Изобретение относится к области судостроения, а именно к водоходным движителям, обеспечивающим движение и маневрирование судна.
Известен гребной винт (Патент РФ № 2382715, МПК B63H 1/14, опубл. 27.02.2010), содержащий ступицу, лопасти с несимметричным контуром, у которых цилиндрические сечения имеют изменяемый шаг и кривизну, при этом контуры лопастей выполнены с откидкой, которая направлена в сторону вращения гребного винта за счет смещения вперед от осевой линии цилиндрических сечений лопастей на 65÷80% своей длины на относительном радиусе r=0,8÷0,9 и плавно уменьшающиеся до 0% у ступицы, причем контуры комлей лопастей не перекрывают друг друга в осевом направлении гребного винта, образуя зазор, а на лопастях, с двух их сторон, на входящей кромке выполнено заострение кромки, начиная от осевой линии лопасти на внешнем радиусе и до относительного радиуса r≈0,3 цилиндрического сечения лопасти.
Недостатком данного изобретения является сравнительно низкий уровень тяги.
Известен гребной винт (Патент РФ № 2313469, МПК В63H 1/26, B63H 1/18, опубл. 25.04.2018), который имеет гребные плоскопрофильные лопасти с передними и задними кромками и торцовыми оконечностями. Лопасти установлены на ступице цилиндрической или эллипсоидной формы под шаговым углом. Плоскости гребных лопастей наклонены к продольной оси ступицы под углом, меньшим 90 и большим 30 градусам. Гребные лопасти могут быть выполнены в виде прямоугольных пластин. Торцовые оконечности гребных лопастей могут быть выполнены прямолинейными. Шаговый угол гребного винта целесообразно выбирать в пределах от 0 до 60 градусов. Гребные лопасти могут быть выполнены в виде пластин несимметричной, например саблевидной формы. Изобретение позволяет повысить эффективность действия гребного винта и упростить процесс его изготовления.
Недостатком данной конструкции гребного винта является низкая тяга гребного винта.
Известен гребной винт (патент РФ № 2301761, МПК B63H1/14, опубл. 27.06.2007), содержащий установленные на ступице осесимметричной формы гребные плоскопрофильные лопасти, одна из двух поверхностей которых рабочая. Лопасти осесимметрично размещены в трубовидной кольцевой полости с зазором между концами лопастей и внутренней стенкой насадки. Концы каждой лопасти загнуты под углом α, обеспечивающим параллельность внутренней поверхности насадки с поверхностями загнутых концов, и созданием между этими поверхностями зазора δ в пределах от 1% до 22% от величины диаметра D винта. Высота h загнутого конца каждой лопасти относительно рабочей поверхности каждой лопасти составляет от 0,1% до 11% от величины диаметра винта, а радиус R загиба каждого конца лопасти по рабочей поверхности находится в пределах от 25% до 100% от высоты загнутого конца лопасти.
Недостатком данной конструкции является низкое значение тяги и пропульсивного коэффициента полезного действия, а также склонность к кавитации в периферийной области лопасти.
Задачей изобретения является совершенствование геометрии лопасти гребного винта, работающего в кольцевой насадке.
Техническим результатом изобретения является повышение тяги и пропульсивного коэффициента полезного действия гребного винта, а также снижение кавитационных явлений и облегчение вращения винта.
