Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения.
Известен, принятый в качестве ближайшего аналога, роторный движитель, содержащий установленный вертикально и соединенный с приводом вращения диск с ободом, по периферии которого равномерно установлены под углом к ободу лопатки.
Известный роторный движитель содержит ограниченное число лопаток, что снижает его эффективность. Кроме того, не указан оптимальный угол наклона лопаток к ободу диска, что затрудняет практическое проектирование движителя, наиболее эффективного для получения тяги и подъемной силы.
Задача изобретения - создание тяги и подъемной силы на судах и устранение при этом недостатков, присущих известному роторному движителю.
Для этого в роторном движителе, содержащем установленный вертикально и соединенный с приводом вращения диск с ободом, по периферии которого равномерно установлены под углом к ободу лопатки, последние установлены в количестве 10-20 шт. на каждом ободе, выполнены треугольной формы в плане и имеют профиль суперкавитириющего крыла с острой передней кромкой и тупой задней кромкой, в которой выполнен канал вентиляции, при этом угол наклона каждой лопатки к поверхности обода составляет 3-20o, а ось вращения ротора расположена выше ватерлинии, причем вершина угла, образованного острыми кромками каждой лопатки, обращена к ободу ротора в направлении его вращения.
На фиг. 1 изображен предлагаемый роторный движитель, установленный на судне, вид сбоку; на фиг. 2 - судно с двумя роторами, вид спереди; на фиг. 3 - схема установки лопатки на ободе колеса; на фиг. 4 - конструкция лопатки, общий вид.
На судне 1 устанавливается один или несколько роторов 2 с лопатками 3, прикрепленными к ободу колеса под углом 5-10o. Судно может иметь кормовое подводное крыло 4 и руль 5. На одном роторе устанавливается 10-20 лопаток. Лопатки имеют треугольную суперкавитирующую форму с острой передней кромкой 8 и тупой задней кромкой 9. Каждая лопатка имеет в торцевой части канал вентиляции 6 и крепежные отверстия 7. Ось вращения ротора расположена выше ватерлинии, причем вершина угла α , образованного острыми кромками 8 каждой лопатки, обращена к ротору в направлении его вращения.
Роторный движитель работает следующим образом. При вращении роторов 2 на лопатках 3, входящих в воду с большой скоростью, создается подъемная сила, выталкивающая его из воды. Одновременно создается сила тяги. Суммарная подъемная сила роторов поднимает судно 1 над водой. По мере подъема судна из воды нагрузка на лопатки ротора возрастает, что приводит к росту силы сопротивления и, соответственно тяги движителя. Треугольная форма лопаток способствует их безударному входу в воду, а вентиляция тупых задних кромок 9 препятствует появлению кавитации. Суда с предлагаемыми роторными движителями обладают амфибийностью, способностью выходить на берег и перемещаться по твердой поверхности.
Указанные качества предлагаемого движителя позволяют создавать скоростные амфибийный суда различного назначения, обладающие высокой экономичностью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Амфибийный колёсный движитель | 2019 |
|
RU2717390C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2359862C2 |
Подъемно-движительная установка судна на воздушной подушке | 1979 |
|
SU1056539A1 |
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ С ПОГРУЖНЫМ ШНЕКОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2020 |
|
RU2729314C1 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2198818C2 |
СКОРОСТНОЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2167078C1 |
Роторно-винтовой движитель для арктического амфибийного средства | 2023 |
|
RU2819822C1 |
ЛОПАТКА С УЗКОЙ СРЕДНЕЙ ЧАСТЬЮ | 2000 |
|
RU2219377C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2016 |
|
RU2614367C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2214944C2 |
Использование: судостроение, движители скоростных кораблей и судов. Сущность изобретения: в роторном движителе с равномерно установленными по периферии лопатками, последние установлены в количестве 10 - 20 шт. под углом 3 - 20o к поверхности обода. Лопатки имеют треугольную в плане форму с острой передней и тупой задней кромками. Вершина угла, образованного острыми кромками, обращена в сторону вращения ротора. При использовании изобретения можно получать одновременно тянущую и подъемную силы, что снижает сопротивление движению судна и придает ему амфибийные свойства. 4 ил.
Роторный движитель, содержащий установленный вертикально и соединенный с приводом вращения диск с ободом, по периферии которого равномерно установлены под углом к ободу лопатки, отличающийся тем, что лопатки установлены в количестве 10 - 20 шт. на каждом ободе, выполнены треугольной формы в плане и имеют профиль суперкавитирующего крыла с острой передней кромкой и тупой задней кромкой, в которой выполнен канал вентиляции, при этом угол наклона каждой лопатки к поверхности обода составляет 3 - 20o, а ось вращения ротора расположена выше ватерлинии, причем вершина угла, образованного острыми кромками каждой лопатки, обращена к ободу ротора в направлении его вращения.
SU, авторское свидетельство, 52995, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1998-03-20—Публикация
1992-06-15—Подача