СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Российский патент 1999 года по МПК B61K3/02 

Описание патента на изобретение RU2138416C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу смазывания гребней колес подвижного состава, и может быть использовано в устройствах с вращательными и возвратно- поступательными движениями звеньев для подведения смазочного материала к трущимся поверхностям звеньев.

Известны способы смазывания гребней колес подвижного состава, включающие подведение твердого смазочного материала, например, графита, к рабочей поверхности гребня, смазывание гребня поджатием стержня из графита к гребню колеса посредством пружины (см. Буйносов А.П., Наговицын B.C. Новый гребнесмазыватель на основе графитосодержащего материала. Железнодорожный транспорт, 1996, N 2, с. 40). Однако пружина в процессе работы теряет жесткость, что уменьшает давление на стержень и приводит к недопустимому снижению толщины смазочного слоя (см. , например, Буйносов А.П., Наговицын B.C. Новый гребнесмазыватель на основе графитосодержащего материала. Железнодорожный транспорт, 1996, N 2, с. 41). При таком способе смазывания твердый смазочный материал постоянно подводится к рабочей поверхности гребня, что обусловливает большой расход подводимого материала. Выполнение гребнесмазывателя в виде стержня снижает смазочную способность способа из-за колебаний, совершаемых в зоне контакта стержня с гребнем колеса (малая жесткость механической системы в направлении, перпендикулярном оси графитного стержня). Указанные особенности способа ухудшают условия смазывания гребней колес подвижного состава, а также способствуют увеличению расхода твердосмазочного материала.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу смазывания гребней колес подвижного состава является способ, заключающийся в поджатии твердого смазочного материала в виде тела качения к рабочей поверхности гребня (см. авторское свидетельство N 1661027, 07.07.1991 г.). Смазывание осуществляется роликом, взаимодействующим с гребнем колеса. Сила поджатия ролика определяется жесткостью пружины. Постоянное контактирование ролика со смазываемой поверхностью с неизменной величиной линейной скорости в мосте контакта не обеспечивает натирающего действия ролика, что снижает надежность нанесения твердосмазочного слоя на рабочую поверхность гребня колеса.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является увеличение срока службы колес путем совершенствования способа смазывания гребней, а также снижение расхода твердосмазочных материалов.

Предложенный способ смазывания гребней колес подвижного состава, включающий поджатие твердосмазочного материала к рабочей поверхности гребня, осуществляют следующим образом. В контакт с гребнем колеса вводят тело вращения, например, диск с твердосмазочным материалом на наружной поверхности, который совершает вращательное движение с окружной скоростью, близкой к окружной скорости поверхности катания колеса. Подведение смазочного материала к поверхности гребня осуществляется в периоды сопротивления гребня относительному перемещению наружной поверхности диска в зоне соприкосновения их поверхностей, т.е. в периоды ускоренного или замедленного движения состава. Интенсивность подведения твердосмазочного материала на рабочую поверхность гребня регулируют дополнительными грузами, размещенными на торцовой поверхности тела вращения.

Решение технической задачи поясняется чертежом, на котором представлена принципиальная схема смазывания гребня колеса подвижного состава.

Подведение смазочного материала к рабочей поверхности гребня осуществляется следующим образом. К вращающемуся гребню 1 колеса подводят диск 2, который поджимают к его рабочей поверхности. Наружную поверхность 3 диска 2 выполняют из самосмазывающегося материала. Она представляет собой дискретную или сплошную поверхность с профилем, отображающим профиль рабочей поверхности гребня. Ступицу диска устанавливают на ось 4, которую упругой связью 5 соединяют с корпусной деталью 6 подвижного состава (например, корпусом буксы, тележки). При вращении колесной пары за счет фрикционного контакта наружная поверхность 3 диска 2 совершает вращательное движение, при этом линейные скорости в точках касания контактирующих поверхностей гребня и диска близки по величине и направлению. Подведение смазочного материала - натирающее действие самосмазывающегося материала диска проявляется при изменении величин и (или) направлений линейных скоростей контактирующих поверхностей, т.е. в периоды ускоренного или замедленного движения подвижного состава. Величину разности линейных скоростей контактирующих поверхностей диска и гребня регулируют грузами 7, размещенными на торцовой поверхности диска. Массой грузов 7 и их расположением изменяют кинетическую энергию вращающегося диска и, соответственно, его угловую скорость в периоды ускоренного или замедленного движения состава, т.е. изменяют интенсивность подведения твердого смазочного материала на рабочую поверхность гребня.

