БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1998 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение RU2108926C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения.

Известна трансмиссия, содержащая корпус и расположенные в нем вариатор и редуктор (заявка Германии N 4104487, кл. B 60 K 17/06, 1991).

Известна также бесступенчатая трансмиссия транспортного средства, содержащая корпус и расположенные в нем вариатор и редуктор [1] (прототип).

Однако такие трансмиссии являются весьма громоздкими и имеют большой вес. Кроме того, эти конструкции, как правило, требуют наличия коробки перемены передач, а клиноременные вариаторы, используемые в вышеуказанных трансмиссиях, имеют ограниченный диапазон передаточных отношений.

Технической задачей изобретения является создание компактной трансмиссии с широким диапазоном передаточных отношений.

Поставленная задача решается тем, что бесступенчатая трансмиссия транспортного средства дополнительно снабжена преобразователем вращательного движения выходного вала двигателя в колебательное, связанным с входным валом вариатора и выходной вал которого соединен с преобразователем колебательного движения в реверсивное вращательное, представляющим собой ведущий вал, на котором посредством муфт свободного хода установлены одни конические шестерни, связанные между собой другими коническими шестернями и соединенными с ведомыми валами, связанными с выходным валом, соединенным через сцепную муфту с ведомым валом трансмиссии.

Трансмиссия также снабжена упругой муфтой, расположенной перед преобразователем вращательного движения выходного вала двигателя в колебательное или в связи последнего с вариатором.

Общими с прототипом существенными признаками в предлагаемой трансмиссии являются наличие корпуса и последовательно расположенные в нем и связанные между собой вариатор и реверсивный редуктор.

На чертеже изображена схема предлагаемой бесступенчатой трансмиссии.

Трансмиссия расположена в корпусе 1. Маховик 2 двигателя 3 соединен с механизмом преобразования вращательного движения выходного вала двигателя в колебательное, состоящим из кривошипа 4, связанного с маховиком 2, шатуна 5, установленного на кривошипе 4, и кулисы 6, соединенной с шатуном 5 с возможностью углового перемещения. Для уменьшения динамических нагрузок на элементы трансмиссии перед вариатором предусмотрена упругая муфта 7. В описываемом варианте упругая муфта расположена внутри маховика 2, но может быть установлена между преобразователем вращательного движения выходного вала двигателя в колебательное и вариатором. За счет упругих элементов при определенных условиях вариатор сам может выполнять функцию упругой муфты. Кулиса 6 жестко связана с ведущим валом 8 вариатора. Вариатор содержит подвижный 9, промежуточный 10, неподвижный 11 диски и стержни 12, имеющие подвижное соединение со свободой углового перемещения с указанными дисками. Промежуточный диск 10 установлен с возможностью перемещения между подвижным 9 и неподвижным 11 дисками. Выходной вал вариатора, связанный с промежуточным диском 10, является ведущим валом 13 преобразователя колебательного движения в реверсивное вращательное, снабженного ведомыми валами 14, 15, имеющими противоположные направления вращения, и выходным валом 16. Ведущий вал 13 и ведомые валы 14 и 15 связаны между собой коническими шестернями 17-20, находящимися в постоянном зацеплении друг с другом. Конические шестерни 17 и 18 установлены на ведущем валу 13 и соединены с ним посредством муфт 21 и 22 свободного хода соответственно, имеющих противоположные направления заклинивания. Коническая шестерня 19 соединена с ведомым валом 14, а коническая шестерня 20 - с ведомым валом 15. Расположенная на выходном валу 16 сцепная муфта 23, перемещаясь с помощью вилки 24, обеспечивает соединение выходного вала 16 с ведомым валом 14 или 15.

Бесступенчатая трансмиссия работает следующим образом.

Вращающий момент от двигателя 3 передается через маховик 2, упругую муфту 7 и кривошип 4 на шатун 5, который сообщает колебательное движение кулисе 6, которая в свою очередь передает это движение на ведущий вал 8 вариатора. При этом подвижный диск 9 поворачивается на определенный угол, вызывая угловое перемещение стержней 12 относительно неподвижного диска 11. При прижатии промежуточного диска 10 к подвижному диску 9 обеспечиваются максимальная амплитуда колебаний и наименьший крутящий момент. При перемещении промежуточного диска 10 к неподвижному диску 11 амплитуда колебаний уменьшается, а крутящий момент увеличивается. При прижатии промежуточного диска 10 к неподвижному диску 11 амплитуда колебаний практически становится равной нулю, в результате чего происходит отключение кинематической связи, исключающее необходимость применения муфты сцепления.

Таким образом, вариатор выполняет функцию коробки перемены передач и муфты сцепления. С вариатора колебательное движение передается на ведущий вал 13 преобразователя колебательного движения в реверсивное вращательное (выходной вал вариатора является ведущим валом преобразователя). При движении ведущего вала 13 (например, по часовой стрелке) коническая шестерня 17 и муфта 21 свободного хода передают это движение на конические шестерни 19 и 20, которые начинают вращаться в противоположных направлениях и вращать в тех же направлениях жестко связанные с ними ведомые валы 14 и 15. Коническая шестерня 18 движется в противоположном направлении, но муфта 22 свободного хода при движении ведущего вала 13 по часовой стрелке расцеплена.

