Изобретение относится к приспособлениям, используемым для игры на струнных щипковых музыкальных инструментах.
Известно устройство-медиатор, предназначенное для приведения в состояние колебания струн щипковых музыкальных инструментов (БСЭ, М, изд. "Советская энциклопедия", 1074, т. 15, с. 559). Медиатор представляет собой тонкую пластинку с заостренным концом, которую удерживают пальцами.
Недостаток медиатора состоит в том, что для удерживания требуется сжимать пальцы. При длительной игре медиатором рука устает, внимание отвлекается, возникают сбои в игре и снижается ее качество.
Известно устройство для извлечения звуков из щипкового музыкального инструмента- плектр, с помощью которого защипывают струны и тремолируют на плекторных музыкальных инструментах (БСЭ, М, изд. "Советская энциклопедия", 1074, т. 20, с. 24). Плектр представляет собой костяную, пластмассовую, металлическую пластинку или кольцо с "когтем", надеваемое на палец. С помощью плектра защипывают струны и таким образом извлекают звуки при игре на гавайской гитаре, оркестровой гитаре, джаз-гитаре, гуслях и других щипковых музыкальных инструментах.
Плектр широко используется для тремолирования, т. е. очень быстрого повторения одного звука или чередования нескольких звуков в отдельности при игре на плекторных музыкальных инструментах: цитре, мандолине, домбре и других.
Плектр, выполненный в виде пластинки имеет те же недостатки, что и медиатор, т.к. для его удерживания требуется сжимать пальцы руки.
Плектр, выполненный в виде кольца с "когтем", надеваемого на палец удерживать легче, чем пластинку поскольку кольцо не нужно сжимать пальцами. Но при игре кольцом с "когтем" возможности звукоизвлечения более узкие, чем при игре пластинкой, сжимаемой пальцами. В процессе игры пластинку можно переворачивать и извлекать звуки как острым, так и тупым ее концом, изменяя тем самым тембр звучания музыкального инструмента. Однако, при игре плектром, выполненным в виде пластинки спектр звучания также недостаточно широкий.
Известно устройство для извлечения звуков из щипкового музыкального инструмента, содержащее пластинку для контактирования со струнами инструмента, корпус с внешней поверхностью для контактирования с ладонью руки и держатель, прикрепленный к корпусу, причем пластинка закреплена на держателе посредством шарнира (US, патент 4137814, кл. G 10 D 3/16, 1979 - прототип).
Недостатком известного устройства является неудобство в пользовании и низкие исполнительские возможности.
Техническим результатом изобретения является повышение удобства в пользовании, за счет его надежного удерживания на руке исполнителя и за счет возможности индивидуальной подгонки для исполнителя, и расширение исполнительских возможностей.
Достигается это тем, что в устройстве для извлечения звуков из щипкового музыкального инструмента, содержащем пластинку для контактирования со струнами инструмента, корпус с внешней поверхностью для контактирования с ладонью руки и держатель, прикрепленный к корпусу, и в котором пластинка закреплена на держателе посредством шарнира, согласно изобретению, корпус имеет упор для контактирования с верхней частью тыльной стороны ладони, причем держатель выполнен в виде кронштейна, установленного относительно корпуса со стороны противоположной упору.
Корпус имеет направляющие, а держатель прикреплен к корпусу посредством стойки, установленной в направляющих с возможностью перемещения и фиксации в избранном положении.
Держатель имеет форму тела вращения и закреплен с возможностью перемещения вдоль своей оси и вращения относительно нее.
Корпус имеет уширитель, установленный с возможностью перемещения относительно упора.
Пластинка имеет сквозной паз для прохода держателя и выступы разной конфигурации, расположенные см противоположных сторон от паза.
За счет закрепления пластинки на держателе, прикрепленном к корпусу, обеспечена возможность удерживания пластинки малым по величине прижимающим усилием только одного большого пальца с передачей нагрузки от него через пластину, держатель и корпус на ладонь руки. Шарнир позволяет обеспечить плавающее положение пластинки во время прижима и возможность быстрого ее поворота для смены тембра.
Положение пластинки в пространстве можно также изменять за счет перемещения стойки вместе с держателем по направляющим, перемещения держателя вдоль своей оси, вращения держателя вокруг своей оси и качания держателя в плоскости, перпендикулярной направляющим. Это позволяет устанавливать пластинку в любом положении в пространстве, обеспечивая при этом удобство пользования.
Упор, контактирующий с верхней частью тыльной стороны ладони, позволяет зафиксировать корпус в руке, оставляя при этом пальцы свободными для игры и одновременно располагая пластинку вблизи с большим пальцем.
Уширитель позволяет индивидуально подстраивать устройство, обеспечивая наиболее удобное и устойчивое положение корпуса в руке.
