Изобретение относится к ракетным двигателям, используемым твердые топлива, и может найти применение в корпусах из композиционных материалов.
Известны корпуса РДТТ с оболочками из композиционных материалов с внутренним теплозащитным покрытием и элементами раскрепления с топливным зарядом.
Так, в корпусе по [1] предложен компенсатор напряжений в виде эластомерного лейнера, размещенного между зарядом и теплозащитным покрытием (ТЗП) корпуса, с дополнительным компенсатором в виде кольцевого паза в лайнере, направленные на уменьшение концентрации напряжений при работе двигателя.
В корпусе по [2] теплозащитное покрытие выполнено переменной толщины с интегральной манжетой, имеющей разгрузочную канавку.
В указанных технических решениях компенсация напряжений производится между зарядом и теплозащитным покрытием либо в лейнерах и теплозащитных покрытиях, что недостаточно для нормальной работы двигателя без нарушения функционирования отдельных его элементов.
Известна компенсация напряжений между фланцами и корпусом посредством размещаемой между ними упруго-эластичной прокладки [3].
Наиболее близким аналогом, выбранным в качестве прототипа, является корпус РДТТ из композиционных материалов [4], содержащий силовую оболочку с фланцами и упруго-эластичными прокладками, установленными по полюсным отверстиям днищ, облицованную изнутри теплозащитным покрытием из резиноподобного материала.
К основным недостаткам двигателей следует отнести разрушение оболочек корпусов из-за их прогара в результате разрушения ТЗП у фланцев днищ. Причиной перенапряжения ТЗП в этих местах является повышенная концентрация напряжений против кромок фланцев. Скрепление ТЗП с фланцами и оболочкой в этой зоне непригодно из-за ненадежности.
Основной задачей изобретения является создание корпуса РДТТ такой конструкции, которая позволила бы исключить указанные недостатки и обеспечивала работоспособность двигателя.
Технический результат, который может быть получен от использования нового технического решения, заключается в повышении качества, надежности и прочности корпуса РДТТ.
Задача решается за счет раскрепления ТЗП и оболочки корпуса.
Для этого в корпусе РДТТ из композиционного материала, содержащем силовую оболочку с фланцами и упруго-эластичными прокладками, установленными по полюсным отверстиям днищ, облицованную изнутри теплозащитным покрытием из резиноподобного материала, в днищах между теплозащитным покрытием и оболочкой с фланцами выполнены кольцевые поясковые зоны раскрепления в виде встроенной между ними антиадгезионной пленки, перекрывающие кромки фланцев. При этом ширина B кольцевых поясковых зон раскрепления и наружного диаметра D кромок фланцев завязаны соотношением B/D = 1/5 - 1/15 при диаметрах кромок фланцев, равных 250 - 2500 мм, причем предельное наименьшее значение соотношения соответствует ширине зоны раскрепления при наибольшем диаметре кромок фланца, а предельное наибольшее значение соотношения соответствует ширине зоны раскрепления при наименьшем диаметре кромок фланца.
Отличительными особенностями предложенного корпуса РДТТ из композиционных материалов являются следующие признаки: выполнение в днищах корпуса между теплозащитным покрытием и оболочкой с фланцами раскрепления; в виде кольцевых поясковых зон; размещенной между ТЗП и оболочкой из антиадгезионной пленки; перекрывающих кромки фланцев; значения соотношений ширины кольцевых поясковых зон раскрепления и наружного диаметра кромок фланцев; ограничения применимости значений соотношений диаметрам кромок фланцев.
Указанные отличительные признаки являются существенными для корпусов РДТТ из композиционных материалов, поскольку каждый из них в отдельности и совместно направлен на решение поставленной задачи и достижение нового технического результата. Так, например, исключение кольцевых поясковых зон раскрепления в указанных местах возвращает к исходной постановке задачи, получению неработоспособных изделий. Перекрытие кольцевой поясковой зоной раскрепления кромок фланцев вызвано повышением безопасного участия их в совместной работе с оболочкой из композиционного материала, характеризуемой деформативностью материала и относительным сдвигом элементов при восприятии нагрузок. На наличие зон пояскового раскрепления, их выбор влияет разброс свойств теплозащитного покрытия, деформативность оболочки, трение материалов, отклонения от технологии изготовления, уровня и культуры производства, величина избыточного давления в корпусе. Ширина зон раскрепления с учетом выбранных соотношений многократно проверена результатами испытаний корпусов, указанные пределы соотношений обладают высокой степенью достоверности.
Все отличительные существенные признаки совместно с общими известными повышают качество, надежность, прочность и эффективность корпуса.
Отличительные существенные признаки являются новыми, так как их использование в известных технических решениях, аналогах и прототипе не обнаружено, что позволяет характеризовать предложенный корпус РДТТ из композиционных материалов соответствующим критерию "новизна".
Единая совокупность новых отличительных существенных признаков с общими известными позволяет решить поставленную задачу и достичь новый технический результат, что характеризует предложенное техническое решение существенными отличиями от известного уровня техники, аналогов и прототипа. Новое техническое решение получено без использования стандартов и рекомендаций общетехнического характера и каких-либо известных проектов, является результатом творческого вклада, проведения исследований и опытно-экспериментальной отработки конструкции корпусов материалов и технологии, что позволяет характеризовать соответствием его критерию "изобретательский уровень".
