ГРЕБНОЙ ВИНТ Российский патент 1998 года по МПК B63H1/26 B63H1/14 

Описание патента на изобретение RU2108265C1

Изобретение относится к судостроению, а именно к гребным винтам, используемым в качестве движителя судна.

Известен гребной винт, содержащий ступицу с присоединенными к ней лопастями, снабженными на нагнетательной поверхности дополнительными лопастями (СССР, а.с. 654490, кл. B 63 H 1/26, 1975). За счет наличия на лопастях двух дополнительных лопастей для создания упора в движение будет вовлечена дополнительная масса воды, что позволяет повысить тягу, развиваемую винтом.

Недостатком этого гребного винта является низкий КПД вследствие повышенного поперечного сечения винта в местах крепления дополнительных лопастей к основным.

наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является гребной винт, содержащий ступицу с присоединенными к ней лопастями выпукло-вогнутого сечения с рабочими поверхностями, представляющими из себя участки винтовой поверхности постоянного или переменного шага (Сандлер Л.Б. Практические методы расчета ходкости судов внутреннего плавания. - Новосибирск: Новосиб. ин-тут инженеров водн. транспорта, 1970, с. 59-60). Шаг винтовой линии такого винта уменьшается к периферии, что снижает опасность наступления кавитации и выравнивает упор винта в гидродинамическом сечении.

Недостатком этого гребного винта является наличие "спутной" расширяющейся струи и вследствие этого низкий КПД, что в конечном итоге снижает возможности повышения тяги винта.

Изобретение предназначено для решения технической задачи повышения тяги винта.

Технический результат достигается за счет того, что гребной винт содержит ступицу с присоединенными к ней лопастями выпукло-вогнутого сечения с рабочими поверхностями в виде участков винтовой поверхности постоянного или переменного шага, причем винтовая поверхность выполнена чашеобразной формы, сечения которой продольными плоскостями, проходящими через ось винта, имеют кривизну и угол наклона к оси винта, монотонно уменьшающиеся по мере удаления от оси винта. Преимущественно винтовая поверхность лопастей в проходящих через ось продольных сечениях выполнена в виде параболы y = k•x2, где k = 0,2 - 3,0, а y и x - соответственно абсцисса и ордината точки поверхности лопасти относительно продольной оси винта, см.

На фиг. 1 изображен гребной винт, аксонометрическая проекция; на фиг. 2 - форма лопасти в проходящем через ось винта продольном сечении.

Гребной винт содержит ступицу 1, к которой присоединены лопасти 2. Лопасти 2 выполнены выпукло-вогнутого сечения с рабочими поверхностями, представляющими из себя участки винтовой поверхности постоянного или переменного шага чашеобразной формы, сечения которой параллельными плоскостями, проходящими через ось винта, имеют кривизну ρ и угол наклона α к оси винта 3, монотонно уменьшающиеся по мере удаления от оси винта. Преимущественно винтовая поверхность лопастей в проходящих через ось продольных сечениях выполнена в виде параболы y = k•x2, где y и x - соответственно абсцисса и ордината точки поверхности лопасти относительно продольной оси винта, см. Применительно к маломерным скоростным (спортивным) судам k = 0,2-3,0. Меньшие значения диапазона изменения k относятся к винтам с повышенными тяговыми характеристиками, большие - к скоростным. При выполнении винтовой поверхности в проходящих через ось 3 продольных сечениях в виде параболы угол наклона этой образующей к оси винта изменяется от 90o у ступицы 1 винта до величины, стремящейся к нулю, на периферии лопастей 2. Вследствие этого каждая лопасть 2 винта со ступицей 1 формируют пространство, ограниченное снаружи.

Гребной винт работает следующим образом. При вращении винта лопасти 2 отбрасывают воду в направлении вдоль его оси 3. Выполнение лопастей 2 винта в проходящих через ось 3 продольных сечениях с углами наклона α к оси 3 у ступицы 1, близкими к 90o, позволяет получить большой упор, а близкими к нулю на периферии - способствует формированию направленного потока отбрасываемой винтом воды за счет принудительного направления захваченной лопастями 2 винта воды вдоль оси 3 винта. Выполнение лопастей 2 винта в проходящих через ось 3 продольных сечениях с монотонно уменьшающейся по мере удаления от оси 3 винта кривизной ρ способствует формированию плавного потока воды, сходящего с лопастей 2 винта и повышению КПД винта. Выполнение лопастей 2 винта в проходящих через ось 3 продольных сечениях в виде параболы позволяет использовать свойство параболы фокусировать поток в направлении ее оси 3 и способствует улучшению гидродинамических характеристик винта. На исследовательских испытаниях макетного образца предлагаемого винта с диаметром винта 180 мм, диаметром ступицы 60 мм, шагом 200 мм при скорости вращения вала 1500 об/мин получено увеличение тяги винта на 80% по сравнению с традиционным винтом.