При движении против часовой стрелки ведущего вала 13 муфта 21 свободного хода расцепляет коническую шестерню 17 с ведущим валом 13, а муфта 22 свободного хода обеспечивает сцепление ведущего вала 13 с конической шестерней 18, через которую движение передается на конические шестерни 19 и 20, вращая их и жестко связанные с ними ведомые валы 14 и 15 в том же направлении, что и шестерня 17.

Таким образом, конические шестерни 19 и 20 вращаются во взаимно противоположных направлениях вне зависимости от направления движения ведущего вала 13, обеспечивая постоянное взаимно противоположное движение ведомых валов 14 и 15.

Механизм реверсирования работает следующим образом.

При движении вилки 24 от оси вариатора происходит сцепление ведомого вала 14 с выходным валом 16, в результате чего он движется против часовой стрелки. При движении вилки 24 к оси вариатора происходят расцепление выходного вала 16 с ведомым валом 14 и сцепление ведомого вала 15 с выходным валом 16, который начинает двигаться по часовой стрелке. При установке вилки 24 в нейтральное положение (как показано на чертеже) происходит расцепление ведущего 13 и выходного 16 валов.

Похожие патенты RU2108926C1

название год авторы номер документа
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВАЛА В РЕВЕРСИВНОЕ ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1996
  • Максимов М.Н.
  • Кондратьева Л.И.
  • Крушинская Н.М.
  • Скворцова Е.Н.
RU2110714C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КАЧАЮЩИМСЯ ПОРШНЕМ 1995
  • Максимов М.Н.
  • Крушинская Н.М.
  • Кондратьева Л.И.
  • Скворцова Е.Н.
RU2079680C1
ВАРИАТОР КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 1995
  • Максимов М.Н.
  • Кондратьева Л.И.
  • Крушинская Н.М.
  • Скворцова Е.Н.
RU2079751C1
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА 1995
  • Максимов М.Н.
  • Кондратьева Л.И.
  • Крушинская Н.М.
  • Скворцова Е.Н.
RU2079745C1
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Кропп Абрам Ефроимович
  • Блохин Александр Николаевич
  • Маньковский Василий Владимирович
  • Кошурина Алла Александровна
RU2499170C1
ГИБРИДНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Гулиа Нурбей Владимирович
RU2357876C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Лахтюхов Михаил Георгиевич
  • Иванов Василий Александрович
  • Лопотов Вячеслав Александрович
RU2340473C2
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 2012
  • Смирнов Геннадий Владимирович
RU2518136C2
ЗУБЧАТО - ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР 2016
  • Комбаров Виктор Владимирович
RU2636440C2
ШИРОКОДИАПАЗОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ 2020
  • Хатагов Александр Черменович
  • Хатагов Заурбек Александрович
  • Аджиманбетов Султанхан Багатович
RU2729847C1

Реферат патента 1998 года БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение может быть использовано в транспортном машиностроении, а именно в бесступенчатой трансмиссии на автомобилях, тракторах и других траснспортных средствах. Бесступенчатая трансмиссия содержит корпус и размещенные в нем вариатор и редуктор. Новым в трансмиссии является наличие механизма преобразователя вращательного движения выходного вала двигателя в колебательное, соединенного с вариатором колебательного движения, выполняющего функции коробки перемены передач и муфты сцепления. Перед вариатором установлена упругая муфта, уменьшающая динамические нагрузки на элементе трансмиссии. За счет упругих элементов вариатор сам может выполнять функцию упругой муфты при определенных условиях. Редуктор выполнен в виде преобразователя колебательного движения в реверсивное вращательное. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 108 926 C1

1. Бесступенчатая трансмиссия транспортного средства, содержащая корпус и последовательно расположенные в нем и связанные между собой вариатор и реверсивный редуктор, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена преобразователем вращательного движения выходного вала двигателя в колебательное, связанным с входным валом вариатора, и выходной вал которого соединен с преобразователем колебательного движения в реверсивное вращательное, представляющим собой ведущий вал, на котором посредством муфт свободного хода установлены одни конические шестерни, связанные между собой другими коническими шестернями и соединенными с ведомыми валами, связанными с выходным валом, соединенным через сцепную муфту с ведомым валом трансмиссии. 2. Трансмиссия по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена упругой муфтой, расположенной перед преобразователем вращательного движения выходного вала двигателя в колебательное или в связи последнего с вариатором.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2108926C1

SU, авторское свидетельство, 1614944, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 108 926 C1

Авторы

Максимов М.Н.

Кондратьева Л.И.

Крушинская Н.М.

Скворцова Е.Н.

Даты

1998-04-20Публикация

1996-04-19Подача