершенство в трех направлениях: обеспечить более эффективный отвод тепла от юбки и поршневых колец, придать поршню большую жесткость, необходимую для сопротивления рабочей нагрузке и повысить эффективность стабилизации формы и размеров поршня при его нагреве. Явно, что усиление поршня прямым увеличением толщины днища это проигрыш в количестве требуемого материала, это создание нежелательного эффекта большей аккумуляции тепла в головке и конечно же нежелательное увеличение массы поршня.
Преимуществом предложенной конструкции, выгодно отличающей ее от известной по а. с. СССР N868077 и других вышеприведенных технических решений является то, что одновременно существенно снижен уровень теплопередачи от головки к юбке и поршневым кольцам, увеличена жесткость поршня, необходимая сопротивлению рабочей нагрузке и улучшена способность поршня к стабилизации его формы и размеров при нагреве.
Это преимущество реализуется благодаря тому, что на упомянутой головке поршня выполнены сопряженные с ней два кольцевых выступа в виде секторов полого круглого цилиндра, соосного головке, причем наружная поверхность кольцевых выступов выполнена диаметром меньшим, чем диаметр дна канавки под нижнее маслосъемное кольцо с образованием зазора между ней и внутренней поверхностью юбки. Упомянутое сопряжение головки с кольцевыми выступами осуществлено их внутренней поверхностью с торцовой поверхностью днища и их наружной поверхностью с плоскостью сквозных прорезей. Кроме этого внутренняя наружная поверхность кольцевых выступов сопрягаются с обеими боковыми сторонами каждой из бобышек и обе поверхности сопрягаются друг с другом торцевой поверхностью кольцевых выступов.
Торцевая поверхность кольцевых выступов лежит в плоскости, перпендикулярной оси головки ниже плоскости нижней стенки канавки под нижнее маслосъемное кольцо, это обеспечивает эффективный отвод тепла от всех поршневых колец и юбки и повышает эффективность стабилизации формы и размеров поршня при его нагреве. Торцевая поверхность кольцевых выступов может быть выполнена седловидой, при этом ближайшие к торцевой поверхности днища две ее точки находятся в плоскости, проходящей через ось головки перпендикулярно оси отверстий в бобышках, а наиболее удаленное в зонах сопряжения кольцевых выступов с боковыми сторонами бобышек. Это обеспечивает оптимальную жесткость поршня сопротивлению рабочей нагрузке в любой осевой плоскости.
На фиг.1 изображен предлагаемый поршень, фронтальный разрез по его геометрической оси; на фиг.2 сечение поршня А-А на фиг.1 на фиг.3 сечение поршня Б-Б на фиг.1.
Поршень ДВС содержит головку 1 с днищем 2 и канавками 3 под компрессионные и маслосъемные кольца. Поршень имеет бобышки 4 с отверстиями 5 под поршневой палец и сочлененную с головкой 1 юбку 6, имеющую внутреннюю поверхность 7, соосную головке 1 и наружную поверхность 8, в поперечном сечении, имеющую форму эллипса, малая ось которого параллельна оси отверстий 5 в бобышках 4. Днище 2 имеет внутреннюю торцовую поверхность 9, а бобышки 4 выступают внутрь поршня и имеют боковые стороны 10. Нижняя канавка 11 под нижнее маслосъемное кольцо имеет нижнюю стенку 12, и верхнюю стенку 13 и дно 14. Между головкой 1 и юбкой 6 выполнены сквозные прорези 15 в плоскости, проходящей ниже плоскости верхней стенки 13 нижней канавки 11. Сквозные прорези 15 выполнены на дуге, составляющей менее половины окружности головки, так что сопряжение головки 1 с юбкой 6 осуществлено в зоне бобышек 4.
В головке 1 выполнены сопряженные с ней кольцевые выступы 16 в виде секторов полого круглого цилиндра, соосного головке 1. Наружная поверхность 17 кольцевых выступов 16 выполнена диаметром меньшим, чем диаметр дна 14 нижней канавки 11 с образованием зазора "а" между ней и внутренней поверхностью 7 юбки 6. Головка 1 и кольцевые выступы 16 сопрягаются внутренней торцевой поверхностью 9 днища 2 с внутренней поверхностью 18 кольцевых выступов 16 и их наружной поверхностью 17 с плоскостью сквозных прорезей 15. Обе поверхности 17 и 18 сопрягаются с боковыми сторонами 10 бобышек 4 и друг с другом торцовой поверхностью 19 кольцевых выступов 16.
