СПОСОБ РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ Российский патент 1998 года по МПК F01P3/22 

Описание патента на изобретение RU2104399C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на машинах с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), оснащенных жидкостной системой охлаждения.

Известен способ работы жидкостной системы охлаждения ДВС, состоящий из подачи охлажденной жидкости в зарубашечное пространство, нагрева жидкости для отвода тепла от цилиндров и камер сгорания и подачи нагретой жидкости в радиатор для охлаждения.

Недостатком известного способа является ограниченные эксплуатационные возможности системы охлаждения, т.е. работа только на отвод излишней теплоты от ДВС.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных возможностей жидкостной системы охлаждения ДВС при работе в условиях температур окружающей среды выше +25oC, например, ее использования для отвода теплоты из кабины машины. Это необходимо, например, для кондиционирования воздуха в кабине при эксплуатации в условиях жаркого климата.

Указанная цель достигается тем, что при работе ДВС в условиях температур окружающей среды выше +25oC, охлаждающую жидкость нагревают до эксплуатационной температуры и подают в радиатор, частично испаряют, пар направляют в конденсатор и конденсируют, конденсат подают в испаритель и испаряют, создают в испарителе температуру ниже температуры окружающей среды, пар из испарителя подают на вход охлаждающей жидкости в зарубашечное пространство и при абсорбции с охлаждающей жидкостью конденсируют.

На чертеже представлена схема системы охлаждения ДВС для реализации предлагаемого способа.

Система охлаждения ДВС содержит собственно ДВС 1, термостат 2, радиатор 3, конденсатор (дополнительный радиатор) 4, испаритель (радиатор отопления кабины) 5, вентиляторы 6 т 8, дроссели 7 и 9, патрубок 10, циркуляционный насос 11. Радиатор 3, конденсатор 4, дроссель 7, испаритель 5 и патрубок 10 соединены последовательно между собой трубопроводами, причем патрубок 10 своим выходным отверстием установлен во всасывающую линию 12 насоса 11. Верхний бачок 13 радиатора 3 соединен с выходом зарубашечного пространства ДВС 1 через дроссель 9.

В качестве охлаждающей жидкости в систему охлаждения залита смесь низкокипящей жидкости, например, этиламина и растворителя, например глицерина. Температура кипения при давлении 760 мм рт. ст. для этиламина равна +16,5oC, а для глицерина +290oC.

При работе системы охлаждения в установившемся режиме охлаждающую жидкость из радиатора 3 насосом 11 подают в зарубашечное пространство ДВС 1, где ее нагревают до эксплуатационной температуры (в пределах 95 -120oC). При этом этиламин нагрет до температуры выше точки кипения, но кипения не происходит из-за избыточного давления в зарубашечном пространстве. Избыточное давление создается насосом 11. Затем из зарубашечного пространства смесь нагретого глицерина и перегретого этиламина подают в радиатор 3 через дроссель 9, посредством которого понижают давление охлаждающей жидкости на входе в верхний бачок 13 радиатора 3. При этом происходит испарение этиламина. Пары этиламина поступают в конденсатор 4, где их конденсируют. Охлаждение конденсатора 4 и радиатора 3 создают путем обдува окружающим воздухом посредством вентилятора 8. Далее конденсат этиламина через дроссель 7 подают самотеком в испаритель 5. Посредством дросселя 6 и патрубка 10 в испарителе создают пониженное давление по сравнению с давлением в верхнем бачке 13 радиатора 3 и в зарубашечном пространстве ДВС. При этом конденсат этиламина в испарителе 5 испаряют и в последнем за счет скрытой теплоты фазового перехода при испарении этиламина создают температуру в пределах 15 - 20oC. При значениях температуры окружающей среды выше +20oC осуществляют кондиционирование воздуха путем его подачи в кабину (на чертеже не обозначена) через испаритель 5 вентилятором 6. Далее пары этиламина подают через патрубок 10 на вход охлажденного в радиаторе 3 глицерина в зарубашечное пространство и за счет абсорбции этиламина глицерином пары конденсируют.

