Система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания Российский патент 2019 года по МПК F01P3/20 

Описание патента на изобретение RU2703111C2

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а именно к конструированию систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известны двухконтурные системы водяного охлаждения (системы), в которых пресная, умягченная вода внутреннего контура охлаждает блоки и крышки цилиндров, маслоохладитель, воздухоохладитель [1].

Внешний контур циркуляции охлаждает теплообменники (радиаторы, «теплые ящики») внутреннего контура и сбрасывает тепло в окружающую среду.

Теплообменники, передающие тепло от внутреннего контура во внешний контур, как правило водо-водяные, или водо-воздушные.

Известны пароэжекторные холодильные машины (установки) [2], [3], служащие для охлаждения больших количеств технической воды на промпредприятиях. Охлаждение воды происходит в результате ее частичного испарения с отбором скрытой теплоты парообразования от основной массы рабочей воды, циркулирующей через испаритель.

Прототипом заявляемому устройству является [1] «Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания», содержащая внутренний контур циркуляции состоящий из радиатора, циркуляционного насоса и зарубашечных пространств двигателя, маслоохладителя, воздухоохладителя и внешнего контура циркуляции для охлаждения радиатора.

Недостатки прототипа [1]

1. Использование теплообменников в виде водо-воздушных радиаторов увеличивает массо-габаритные показатели системы из-за низких коэффициентов теплопередачи.

2. Использование в системе водоструйных эжекторов с крайне низкими коэффициентами инжекции, ограничивает производительность испарителей (емкости 8)по холодному пару.

3. Высокие тепловые потери в окружающую среду с уходящими газами (УГ).

Цель изобретения

1. Сокращение тепловых потерь в окружающую среду,

2. Поддержание фиксированной температуры охлаждающей воды в испарителе независимо от режима работы двигателя, в результате чего повышается экономичность и увеличивается моторесурс двигателя [4], [5] .

Сокращение тепловых потерь в окружающую среду (по сравнению с [1]) достигается тем, что в выхлопном коллекторе двигателя установлен подогреватель отепленной воды 3, что сокращает тепловые потери с УГ в окружающую среду.

Сокращение тепловых потерь в окружающую среду по сравнению с [2], [3], [4] достигается тем, что в предлагаемом устройстве отсутствует паровой котел, вырабатывающий для эжектора рабочий пар, тепло которого вместе с теплом охлаждения выносится из системы в окружающую среду через конденсатор.

Поясняю, в предлагаемой системе применены два испарителя (испарители 1 и 6), при этом испаритель 6 является источником рабочего пара для эжектора 5, - вследствие этого не нужен и паровой котел.

Поставленная задача достигается за счет того, что система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая контур циркуляции, два испарителя: первый испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в воздухоохладитель, а отепленная вода возвращается в первый испаритель через распределительную гребенку, и второй испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в двигатель и маслоохладитель, а отепленная вода возвращается в второй испаритель, при этом отепленная вода возвращается в второй испаритель через терморегулирующий вентиль и распределительную гребенку, при этом первый и второй испарители связаны между собой гидростатически циркуляционной трубой, первый испаритель снабжен вакуум-насосом, а эжектор выполнен с подачей рабочего пара из второго испарителя с подачей холодного пара из первого испарителя, с подачей смеси рабочего и холодного пара в конденсатор и сбросом конденсата в второй испаритель.

Предлагаемая система сбалансирована по тепловой нагрузке, - сколько система поглощает теплоты для своей работы от двигателя 8, столько же она и выделяет в окружающую среду через конденсатор 7. А с учетом того, что температура конденсации 63°С, - появляется реальная возможность использовать это тепло для хозяйственно-бытовых нужд, в этом случае, тоже сокращаются тепловые потери в окружающую среду через систему.

Подержание фиксированной температуры охлаждающей воды в испарителе второго контура 6 достигается за счет образования в нем постоянного количества пара, независимо от режима работы двигателя. При этом температура отепленной воды 80°С поддерживается постоянной при помощи терморегулирующего вентиля 12, направляющего поток отепленной воды через подогреватель 13, расположенный в выхлопном коллекторе двигателя, который также сокращает тепловые потери в окружающую среду.