На фиг. 1 представлен общий вид корпуса РДТТ из композиционных материалов; на фиг. 2 - типовая схема раскрепления ТЗП относительно оболочки из композиционных материалов в зоне днищ корпуса РДТТ.
Корпус РДТТ из композиционных материалов содержит силовую оболочку 1 с фланцами 2, 3, установленными по полюсным отверстиям днищ 4, 5, облицованную изнутри теплозащитным покрытием 6 из резиноподобного материала. Между теплозащитным покрытием 6 и оболочкой 1 с фланцами 2, 3 в днищах 4, 5 выполнены кольцевые поясковые зоны раскрепления 7 из антиадгезионной пленки, перекрывающие кромки 8 фланцев 2, 3.
Силовая оболочка 1 выполнена из слоистого композиционного материала, полученного спирально-кольцевой намоткой лент нетканого материала из непрерывных арамидных жгутов (органических волокон), соединенных связующим на основе эпоксидной смолы.
Фланцы 2, 3 представляют собой металлические детали, спрофилированные с учетом геометрии днищ корпуса, предназначены соответственно для крепления крышки и соплового блока РДТТ. С силовой оболочкой 1 фланцы 2, 3 скреплены упруго-эластичными прокладками 9, выполненными из листовой резины.
Теплозащитное покрытие 6 выполнено из термостойкой каландрированной резины. Кольцевые поясковые зоны раскрепления 7 представляют собой контактные образования охватывающей и охватываемых поверхностей соответственно силовой оболочки 1 с фланцами 2, 3 и теплозащитного покрытия 6, в которых отсутствуют проклеи и адгезионные связи материалов, из которых они изготовлены.
Кольцевые поясковые зоны раскрепления 7 могут быть образованы посредством нанесения на теплозащитное покрытие 6 перед намоткой силовой оболочки 1 антиадгезионной пленки типа из смазки ЦИАТИМ или фторопластовой пленки.
Работа корпуса РДТТ из композиционных материалов заключается в следующем.
При действии внутреннего давления в корпусе его оболочка 1 находится в сложном напряженно-деформированном состоянии, характеризующимся изменением размеров поверхностей и толщин по отношению к исходным геометрическим размерам, в результате чего между оболочкой 1 и фланцами 2, 3 происходит стесненный сдвиг в меридиональном направлении. Благодаря наличию упруго-эластичных прокладок 9 и кольцевых поясковых зон раскрепления 7 происходит упругий сдвиг фланцев 2, 3, в теплозащитном покрытии 6 возникают минимальные деформации без концентрации напряжений у кромок 8 фланцев 2, 3, теплозащитное покрытие 6 функционирует с повышенной надежностью, тем самым повышается надежность корпуса и исключается его разрушение.
Были изготовлены и испытаны корпуса РДТТ из композиционных материалов. В их основе было использовано новое техническое решение. Результаты испытаний положительные.
Таким образом, новое техническое решение позволяет создать корпуса РДТТ повышенного качества и надежности, соответствует и критерию "промышленная применимость", т.е. уровню изобретения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРПУС РДТТ | 2003 |
|
RU2244146C1 |
КОРПУС ДЛЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2238421C2 |
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2013 |
|
RU2533594C1 |
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2528194C1 |
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ТИПА "КОКОН" | 2000 |
|
RU2174619C1 |
ЗАРЯД, СКРЕПЛЕННЫЙ С КОРПУСОМ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2192554C1 |
Корпус ракетного двигателя на твердом топливе | 2017 |
|
RU2668516C1 |
КОРПУС ДЛЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2001 |
|
RU2205325C1 |
АРМИРОВАННАЯ ОБОЛОЧКА ДЛЯ ВЫСОКОГО ВНУТРЕННЕГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ СЛОИСТОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2001 |
|
RU2205328C1 |
АРМИРОВАННАЯ ОБОЛОЧКА ДЛЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ СЛОИСТОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2190150C1 |
Корпус в композиционных материалов предназначен для использования в ракетных двигателях, работающих на твердом топливе. Корпум содержит силовую оболочку 1 с фланцами 2, 3. Они установлены по полюсным отверстиям днищ 4, 5. Оболочка облицована изнутри теплозащитным покрытием 6 из резиноподобного материала. Между теплозащитным покрытием 6 и оболочкой 1 с фланцами в днищах выполнены кольцевые поясковые зоны раскрепления 7. Фланцы скреплены с силовой оболочкой упруго-эластичными прокладками 9. Технический результат от применения корпуса из композиционных материалов достигается за счет раскрепления теплозащитного покрытия и оболочки корпуса. Он выражается в повышении качества, надежности и прочности корпуса двигателя. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
US, патент, 3616646, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
US, патент, 4711086, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
US, патент, 3843010, кл | |||
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
GB, заявка, 2076061, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1998-04-10—Публикация
1996-01-24—Подача