Проведена апробация предлагаемого способа на дизельном двигателе. При температуре окружающего воздуха +40oC была создана температура в испарителе +20oC. Охлаждающая жидкость из смеси 10% этиламина и 90% глицерина (по весу) позволяет обеспечить необходимый отвод тепла от ДВС при работе последнего на номинальной нагрузке. Предлагаемая охлаждающая жидкость химически стабильна, инертна к металлам и резинотехническим изделиям ДВС и при эксплуатации не вызывает вредных воздействий на обслуживающий персонал.

Применение предлагаемого изобретения позволяет повысить эксплуатационные возможности системы охлаждения путем использования последней для выработки холода на машинах с ДВС для последующего кондиционирования воздуха в кабине при эксплуатации в условиях жаркого климата.

Похожие патенты RU2104399C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Шестов Алексей Михайлович
RU2488015C1
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Шестов Алексей Михайлович
RU2573435C2
Система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания 2018
  • Кондрашов Юрий Павлович
RU2703111C2
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Евенко В.И.
  • Васильев Г.Л.
  • Евенко В.В.
RU2006604C1
Способ работы кондиционера транспортного средства 2016
  • Курчатов Эдуард Юрьевич
  • Гуреев Виктор Михайлович
RU2635430C2
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ И ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ 1992
  • Замараев Олег Александрович
  • Замараев Юрий Александрович
RU2050442C1
КОГЕНЕРАЦИОННАЯ УСТАНОВКА С ГЛУБОКОЙ УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Паршуков Владимир Иванович
  • Ощепков Андрей Сергеевич
  • Ефимов Николай Николаевич
  • Кихтев Иван Максимович
  • Пащенко Вера Сергеевна
RU2725583C1
СИСТЕМА ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ 1987
  • Абакумов Леонид Григорьевич
  • Вивденко Александр Александрович
  • Грезин Александр Кузьмич
  • Деньгин Валерий Георгиевич
  • Кропотин Юрий Геннадьевич
  • Куркин Владимир Нилович
  • Андреев Владимир Васильевич
  • Маслаков Владимир Александрович
  • Мифтахов Рафик Мугалимович
  • Никонов Алексей Андреевич
  • Овчинников Виктор Сергеевич
  • Пучинин Александр Васильевич
  • Романенко Юрий Викторович
  • Сургучев Олег Владимирович
  • Цихоцкий Владислав Михайлович
  • Юрин Юрий Андреевич
SU1839913A1
КЛИМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Жаров Александр Викторович
  • Павлов Александр Анатольевич
  • Костылев Иван Владелинович
  • Смирнов Леонид Владимирович
  • Пастухов Вадим Юрьевич
RU2573514C1
СИСТЕМА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И НАГРЕВАНИЯ 2009
  • Халль Ола
RU2472643C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ РАБОТЫ ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Использование: в машиностроении и может быть использовано на машинах с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), оснащенных жидкостной системой охлаждения. Сущность изобретения: при работе ДВС в условиях температур окружающей среды выше +25oC охлаждающую жидкость нагревают до эксплуатационной температуры и подают в радиатор, частично испаряют, пар направляют в конденсатор и конденсируют, конденсат подают в испаритель и испаряют, создают в испарителе температуру ниже температуры окружающей среды, пар из испарителя подают на вход охлаждающей жидкости в зарубашечное пространство и при абсорбции с охлаждающей жидкостью конденсируют. Изобретение позволяет повысить эксплуатационные возможности системы охлаждения путем использования последней для выработки холода на машинах с ДВС для последующего кондиционирования воздуха в кабине при эксплуатации в условиях жаркого климата. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 104 399 C1

Способ работы жидкостной системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС), включающий в себя подачу жидкости в зарубашечное пространство ДВС, нагрев жидкости, подачу ее в радиатор для последующего охлаждения, отличающийся тем, что охлаждающую жидкость нагревают до эксплуатационной температуры, подают в радиатор, частично испаряют, пар направляют в конденсатор и конденсируют, конденсат подают в испаритель и испаряют, создают в испарителе температуру ниже температуры окружающей среды, пар из охладителя подают в зарубашечное пространство и при абсорбции с охлаждающей жидкостью конденсируют.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2104399C1

Двигатели внутреннего сгорания
Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей
/Под ред
Орлина А.С
- М.: Машиностроение, 1990, с
Способ прикрепления барашков к рогулькам мокрых ватеров 1922
  • Прокофьев С.П.
SU174A1

RU 2 104 399 C1

Даты

1998-02-10Публикация

1993-10-06Подача