Пазы и выступы разной конфигурации, расположенные с противоположных сторон от паза, позволяют дополнительно расширить спектр звучания музыкального инструмента за счет использования увеличенного набора выступов, влияющих на тембр звучания, а также за счет того, что пластинку можно прижать через держатель к массивному корпусу.
На фиг. 1 изображено устройство, вид спереди; на фиг. 2 - вид сбоку с разрезом, на фиг. 3 - вид сверху с разрезом и частичным вырывом, на фиг. 4 - устройство в рабочем положении.
Устройство содержит корпус 1, держатель 2, пластину 3, закрепленную на держателе 2 посредством шарнира 4, и стойку 5.
Корпус 1 имеет направляющие 6, упор 7 и уширитель 8. Стойка 5 установлена в направляющих 6. В стойке 5 выполнен паз 9 для крепежного винта 10. Держатель 2 выполнен в виде кронштейна, установленного относительно корпуса 1 со стороны противоположной упору 7, имеет цилиндрическую форму, установлен в отверстии 11 стойки 5 с возможностью качания на угол α и удерживается в отверстии 11 упругим кольцом 12. Упор 7 жестко скреплен со стойкой 5 и имеет паз 13 для похода крепежного винта 14.
Уширитель 8 установлен с возможностью перемещения относительно упора 7 и прикреплен к упору 7 винтом 14.
Пластинка 3 имеет сквозной паз 15 для прохода держателя 2 и выступы 16, 17, 18 и 19 разной конфигурации. Выступы 16, 17 и выступы 18, 19 расположены с противоположных сторон от паза 15.
Работает устройство следующим образом.
Исполнитель берет корпус 1 в ладонь так, чтобы упор 7 расположился на верхней части тыльной стороны ладони, а пластинка 3 разместилась под большим пальцем. После чего, большим пальцем прижимают пластинку 3 к держателю 2 и используют, например, выступ 18 для извлечения звуков из щипкового инструмента также, как и при игре медиатором или плектром.
Для изменения звучания пластинку 3 поворачивают вокруг шарнира 4 на 180o, пропуская при этом держатель 2 через паз 15. При этом, выступ 19 устанавливается в рабочее положение вместо выступа 18. Дополнительно изменяют звучание инструмента поворотом держателя 2 вокруг его оси на 180o. При этом, в рабочее положение устанавливается выступ 16 вместо выступа 19, либо выступ 17 вместо выступа 18.
В процессе игры пластинку 3 удерживают либо мягко большим пальцем, либо жестко посредством прижатия ее к держателю 2. Тембр звучания при этом соответственно изменяется. При необходимости изменяют положение пластинки 3 в пространстве небольшим усилием пальцев, для чего поворачивают держатель 2 в отверстии 11 в интервале угла α , либо смещают держатель 2 в отверстии 11 перемещением его вдоль своей оси.
В избранном положении держатель 2 удерживается в отверстии 11 кольцом 12, упруго охватывающим держатель 2. Регулируют положение корпуса 1 в руке и положение стойки 5 относительно корпуса 1 посредством ослабления крепежного винта 10, перемещения стойки 5 вместе с упором 7 и уширитель 8 по направляющим 6 в нужное положение и последующего затягивания крепежного винта 10. Наиболее удобное положение упора 7 на руке подбирают посредством соответствующей перестановки уширителя 8. Для этого ослабляют винт 14, смещают уширитель 8 относительно упора 7 и вновь затягивают винт 14.
Данное устройство позволяет удерживать пластинку только одним большим пальцем, причем малым по величине усилием, освободив при этом остальные пальцы, что значительно облегчает игру. Кроме того, устройство позволяет значительно расширить спектр звучания инструмента и увеличить исполнительские возможности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КЛАВИШНОЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКОВ ИЗ СТРУННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ | 2008 |
|
RU2364953C2 |
БАШКИРСКАЯ ДУМБЫРА | 1998 |
|
RU2126178C1 |
БАШКИРСКИЙ ДУНГУР | 2002 |
|
RU2202129C1 |
Музыкальный щипковый инструмент | 2020 |
|
RU2754982C1 |
ГРИФ ЩИПКОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ | 1992 |
|
RU2087946C1 |
СПОСОБ РАЗБИВКИ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЛАДОВ НА ГРИФЕ ЩИПКОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА | 2002 |
|
RU2234148C2 |
САЗ | 2010 |
|
RU2440625C1 |
Струнный щипковый музыкальный инструмент | 1976 |
|
SU861943A1 |
Щипковый музыкальный инструмент | 1990 |
|
SU1778776A1 |
Клавесин | 2018 |
|
RU2733798C2 |
Изобретение относится к устройству для извлечения звуков из шипкового музыкального инструмента. Сущность изобретения заключается в том, что корпус имеет упор для контактирования с верхней частью тыльной стороны ладони, а держатель выполнен в виде кронштейна, установленного относительно корпуса со стороны противоположной упору. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.
US, патент, 4137814, кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1998-04-20—Публикация
1997-04-03—Подача