Изобретение относится к химической технологии, в частности, к ингибиторам коррозии для антифризов, применяемых в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в качестве теплоносителей в теплообменных аппаратах.
Известны композиции ингибиторов коррозии цветных металлов, применяемые для приготовления антифризов [1, 2], однако они не предотвращают коррозию чугуна и стали. С другой стороны, антифриз, изготовленный на основе ингибитора черных металлов [3], агрессивен по отношению к латуни.
 Наиболее близким по составу, свойствам и достигаемой цели является антифриз следующего состава (прототип [4]), мас.%:
 Этиленгликоль - 95,0
 Тетраборат натрия - 2,0
 Гидроокись щелочного металла - 0,5
 Соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола - 0,2
 Вода - 9,1
 Однако антифриз согласно прототипу неустойчив по отношению к жесткой воде, обладает невысокими защитными свойствами по отношению к алюминию, а из-за наличия в нем тетрабората натрия оказывает неблагоприятное влияние на организм человека и, следовательно, не соответствует современным требованиям, предъявляемым к антифризам.
Цель изобретения - получение ингибитора коррозии с высокими защитными свойствами по отношению к конструктивным материалам двигателя и экологически безвредного.
 Цель достигнута тем, что ингибитор коррозии, содержащий этиленгликоль, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола, гидроокись щелочного металла и воду, дополнительно содержит ортофосфорную кислоту, карбонат щелочного металла и трилон Б, а в качестве гидроокиси щелочного металла - гидроокись калия при следующем соотношении компонентов, мас.%:
 Ортофосфорная кислота, 87%-ная - 7,70-7,90
 Гидроокись калия - 7,90-8,60
 Карбонат щелочного металла - 0,50-0,70
 Соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола - 0,15-0,40
 Трилон Б - 0,28-0,30
 Вода - 14,0-15,0
 Этиленгликоль - Остальное
 Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что данный состав ингибитора коррозии отличается от известного введением трех новых компонентов и, таким образом, данное техническое решение соответствует критерию "новизна".
Применение в данном составе новых компонентов при указанном их соотношении обеспечивает свойства, которые проявляются только в данном техническом решении: высокая коррозионная стабильность состава относительно конструкционных материалов (медь, латунь, припой, сталь, чугун, алюминий) при сохранении устойчивости к жесткой воде, а также отсутствие добавок, неблагоприятно влияющих на организм. При изучении других технических решений в данной области технологии признаки, отличающие предлагаемое изобретение от прототипа, не были выявлены, что обеспечивает соответствие данного технического решения критерию "существенные отличия".
Ингибитор данного состава готовят последовательным смешиванием компонентов.
Пример 1. В емкость помещают 14,0 г воды, 7,70 г 87%-ной ортофосфорной кислоты, 7,90 г гидроксида калия, 0,5 г карбоната натрия, 0,15 г натриевой соли 2-меркаптобензтиазола, 0,28 г трилона Б, 67,47 г этиленгликоля и смесь перемешивают в течение 1 ч до полного растворения компонентов. Из составов ингибитора коррозии, указанных в примерах 1-13 (табл. 1), готовят образцы антифризов для испытаний на коррозионную активность путем его разбавления этиленгликолем в соотношении 1:6.
Образцы антифризов подвергают коррозионным испытаниям в виде их 50%-ных растворов по методике ASTM D-1384 в течение 336 ч при 88 ± 1oC с аэрацией воздухом. Сравнительные результаты коррозионных испытаний представлены в табл. 2.
Основные физико-химические свойства полученного ингибитора коррозии и антифриза, полученного на его основе, представлены в табл. 3.
 Приготовленные составы испытывют на стойкость к жесткой воде. Используемый антифриз разбавляют в объемном соотношении 1:1 жесткой водой следующего состава, мг/л:
 Хлорид кальция - 275
 Сульфат натрия - 148
 Хлорид натрия - 165
 Карбонат натрия - 138,
 нагревают до 88 ± 2oC и оставляют на 24 ч в темном месте. В качестве контрольного образца используют 50%-ный раствор антифриза в дистиллированной воде. Критерием устойчивости антифриза к жесткой воде является отсутствие осадка и расслоения жидкой фазы. Как видно из табл. 1 и 2, составы 1-5 обладают достаточно высокими антикоррозионными свойствами.
Уменьшение концентрации соли щелочного металла 2-меркаптобензиазола ниже 0,15 мас.% вызывает усиление коррозии цветных металлов (пример 6).
Увеличение его концентрации более 0,40 мас.% не приводит к повышению положительного эффекта (пример 7).
При содержании карбоната щелочного металла выше верхнего предела усиливается коррозия алюминия (пример 8), а при содержании ниже 0,50 мас.% происходит образование осадка (пример 11).
Увеличение содержания трилона Б выше верхнего предела приводит к снижению коррозионной стойкости цветных металлов (пример 9). Снижение его концентрации ниже 0,28 мас.% приводит к выпадению осадка при смешивании с жесткой водой (пример 10).
Уменьшение концентрации ортофосфорной кислоты и гидроокиси калия ниже нижнего предела приводит к усилению коррозии черных металлов (пример 13), а при их концентрации выше верхнего предела не приводит к увеличению положительного эффекта (пример 12).
Таким образом, антифриз, полученный на основе данного ингибитора коррозии, обладает высокими защитными свойствами по отношению к конструкционным материалам двигателей внутреннего сгорания, устойчив к жесткой воде и не содержит добавок, приводящих к неблагоприятному физиологическому воздействию на человека.
| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ ДЛЯ АНТИФРИЗОВ | 1997 | 
 | RU2118404C1 | 
| ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ ДЛЯ АНТИФРИЗОВ | 1997 | 
 | RU2125074C1 | 
| АНТИФРИЗ | 1997 | 
 | RU2117024C1 | 
| АНТИФРИЗ | 2002 | 
 | RU2219216C1 | 
| АНТИФРИЗ | 1995 | 
 | RU2103310C1 | 
| АНТИФРИЗ | 1999 | 
 | RU2156787C1 | 
| ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ ДЛЯ АНТИФРИЗОВ | 1998 | 
 | RU2141008C1 | 
| Рецептура охлаждающей жидкости | 2019 | 
 | RU2751880C2 | 
| ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 2001 | 
 | RU2213119C2 | 
| Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости, совместимой с другими охлаждающими жидкостями | 2019 | 
 | RU2748915C2 | 
 
