ЗАРЯД, СКРЕПЛЕННЫЙ С КОРПУСОМ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2002 года по МПК F02K9/32 

Описание патента на изобретение RU2192554C1

Объектом изобретения является заряд, скрепленный с корпусом (ЗСК), предназначенный для ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ). Как правило, такие заряды изготавливаются из смесевого ракетного твердого топлива (СРТТ) и скреплены с корпусом из композиционных материалов.

Известны ЗСК, в которых cкрепление c корпусом выполнено только по цилиндрической части корпуса, а на торцах заряда изготовлены кольцевые бронирующие манжеты (КБМ), внешний диаметр которых сравним с диаметром корпуса [1] . Недостатком этих ЗСК является невысокий коэффициент заполнения камеры сгорания РДТТ и низкое весовое совершенство РДТТ. В работах [2, 3] описаны заряды, изготовленные с глухим каналом, и поэтому скрепление заряда с корпусом в передней части РДТТ выполнено вообще без манжет, а КБМ расположена только у соплового торца ЗСК. Недостатком такой конструкции является сложность технологии заполнения корпусов топливом, особенно для обычных удлиненных ЗСК, форма которых отличается от шарообразной. Кроме того, в таких ЗСК возможны прогары корпусов в результате разрушения теплозащитного покрытия (ТЗП) в районе фланцев днищ.

Наиболее близким к данному изобретению из всех аналогов принят заряд, скрепленный с корпусом РДТТ из композиционных материалов [4], выбранный в качестве прототипа. Выбор прототипа обусловлен тем, что корпус [4] представляет практическую ценность только при использовании его совместно с зарядом СРТТ, а заложенные в нем технические решения должны обеспечивать работоспособность ЗСК. В этой конструкции корпус содержит силовую оболочку, ТЗП, упругоэластичные прокладки и фланцы. Между ТЗП и внутренней поверхностью фланцев выполнены кольцевые поясковые зоны раскрепления (КПЗР) из антиадгезионной пленки, перекрывающие кромки фланцев. Та часть ТЗП, которая расположена между КПЗР и зарядом, образует КБМ. Благодаря выбору определенного соотношения размеров ширины КПЗР и диаметров фланцев масса КБМ в прототипе облегчена по сравнению с аналогами [1, 2, 3]. Упругоэластичные прокладки в конструкции корпуса [4] частично снижают напряжения между силовой оболочкой и фланцами, что уменьшает вероятность прогаров РДТТ при работе. Однако данное техническое решение не снижает напряженно-деформированное состояние (НДС) заряда, которое может приводить к отслоению от корпуса и разрушению заряда, что является существенным недостатком. Такие разрушения на днищах, где реализуется максимальное НДС заряда, возникают при действии на него полетных нагрузок, внутреннего рабочего давления и эксплуатационных нагрузок. Кроме того, в таких ЗСК полностью не исключаются прогары корпуса в результате прогрева фланцев из-за свободного прохода продуктов сгорания к ним.

Технической задачей изобретения является создание такого ЗСК с облегченными по сравнению с прототипом КБМ, в котором исключаются разрушения и отслоения заряда, а также исключается возможность возникновения прогаров корпуса при работе двигателя.

Поставленная задача решается тем, что в ЗСК, содержащем СРТТ, силовую оболочку из композиционных материалов, ТЗП, фланцы, упругоэластичные прокладки и КПЗР, перекрывающие кромки фланцев, введены следующие изменения, являющиеся отличительными признаками. В днищах корпуса между силовой оболочкой и фланцами расположены глухие КПЗР. В этом случае продукты сгорания не могут прогревать фланцы, так как в глухих КПЗР нет газового сообщения с каналом заряда, и поэтому вероятность прогаров корпуса снижается. На торцах заряда изготовлены КБМ переменной толщины так, что максимальный диаметр КБМ располагается между максимальными диаметрами КПЗР и фланцев. Толщина КБМ в каждой точке увеличивается с увеличением диаметра, на котором расположена эта точка, что снижает НДС в заряде. Толщина КБМ рассчитывается с учетом теплового и прочностного нагружения заряда при его работе в составе РДТТ, что позволяет снизить вес КБМ по сравнению с прототипом, где толщина КБМ одинакова по всей манжете. Описанные выше отличительные признаки позволяют снизить НДС заряда, что было подтверждено как экспериментально, так и теоретическим расчетом. Решение поставленной технической задачи обеспечивает стойкость к прогарам, прочность и работоспособность ЗСК при минимально возможной массе КБМ.