Кроме этого, торцовая поверхность 19 выполнена на расстоянии от внутренней торцовой поверхности 9 днища 2 большем, чем нижняя канавка 11.
Однако торцевая поверхность 19 может быть выполнена седловидной, при этом ближайшие к внутренней торцевой поверхности 9 обе ее точки "б" находятся в плоскости, проходящей через ось головки 1 перпендикулярно оси отверстий 5 в бобышках 4, а наиболее удаленные "в"- в зонах сопряжения кольцевых выступов 16 с боковыми сторонами 10 бобышек 4.
Поршень работает следующим образом.
Поршень перемещается согласно циклу ДВС и нагревается от контакта рабочей смесью. Во время работы днище 2 поршня нагрето значительно сильнее, чем юбка 6, благодаря имеющимся сквозным прорезям 15 и наличию двух кольцевых выступов 16, выполняющих роль эффективных теплоотводов. В результате на юбку 6 и поршневые кольца передается минимум тепла, при этом обеспечивается стабилизация размеров и формы юбки 6 и поршня в целом, а у поршневых колец снижается износ.
Во время действия на поршень рабочей нагрузки днище головки испытывает изгибные напряжения вокруг поршневого пальца. Негативными последствиями действия изгибных напряжений являются: искажение формы головки и связанной с ней юбки, приводящей к боковому износу их наружных поверхностей, а также возникновение усталостных трещин в головке поршня. Предложенная же конструкция благодаря кольцевым выступам 16 имеет повышенную жесткость днища 2, в результате чего полностью компенсируются вышеприведенные негативные последствия.
При прочих равных условиях по сравнению с упомянутыми поршнями, конструкция которых имеет специальный прилив к днищу головки для опоры поршневого пальца, предложенный поршень легче, при этом не уступает известным по жесткости.
Таким образом, предложенный поршень прогрессивен как в части технологии его изготовления благодаря тому, что не требуется закладки в отливку полуколец-термокомпенсаторов или выполнения поршня из нескольких частей, так и в части его технических характеристик, т.к. он имеет меньшую массу при равной жесткости и снабжен эффективным теплоотводом с надежной стабилизацией его размеров и формы при нагреве.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Поршень двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1726820A1 |
ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2001 |
|
RU2206776C2 |
СОСТАВНОЙ ПОРШЕНЬ | 1992 |
|
RU2062897C1 |
СОСТАВНОЙ ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ С УПЛОТНИТЕЛЕМ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2461727C2 |
Поршень | 1990 |
|
SU1754995A1 |
Составной поршень двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1698469A1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2116487C1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2020 |
|
RU2750829C1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2121591C1 |
Поршень двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1687830A1 |
Использование: в двигателях внутреннего сгорания, преимущественно дизельных, а также в большинстве устройств подобного рода, имеющих поршневую группу. Поршень имеет два кольцевых выступа 16 в виде секторов полого круглого цилиндра соосного головке 1, сопряженных своей внутренней поверхностью 18 с внутренней торцовой поверхностью 9 днища 2. Наружная поверхность 17 кольцевых выступов 16 имеет диаметр меньший диаметра 14 нижней канавки 11 под нижнее маслосъемное кольцо и сопрягается с плоскостью сквозных прорезей 15, образуя зазор "а" с внутренней поверхностью 7 юбки 6. Обе поверхности 17 и 18 сопрягаются с боковыми сторонами 10 бобышек 4, а друг с другом - торцевой поверхностью 19. Технический результат - улучшение технологии изготовления поршня благодаря тому, что не требуется закладки в отливку полуколец-термокомпенсаторов и выполнения поршня из нескольких частей, а также улучшение технических характеристик поршня, поскольку он имеет меньшую массу при равной жесткости, которую ему придают кольцевые выступы, при этом последние являются эффективными теплоотводами, обеспечивающими надежную стабилизацию размеров и формы поршня при нагреве. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
SU, авторское свидетельство, 868077, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1998-01-10—Публикация
1996-04-11—Подача