Технический результат достигается гребным винтом, размещенным в кольцевой насадке и содержащим ступицу и гребные лопасти с несимметричным контуром, имеющие смещение от перпендикуляра к оси вращения винта для разнесения нагрузки, сечения лопастей имеют заданный угол атаки для обеспечения постоянного шага гребного винта, а контуры лопастей имеют изменяемую кривизну, характеризующуюся тем, что расстояние hi между входной и выходной кромками лопасти, отнесенное к радиусу винта, на соответствующем текущему значению hi относительном радиусе винта =0,2 определяется значением из диапазона 0,210…0,232; на относительном радиусе =0,3 определяется значением из диапазона =0,382…0,428; на относительном радиусе =0,40 определяется значением из диапазона =0,540…0,608; на относительном радиусе =0,5 определяется значением из диапазона =0,676…0,756; на относительном радиусе =0,6 определяется значением из диапазона =0,768…0,862; на относительном радиусе =0,7 определяется значением из диапазона =0,840…0,944; на относительном радиусе =0,8 определяется значением из диапазона =0,894…1.002; на относительном радиусе =0,848 определяется значением из диапазона =0,924…1,036 при количестве выбранных относительных радиусов 3…14 и диапазоне изменения их значений 0,2…1, причем шаг гребного винта составляет 90…110% от диаметра винта, а дисковое отношение составляет 0,85…0,95.
Повышение тяги, создаваемой гребным винтом, и минимизация кавитационных явлений при работе винта в кольцевой насадке, обеспечивается описанной геометрией лопастей, а также заданным шагом и дисковым отношением винта.
Указанные диапазоны изменения расстояния hi между входной и выходной кромками лопасти гребного винта получены расчетным путем с использованием пакета CFXAnsys и обусловлены тем, что при превышении верхнего указанного диапазона возникает повышенное сопротивление на двигатель, вследствие чего падают обороты и снижается тяга винта, а при параметрах меньше минимальных значений указанного диапазона возникает кавитация и происходит снижение тяги. Превышение верхней границы указанного диапазона дискового отношения приводит к необходимости увеличения потребной мощности двигателя, а дисковое отношение менее указанного диапазона приводит к снижению тяги винта; превышение верхней границы указанного диапазона шага винта приводит к росту кавитационных явлений, а при шаге винта менее указанного диапазона происходит снижение пропульсивного коэффициента полезного действия.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид гребного винта, на фиг. 2 – гребной винт в кольцевой насадке, на фиг. 3 – гребной винт в примере конкретного выполнения, на фиг. 4 – результаты численного моделирования гребного винта (а – сила тяги винта конкретного применения с предложенной геометрией лопасти, б – сила тяги классического винта с лопастью Каплана, в – пропульсивный коэффициент полезного действия).
Гребной винт (фиг. 1) для установки на гребном валу 1 содержит ступицу 2 винта и лопасти 3 с несимметричным контуром, имеющие выходную кромку 4 и входную кромку 5, при этом выполнен плавный переход 6 от корневой части лопасти к ступице. Лопасти гребного винта выполнены с откидкой на угол 5-10 градусов в сторону нагнетающей поверхности гребного винта. Выходная и входная кромки лопасти при переходе от корневого сечения к концевому имеют профиль, формируемый точками с координатами, отнесенными к радиусу винта, в следующем диапазоне:
Ориентация системы координат выполнена таким образом, что одна из осей, например, ось ординат проходит через центр масс одной из лопастей гребного винта и направлена вертикально вверх, а ось абсцисс направлена горизонтально с положительным направлением в ту сторону, которую покажет ось ординат после поворота ее в направлении вращения винта. Для винта правого вращения ось абсцисс направлена вправо, для винта левого вращения – влево.
Пример конкретного выполнения гребного винта.
Была рассчитана в CAE-системе ANSYSCFX и изготовлена 3Д-модель гребного винта для работы в кольцевой насадке с параметрами, представленными на фиг. 3. Результаты численного моделирования показывают, что гребной винт с предложенными параметрами позволяет достичь больших значений тяги гребного винта и достижимые скорости движения на воде. Тяга гребного винта с предложенной геометрией лопастей по сравнению с классическим гребным винтом (лопасть Каплана) и скорость движения по воде увеличились на 37% и 28,5% соответственно, пропульсивный коэффициент полезного действия увеличился до 37% (фиг. 4).