На фиг.1 показан общий вид ЗСК, на фиг.2 показан увеличенный элемент ЗСК с передним днищем корпуса.

Заряд из СРТТ 1, скрепленный с корпусом РДТТ из композиционных материалов, содержит силовую оболочку 3, облицованную изнутри ТЗП 2, с установленными на полюсных отверстиях днищ фланцами 6. Между силовой оболочкой и фланцем расположена упругоэластичная прокладка 5 и глухая КПЗР 4, перекрывающая внешнюю кромку фланца. На торце заряда изготовлена КБМ 7 переменной толщины.

Работа ЗСК и взаимодействие элементов силовой оболочки корпуса, ТЗП и заряда различны в зависимости от действующих нагрузок.

При действии температурных нагрузок, осевых и боковых перегрузок при хранении, транспортировании и в полете при работе предыдущих ступеней ("пассажирский" режим) на границе скрепления "заряд-ТЗП" возникают отрывные нормальные и касательные напряжения. Максимальная концентрация напряжений наблюдается в месте перехода раскрепленной части заряда в скрепленную, т.е. в районе максимального диаметра КБМ. За счет выбора места расположения максимального диаметра КБМ между максимальными диаметрами КПЗР и фланцев, а также за счет переменной толщины КБМ достигается плавный переход жесткости от раскрепленной части заряда к скрепленной и перераспределение пиков напряжений, благодаря чему снижаются максимальные значения напряжений ЗКС в районе днищ корпуса.

При действии внутреннего давления происходит взаимное смещение силовой оболочки и фланцев в меридианальном направлении. Наличие КПЗР снимает концентрацию напряжений в ТЗП в зоне вершины фланца, которые возникают в результате этого смещения, снижает вероятность разрушения ТЗП и прогара корпуса в этой зоне. Механизм снижения максимальных касательных напряжений между зарядом и ТЗП при действии внутреннего давления аналогичен описанному выше.

Были проведены теоретические расчеты НДС заряда, подтверждающие его снижение в ТЗП в районе днищ. С использованием описанных технических решений были изготовлены ЗСК и испытаны в составе крупногабаритных РДТТ. Огневые стендовые испытания этих РДТТ прошли с положительным результатом, что свидетельствует об отсутствии отслоений, разрушений ЗСК и прогаров.

Источники информации.

1. Ракетный двигатель твердого топлива. Патент РФ 2125173, от 20.01.99.

2. М. Баррер, А. Жомотт и др. Ракетные двигатели. - М.: Оборонгиз, 1962.

3. Ракетный двигатель твердого топлива. Патент РФ 2088783, от 27.08.97.

4. Корпус РДТТ из композиционных материалов. Патент РФ 2108476, от 24.01.96.

Похожие патенты RU2192554C1

название год авторы номер документа
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ТИПА "КОКОН" 2000
  • Герасев В.И.
  • Калашников В.И.
  • Карманов В.П.
  • Ключников А.Н.
  • Колесников В.В.
  • Логвин И.И.
  • Мельников В.П.
  • Милехин Ю.М.
  • Немчак Ю.Н.
  • Сидоров В.В.
  • Яницкий А.К.
RU2174619C1
СПОСОБ ФОРМОВАНИЯ ЗАРЯДА РДТТ 2000
  • Зотов Л.А.
  • Калашников В.И.
  • Ключников А.Н.
  • Милехин Ю.М.
  • Реуков В.Л.
  • Меркулов В.М.
RU2170837C1
КОРПУС РДТТ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 1996
  • Майоров Б.Г.
  • Медведев А.А.
  • Романов А.Ф.
  • Алеев В.А.
  • Захаров В.А.
RU2108476C1
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ЗАРЯДОВ ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА (ТРТ) 1998
  • Бороздин Б.И.
  • Калашников В.И.
  • Ключников А.Н.
  • Милехин Ю.М.
  • Реуков В.Л.
RU2143660C1
КОРПУС РДТТ 2003
  • Соколовский М.И.
  • Саков Ю.Л.
  • Зыков Г.А.
  • Каримов В.З.
  • Нельзин Ю.Б.
  • Карманов Н.Н.
  • Огнев С.В.
  • Налобин М.А.
  • Вопилов С.А.
RU2244146C1
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ СКРЕПЛЕННЫХ ЗАРЯДОВ ТРТ С ОТДЕЛЯЕМЫМИ ДНИЩАМИ 1999
  • Бороздин Б.И.
  • Калашников В.И.
  • Ключников А.Н.
  • Милехин Ю.М.
  • Нефедов О.Н.
  • Реуков В.Л.
RU2165591C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ГОРЕНИЯ ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА В НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОМ СОСТОЯНИИ 2001
  • Бабаков Ю.П.
  • Калашников В.И.
  • Ключников А.Н.
  • Милехин Ю.М.
RU2188963C1
МОДЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ГОРЕНИЯ ТРТ В НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОМ СОСТОЯНИИ 2002
  • Сало Н.В.
  • Калашников В.И.
  • Ключников А.Н.
  • Милехин Ю.М.
  • Меркулов В.М.
RU2201520C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАРЯДОВ СМЕСЕВОГО РАКЕТНОГО ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2002
  • Метелёв А.И.
  • Самойленко А.Ф.
  • Меркулова Л.П.
  • Кошелева Т.А.
RU2212395C1
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Жарков А.С.
  • Жуков А.П.
  • Кривенко О.А.
  • Марьяш В.И.
  • Макарова Н.М.
  • Яскин А.В.
RU2154183C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 192 554 C1