		
		 
		
         
         
            Изобретение относится к химической технологии, в частности, к ингибиторам коррозии для антифризов, применяемых для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в качестве теплоносителей в теплообменных аппаратах. Ингибитор коррозии содержит, мас.%: ортофосфорную кислоту 7,7-7,9, гидроокись калия 7,9-8,6, карбонат щелочного металла 0,5-0,7, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,15-0,4, Трилон Б 0,28-0,3, воду 14-15 и этиленгликоль - остальное. Применение ингибитора коррозии позволяет получить экологически чистый ингибитор, обладающий высокими защитными свойствами по отношению к конструкционным материалам двигателей внутреннего сгорания. 3 табл.
Ингибитор коррозии для антифризов, содержащий этиленгликоль, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола, гидроокись щелочного металла и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит ортофосфорную кислоту, карбонат щелочного металла и Трилон Б, а в качестве гидроокиси щелочного металла гидроокись калия при следующем соотношении компонентов, мас.
 Ортофосфорная кислота 87%-ная 7,70 7,90
 Гидроокись калия 7,90 8,60
 Карбонат щелочного металла 0,50 0,70
 Соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,15 0,40
 Трилон Б 0,28 0,30
 Вода 14 15
 Этиленгликоль Остальноеu
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
| CS, патент, 226394, кл | |||
| Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 | 
 | SU23A1 | 
| Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 | 
 | SU2A1 | 
| JP, патент, 59-157161, кл | |||
| Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 | 
 | SU9A1 | 
| Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 | 
 | SU3A1 | 
| CS, патент, 213153, кл | |||
| Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 | 
 | SU23A1 | 
| Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 | 
 | SU4A1 | 
| US, патент, 3960740, C09 K 50/00, 1976. | |||
Авторы
Даты
1998-02-10—Публикация
1995-12-29—Подача