Теоретическое обоснование предлагаемого изобретения изложено автором в [4]. К сожалению, в системе [4] применен в качестве конденсатора водоструйный эжектор с низким коэффициентом инжекции, что ограничивает применение системы [4] на практике.

Предлагаемое устройство поясняется чертежом. Графическое изображение состоит из одной фигуры - фигура 1. Фигура 1 изображает схему устройства «Система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания».

На Фиг. 1 рабочая вода первого контура с tН1=25°С (температура насыщения воды при PН1=3,17 кПа) из испарителя первого контура 1 подается насосом 2 к воздухоохладителю 3 (ВО), где охлаждая воздух, нагревается до t=30°С, затем отепленная вода через распределительную гребенку 4 сбрасывается в испаритель 1. Из испарителя 1 холодный пар отсасывается эжектором 5, который получает рабочий пар с tH2=70°С и РH2=31,2 кПа из испарителя второго контура 6. Далее смесь паров с параметрами (tC=63°С, РC=8,2 кПа) из эжектора 5 попадает в конденсатор 7 где конденсируется отдавая тепло во внешнюю среду или на хозяйственно-бытовые нужды. Конденсат из конденсатора 7 сбрасывается в испаритель 6.

Рабочая вода второго контура для охлаждения двигателя 8 (Д) и маслоохладителя 9 (МО) подается из испарителя второго контура 6 насосом 10. Отепленная вода из двигателя 8 и маслоохладителя 9 нагретая до 80°С сбрасывается через распределительную гребенку 11в испаритель 6.

Для поддержания температуры отепленной воды в 80°С, независимо от режима работы двигателя 8, перед распределительной гребенкой 11 установлен терморегулирующий вентиль 12, направляющий поток отепленной воды через подогреватель 13, когда температура отепленной воды опускается ниже 80°С.

Давление PH1=3,17 кПа в испарителе 1 создает вакуум-насос 14, который необходим при запуске и выходе системы охлаждения на рабочий режим.

Испаритель 1 и испаритель 6 связаны между собою по давлению гидростатически циркуляционной трубой 15 - гидравлическим затвором для поддержания НГ - геометрической высоты столба воды, обеспечивающего перепад давления в испарителях 1 и 6.

На случай запуска двигателя 8 из холодного состояния, испаритель 6 снабжен подогревателем 16.

Литература

1. Патент SU №1553744 А1 на изобретение «Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания». 1988 г.

2. М.А. Сильман, М.Г. Шумелишский «Пароводяные эжекторные холодильные машины» М. «Легкая и пищевая промышленность», 1984 г. С. 5-8.

3. A.M. Бакластов «Промышленные тепломассообменные процессы и установки». М. «Энергоиздат», 1986 г. С. 289-292.

4. Ю.П. Кондрашов «Система жидкостного охлаждения судовых ДВС с термофиксацией параметров охлаждения». «Изобретательство», том 15, №8, 2015 г., С. 53-55.

5. Е.Я. Соколов, Н.М. Зингер «Струйные аппараты». М. «Энергоатомиздат», 1989 г. С. 308-329.