Таким образом, изобретение позволяет повысить тягу и пропульсивный коэффициент полезного действия гребного винта, работающего в кольцевой насадке, а также снизить кавитационные явления и облегчить вращение винта за счет предложенной геометрии лопастей и параметров гребного винта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЕТЛЕВИДНЫЙ ГРЕБНОЙ ВИНТ | 2022 |
|
RU2780771C1 |
Разъемный гребной винт | 2021 |
|
RU2757989C1 |
Водометная движительная установка | 2020 |
|
RU2751366C1 |
ГРЕБНОЙ ВИНТ КОРАБЕЛЬНЫЙ | 2009 |
|
RU2382715C1 |
ГРЕБНОЙ ВИНТ | 2006 |
|
RU2313469C1 |
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДВОДНОГО АППАРАТА | 2002 |
|
RU2222469C1 |
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ-КОНЦЕНТРАТОР | 2009 |
|
RU2438917C2 |
ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОМПЛЕКС ТОРПЕДЫ, СПОСОБ РАБОТЫ И ВАРИАНТЫ ДВИЖИТЕЛЯ | 2020 |
|
RU2757339C1 |
ПУСТОТЕЛАЯ ЛОПАСТЬ СУДОВОГО ГРЕБНОГО ВИНТА | 2008 |
|
RU2368534C1 |
ЛОПАСТНАЯ СИСТЕМА ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2510357C1 |
Изобретение относится к области судостроения, а именно к водоходным движителям, обеспечивающим движение и маневрирование судна. Гребной винт размещен в кольцевой насадке и содержит ступицу и гребные лопасти с несимметричным контуром, которые имеют смещение от перпендикуляра к оси вращения винта для разнесения нагрузки. Сечения лопастей имеют заданный угол атаки для обеспечения постоянного шага гребного винта, а контуры лопастей имеют изменяемую кривизну. Достигается повышение тяги и пропульсивного коэффициента полезного действия гребного винта, а также снижение кавитационного явления и облегчение вращение винта. 1 пр., 4 ил.
Гребной винт, размещенный в кольцевой насадке и содержащий ступицу и гребные лопасти с несимметричным контуром, имеющие смещение от перпендикуляра к оси вращения винта для разнесения нагрузки, сечения лопастей имеют заданный угол атаки для обеспечения постоянного шага гребного винта, а контуры лопастей имеют изменяемую кривизну, характеризующуюся тем, что расстояние hi между входной и выходной кромками лопасти, отнесенное к радиусу винта, на соответствующем текущему значению hi относительном радиусе винта =0,2 определяется значением из диапазона 0,210…0,232; на относительном радиусе =0,3 определяется значением из диапазона =0,382…0,428; на относительном радиусе =0,40 определяется значением из диапазона =0,540…0,608; на относительном радиусе =0,5 определяется значением из диапазона =0,676…0,756; на относительном радиусе =0,6 определяется значением из диапазона =0,768…0,862; на относительном радиусе =0,7 определяется значением из диапазона =0,840…0,944; на относительном радиусе =0,8 определяется значением из диапазона =0,894…1.002; на относительном радиусе =0,848 определяется значением из диапазона =0,924…1,036 при количестве выбранных относительных радиусов 3…14 и диапазоне изменения их значений 0,2…1, причем шаг гребного винта составляет 90…110% от диаметра винта, а дисковое отношение составляет 0,85…0,95.
ГРЕБНОЙ ВИНТ С НАПРАВЛЯЮЩЕЙ НАСАДКОЙ КОНСТРУКЦИИ ЗЕМЛЯКОВА | 2006 |
|
RU2301761C1 |
СОСТАВЫ И СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ И НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕДАЧЕЙ СИГНАЛОВ ЦИТОКИНАМИ | 2006 |
|
RU2426742C2 |
КОЛЬЦЕВОЙ ГРЕБНОЙ ВИНТ С ОТКИДКОЙ ЛОПАСТЕЙ ВПЕРЕД | 2013 |
|
RU2628625C2 |
Угольный комбайн | 1941 |
|
SU68426A1 |
Авторы
Даты
2022-06-16—Публикация
2022-01-25—Подача