Как было показано, предложенный гребной винт позволяет повысить тягу винта за счет принудительного направления захваченной лопастями винта воды вдоль оси винта.

Похожие патенты RU2108265C1

название год авторы номер документа
ЛОПАСТНОЕ КОЛЕСО 1998
  • Селезнев Ю.В.
  • Полтавцев А.А.
  • Красиков К.Н.
RU2162166C2
ГРЕБНОЙ ВИНТ КОНСТРУКЦИИ КАЛАШНИКОВА 2010
  • Калашников Николай Алексеевич
RU2452653C2
ГРЕБНОЙ ВИНТ 2001
RU2228878C2
Гребной винт Гермова 2017
  • Гермов Юрий Леонтьевич
RU2684337C2
Гребной винт в кольцевой насадке 2022
  • Абуев Валентин Лермонтович
  • Ермоленко Анатолий Николаевич
  • Магилат Игорь Александрович
  • Месропян Арсен Владимирович
  • Платонов Евгений Александрович
RU2774200C1
Лопасть воздушного винта летательного аппарата 1986
  • Анн-Мари Родд
  • Жан-Жак Тибер
SU1741608A3
СПОСОБ РАБОТЫ БЕЗВИХРЕВОГО ГРЕБНОГО ВИНТА И УСТРОЙСТВО ДВИЖИТЕЛЯ ДЛЯ ЖИДКИХ СРЕД НА ЕГО ОСНОВЕ 2015
  • Попович Владимир Андрианович
RU2614444C2
ВИНТОВАЯ СВАЯ 2014
  • Таратута Виктор Дмитриевич
  • Серга Георгий Васильевич
RU2565621C1
СТЕНДОВАЯ ФОРСУНКА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2007
  • Хаширов Юрий Мусарбиевич
  • Агзагов Надби Машевич
  • Батыров Владимир Исмелович
  • Габаев Алий Халисович
  • Газизов Ильдар Ильдарович
RU2349789C1
ШНЕКОВЫЙ ВЕТРОРОТОР 1996
  • Смульский И.И.
  • Мельников В.П.
  • Кавун И.Н.
RU2101560C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 108 265 C1

Реферат патента 1998 года ГРЕБНОЙ ВИНТ

Использование: судостроение, движители судов. Сущность: в гребном винте, содержащем ступицу, лопасти выпукло-вогнутого сечения с винтовой поверхностью, последняя выполнена чашеобразной формы, сечения которой продольными плоскостями имеют кривизну и угол наклона к оси винта, монотонно уменьшающиеся по мере удаления от оси, при этом винтовая поверхность лопастей в указанных сечениях имеет форму параболы. Использование изобретения позволяет повысить тягу винта за счет принудительного направления захваченной лопастями воды вдоль оси винта. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 108 265 C1

1. Гребной винт, содержащий ступицу с присоединенными к ней лопастями выпукло-вогнутого сечения с рабочими поверхностями в виде участков винтовой поверхности постоянного или переменного шага, отличающийся тем, что винтовая поверхность выполнена чашеобразной формы, сечения которой продольными плоскостями, проходящими через ось винта, имеют кривизну и угол наклона к оси винта, монотонно уменьшающиеся по мере удаления от оси винта. 2. Винт по п.1, отличающийся тем, что винтовая поверхность лопастей в проходящих через ось продольных сечениях выполнена в виде параболы y = k • x2, где k = 0,2 - 3,0, а y и x - соответственно абсцисса и ордината точки поверхности лопасти относительно продольной оси винта, см.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2108265C1

Сандлер Л.Б
Практические методы расчета ходкости судов внутреннего плавания, Новосибирский институт инженеров водного транспорта, 1970, с.59, 60.

RU 2 108 265 C1

Авторы

Селезнев Ю.В.

Полтавцев А.А.

Даты

1998-04-10Публикация

1995-06-26Подача