Таким образом, предложенный способ смазывания гребней колес подвижного состава способствует снижению расхода твердого смазочного материала. Способ прост и универсален при выборе марки материала, обладает свойством "самодействия" - подведением смазки к гребню только в периоды замедленного или ускоренного движения состава, т.е. на сложных участках пути. Регулированием интенсивности подведения смазки обеспечивают повышение износостойкости рабочей поверхности гребня. Следует отметить экологическую чистоту предложенного способа смазывания.

Похожие патенты RU2138416C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2000
  • Бородин А.В.
RU2178750C2
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2001
  • Бородин А.В.
RU2189024C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 1995
  • Бородин А.В.
RU2096158C1
БУКСА С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ 1995
  • Бородин А.В.
  • Лисовский А.С.
  • Ковалева Н.В.
RU2094274C1
СТЫКОВАЯ НАКЛАДКА К ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ РЕЛЬСАМ 1996
  • Бородин А.В.
RU2098535C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ РЕБОРДЫ КОЛЕСА ЛОКОМОТИВА 1997
  • Супрун П.П.
  • Григоренко В.Г.
  • Гончарук С.М.
  • Крапивный В.А.
  • Доронин С.В.
RU2114752C1
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ 1995
  • Бородин А.В.
  • Ковалева Н.В.
RU2097235C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА С ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Кузнецов В.М.
RU2081767C1
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ - ВТУЛКА 1995
  • Бородин А.В.
  • Волков В.М.
  • Ковалева Н.В.
  • Здор Г.П.
RU2096157C1
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ 1995
  • Бородин А.В.
  • Здор Г.П.
RU2097236C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Способ смазывания гребней колес подвижного состава заключается в том, что поджимают твердый смазочный материал в виде тела качения, например диска, к рабочей поверхности гребня. Регулируют интенсивность подведения твердого смазочного материала путем размещения грузов на торцевой поверхности тела вращения. Изобретение направлено на снижение расхода твердосмазочных материалов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 138 416 C1

Способ смазывания гребней колес подвижного состава, заключающийся в том, что поджимают твердый смазочный материал в виде тела качения, например диска, к рабочей поверхности гребня, регулируют интенсивность подведения твердого смазочного материала, отличающийся тем, что интенсивность подведения твердого смазочного материала регулируют путем размещения грузов на торцевой поверхности тела вращения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2138416C1

Устройство для смазывания реборды колеса рельсового транспортного средства 1989
  • Коропец Алексей Петрович
  • Черников Вячеслав Дмитриевич
  • Титаренко Виталий Стефанович
  • Погребняк Татьяна Владимировна
SU1661027A1
Устройство для смазки гребня колеса рельсового транспортного средства 1987
  • Коропец Алексей Петрович
  • Меренко Николай Дмитриевич
  • Пугачев Аркадий Константинович
  • Бажин Николай Николаевич
  • Черников Вячеслав Дмитриевич
SU1418147A1
Устройство для смазки реборды колеса железнодорожного транспортного средства 1988
  • Коропец Алексей Петрович
  • Зубарев Александр Юрьевич
  • Черников Вячеслав Дмитриевич
  • Чистякова Людмила Михайловна
  • Дорофеева Людмила Юрьевна
SU1549841A1
Устройство для смазывания гребня колеса рельсового транспортного средства 1987
  • Коропец Алексей Петрович
  • Меренко Николай Дмитриевич
  • Пугачев Аркадий Константинович
  • Черных Станислав Алексеевич
  • Черников Вячеслав Дмитриевич
SU1675145A1

RU 2 138 416 C1

Авторы

Бородин А.В.

Даты

1999-09-27Публикация

1997-02-03Подача