Похожие патенты RU2703111C2

название год авторы номер документа
Паротурбинная установка АЭС двухконтурного типа 2021
  • Кондрашов Юрий Павлович
RU2779348C1
Паротурбинная установка со струйным эжектором и регенерацией отработанного пара 2022
  • Кондрашов Юрий Павлович
RU2784572C1
ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2000
  • Шляховецкий В.М.
  • Шляховецкий Д.В.
RU2199706C2
Силовая установка 1987
  • Иванов Сергей Николаевич
  • Липчук Владимир Абрамович
  • Рабинович Арон Вульфович
  • Лещинский Анатолий Моисеевич
  • Зубов Павел Анатольевич
  • Баринберг Григорий Давидович
  • Гольдберг Александр Азикович
  • Белов Владимир Петрович
  • Можжов Виктор Николаевич
  • Маркелов Евгений Васильевич
  • Лашманов Виктор Васильевич
  • Юрасов Геннадий Семенович
SU1514966A1
КОГЕНЕРАЦИОННАЯ УСТАНОВКА С ГЛУБОКОЙ УТИЛИЗАЦИЕЙ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Паршуков Владимир Иванович
  • Ощепков Андрей Сергеевич
  • Ефимов Николай Николаевич
  • Кихтев Иван Максимович
  • Пащенко Вера Сергеевна
RU2725583C1
СПОСОБ РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОПАРОВЫМ РАБОЧИМ ТЕЛОМ 2001
  • Акчурин Х.И.
  • Миронычев М.А.
  • Голубев П.А.
  • Клочай В.В.
RU2232913C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИОДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ РАСТИТЕЛЬНОГО МАСЛА В СВЕРХКРИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2020
  • Шевцов Александр Анатольевич
  • Сердюкова Наталья Алексеевна
  • Орешин Константин Вячеславович
  • Барабанов Даниил Сергеевич
  • Ткач Владимир Владимирович
RU2772417C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ БИОДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В СВЕРХКРИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 2021
  • Шевцов Александр Анатольевич
  • Сердюкова Наталья Алексеевна
  • Сафин Альберт Мирсалимович
  • Леденёва Ирина Владимировна
  • Орешин Константин Вячеславович
RU2767690C1
Система пароводяного отопления 2020
  • Кондрашов Юрий Павлович
RU2751738C1
Способ уменьшения вредных выбросов в атмосферу сжигающих топливо установок и устройство для очистки выбросов в атмосферу сжигающих топливо установок 2016
  • Кондрашов Виктор Васильевич
RU2639796C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 703 111 C2

Реферат патента 2019 года Система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая контур циркуляции, два испарителя: первый испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в воздухоохладитель, а отепленная вода возвращается в первый испаритель через распределительную гребенку, и второй испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в двигатель и маслоохладитель, а отепленная вода возвращается во второй испаритель, при этом отепленная вода возвращается во второй испаритель через терморегулирующий вентиль и распределительную гребенку, при этом первый и второй испарители связаны между собой гидростатически циркуляционной трубой, первый испаритель снабжен вакуум-насосом, а эжектор выполнен с подачей рабочего пара из второго испарителя с подачей холодного пара из первого испарителя, с подачей смеси рабочего и холодного пара в конденсатор и сбросом конденсата во второй испаритель. Изобретение обеспечивает поддержание фиксированной температуры охлаждающей воды в испарителях. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 703 111 C2

Система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая контур циркуляции, два испарителя: первый испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в воздухоохладитель, а отепленная вода возвращается в первый испаритель через распределительную гребенку, и второй испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в двигатель и маслоохладитель, а отепленная вода возвращается во второй испаритель, отличающаяся тем, что отепленная вода возвращается во второй испаритель через терморегулирующий вентиль и распределительную гребенку, при этом первый и второй испарители связаны между собой гидростатически циркуляционной трубой, первый испаритель снабжен вакуум-насосом, а эжектор выполнен с подачей рабочего пара из второго испарителя с подачей холодного пара из первого испарителя, с подачей смеси рабочего и холодного пара в конденсатор и сбросом конденсата во второй испаритель.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2703111C2

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Ковалев Александр Карпович
  • Козин Виктор Александрович
  • Ривкинд Борис Борисович
  • Тютюнов Александр Владимирович
SU1553744A1
Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1977
  • Дискин Марк Евгеньевич
  • Сокульский Вячеслав Николаевич
SU646077A1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Гарафутдинов Радик Рашитович
  • Тихонов Александр Иванович
  • Березин Евгений Борисович
SU1716180A1
Система охлаждения поршневого двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Мошенцев Юрий Леонидович
  • Швец Александр Михайлович
  • Курдюков Александр Петрович
  • Малков Евгений Александрович
  • Былинский Всеволод Константинович
SU1456621A1
JP 2012031736 A, 28.07.2007
Соляная ванна 1989
  • Радзиховский Леонид Андреевич
SU1754785A1

RU 2 703 111 C2

Авторы

Кондрашов Юрий Павлович

Даты

2019-10-16Публикация

2018-03-06Подача