Реферат патента 2002 года ЗАРЯД, СКРЕПЛЕННЫЙ С КОРПУСОМ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Заряд, скрепленный с корпусом ракетного двигателя твердого топлива, содержит смесевое ракетное твердое топливо, силовую оболочку из композиционных материалов, теплозащитное покрытие, фланцы, упругоэластичные прокладки и кольцевые поясковые зоны раскрепления, перекрывающие кромки фланцев. Кольцевые поясковые зоны раскрепления расположены в днищах корпуса между силовой оболочкой и фланцами. Они выполнены глухими, без газового сообщения с каналом заряда. На торцах заряда изготовлены кольцевые бронирующие манжеты переменной толщины. Максимальный диаметр кольцевых бронирующих манжет располагается между максимальными диаметрами кольцевых поясковых зон раскрепления и фланцев, причем толщина кольцевых бронирующих манжет в каждой точке увеличивается с увеличением диаметра, на котором расположена эта точка. Изобретение позволяет исключить разрушения и отслоения заряда, а также возможность возникновения прогаров корпуса при работе двигателя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 192 554 C1

Заряд, скрепленный с корпусом ракетного двигателя твердого топлива, содержащий смесевое ракетное твердое топливо, силовую оболочку из композиционных материалов, теплозащитное покрытие, фланцы, упругоэластичные прокладки и кольцевые поясковые зоны раскрепления (КПЗР), перекрывающие кромки фланцев, отличающийся тем, что КПЗР расположены в днищах корпуса между силовой оболочкой и фланцами, причем они выполнены глухими, без газового сообщения с каналом заряда, а на торцах заряда изготовлены кольцевые бронирующие манжеты (КБМ) переменной толщины таким образом, что максимальный диаметр КБМ располагается между максимальными диаметрами КПЗР и фланцев, причем толщина КБМ в каждой точке увеличивается с увеличением диаметра, на котором расположена эта точка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2192554C1

КОРПУС РДТТ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 1996
  • Майоров Б.Г.
  • Медведев А.А.
  • Романов А.Ф.
  • Алеев В.А.
  • Захаров В.А.
RU2108476C1
US 4711086 А, 08.12.1987
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ НАПИТКА 1992
  • Мурашев В.М.
  • Мухин А.Г.
  • Ремез К.К.
  • Свиридов К.Н.
RU2076061C1
WO 00/11338 А1, 02.03.2000
US 3616646 А, 02.11.1971
Устройство для отсыпки грунта 1988
  • Глебов Вадим Дмитриевич
  • Тархов Альберт Иванович
  • Иванова Валентина Михайловна
  • Ветлицын Александр Михайлович
SU1555439A1
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ МДП-ТРАНЗИСТОР ИНТЕГРАЛЬНОЙ СХЕМЫ 1997
  • Сауров А.Н.
RU2108641C1
DE 3119712 A1, 04.03.1982
US 3269113 А, 30.08.1966.

RU 2 192 554 C1

Авторы

Калашников В.И.

Ключников А.Н.

Колосовский В.И.

Мельников В.П.

Милехин Ю.М.

Соколов Н.Н.

Соломонов Ю.С.

Сухадольский А.П.

Даты

2002-11-10Публикация

2001-06-06Подача