Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям охватывающих и охватываемых деталей, и может быть использовано для их соединения по цилиндрическим поверхностям с натягом.
Известно соединение, которое содержит охватывающую и охватываемую детали, причем в охватывающей выполнены кольцевые канавки, а в охватываемой - кольцевые выступы, наружный диаметр которых меньше наружного диаметра канавок [2].
Это неразъемное соединение имеет радиальные зазоры в части посадочных поверхностей охватывающей и охватываемой деталей, что существенно снижает нагрузочную способность при передаче крутящего момента. Наличие зазоров также не обеспечивает необходимой прочности соединения в эксплуатации при воздействии переменных нагрузок.
За прототип принято соединение, выполненное в виде двух деталей, входящих одна в другую с натягом, при этом на одной из контактирующих поверхностей детали, имеющей большую твердость, выполнены профилированные элементы в виде выступов с переменным сечением по длине и высоте [1]. Недостатком такого устройства является то, что образование посадки с натягом выступами уменьшает величину площади фактического контакта посадочных поверхностей, что снижает нагрузочную способность соединения.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение нагрузочной способности соединения с натягом охватывающей и охватываемой деталей с различной поверхностной твердостью, содержащих на сопряженных цилиндрических поверхностях профилированные элементы в виде канавок.
Задача решается путем выполнения на детали с большей поверхностной твердостью канавок с криволинейным профилем и переменной глубиной по длине канавки. Максимальная глубина канавок равняется по величине упругому перемещению поверхности с меньшей твердостью, обусловленному напряженным состоянием контактирующих поверхностей соединения.
На фиг. 1 изображено поперечное сечение соединения с натягом; фиг. 2 - профиль канавки; фиг. 3 - продольное сечение канавки; фиг. 4 - поверхность с криволинейными канавками по длине; фиг. 5 - поверхность с винтовыми канавками.
Соединение с натягом состоит из охватывающей 1 и обхватываемой 2 деталей. Сопрягаемая поверхность детали 2 с большей поверхностной твердостью содержит канавки 3 с криволинейным профилем 4, выполненным, например, близким к радиусной кривой. По длине канавки профиль ее имеет переменную глубину от hmin до hmax (см. фиг. 3). Канавки 3 выполняют с образующими, параллельными образующей поверхности детали 2, а также с криволинейным 5 или винтовыми 6 и 7 расположениями образующих канавок. Канавки шириной "в" выполнены с равномерным смещением "p" относительно друг друга или с переменным шагом.
Для сборки соединения охватывающую деталь 1 нагревают до температуры, обеспечивающей сборочный зазор, устанавливают на сопрягаемую деталь и охлаждают до выравнивания температуры деталей соединения. В результате упругой деформации охватывающая поверхность детали 1 заполняет канавки охватываемой поверхности детали 2. Криволинейный профиль 4 канавок 3, переменная глубина профиля по длине каждой канавки обеспечивают дискретное напряженное состояние в точках контакта сопрягаемых поверхностей, при этом на поверхностях контакта напряжения возрастают, а в канавках 3 существенно снижаются. Такое распределение материала и напряжений в контактирующих поверхностях способствует повышению несущей способности соединений как по крутящему моменту, так и по осевому сдвигающему усилию. Этот эффект существенно повышается при выполнении канавок с криволинейными образующими в виде части торообразной поверхности, расположенной симметрично относительно продольной плоскости симметрии сопрягаемых цилиндрических деталей. В случаях действия нагрузки на охватываемую деталь под постоянно меняющимся углом к оси соединяемых деталей целесообразно применять соединение с расположением канавок по винтовым линиям. При реверсивной нагрузке следует использовать канавки с переменным шагом, что способствует снижению коррозионно-механического изнашивания из-за уменьшения величины микроперемещений в контактирующих поверхностях.
Результаты испытаний предложенных технических решений подтвердили существенное повышение нагрузочной способности соединения. В сравнении с прототипом (по 30% геометрической поверхности сопряженных поверхностей содержало канавки и выступы соответственно) соединение с канавками показало возможность повышения нагрузочной способности по осевому усилию в 1,3 - 1,5 раза, по крутящему моменту - в 1,4 - 1,8 раза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОЕДИНЕНИЙ С НАТЯГОМ | 1996 |
|
RU2095216C1 |
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ - ВТУЛКА | 1995 |
|
RU2096157C1 |
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ | 1995 |
|
RU2097236C1 |
СОЕДИНЕНИЕ КОЛЕС С ОСЬЮ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1999 |
|
RU2168660C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 1995 |
|
RU2096158C1 |
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ С НАТЯГОМ | 1999 |
|
RU2154564C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА С ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2081767C1 |
БУКСА С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ | 1995 |
|
RU2094274C1 |
СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1997 |
|
RU2138416C1 |
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ | 1995 |
|
RU2097235C1 |
Соединение с натягом применяется в машиностроении, в частности в соединениях охватывающих и охватываемых деталей, и может быть использовано для их соединения по цилиндрическим и коническим поверхностям с натягом. В соединении деталь с большой твердостью снабжена канавками с криволинейным профилем и переменной глубиной по длине. Сборка осуществляется с нагревом охватывающей детали с последующим охлаждением до стадии выравнивания температур в соединении. В результате изменения упруго-напряженного состояния сопряженных поверхностей повышается несущая способность и снижается коррозионно-механическое изнашивание соединения с натягом. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
SU, Авторское свидетельство N 431985, B 23 P 11/02, 1972 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
SU, Авторское свидетельство N 596746, F 16 B 4/00, 1978. |
Авторы
Даты
1998-03-10—Публикация
1995-02-21—Подача