Изобретение относится к производству народных щипковых музыкальных инструментов типа лютня (танбур, уд, саз).
Известен народный щипковый музыкальный инструмент танбур [1], содержащий долбленый корпус грушевидной формы с выпуклой тыльной стороной и плоской лицевой стороной, выполненной из тонкой деревянной пластины с очень маленькими резонаторными отверстиями. Корпус инструмента и длинная шейка выполнены из цельного куска дерева. На шейке навязаны лады из жилки. Инструмент снабжен тонкими стальными струнами. Во время игры танбур держат перед собой с наклоном, приподняв шейку инструмента вверх.
Известен национальный музыкальный инструмент - арабский уд [2], который содержит овальный полый корпус с плоской верхней декой. Верхняя дека снабжена приподнятым струнодержателем - порожком и имеет два резонансных отверстия. Уд снабжен короткой шейкой, переходящей в круто отклоненную набок плоскую колковую головку. Оригинальность конструкции арабского уда заключается в том, что он содержит пять сдвоенных струн, которые при квартовой настройке обеспечивают воспроизведение звуков хроматического строя с применением семи лигатур.
Известен русский народный музыкальный инструмент - домра трехструнная [3]. Домра содержит овальный корпус из набора клепок с плоской верхней декой и длинную шейку с фигурной плоской головкой на конце. Верхняя дека снабжена подставкой для струн, врезной розеткой и панцирем, предохраняющим деку от механических повреждений при игре. Форма и размер панциря обуславливают высоту тона настройки инструмента.
Известен национальный музыкальный инструмент - Башкирская думбыра [4], взятый за прототип, содержащий объемный корпус в виде симметричного многогранника с плоскими нижней и верхней декой, соединенными граненой обечайкой. К корпусу крепится укороченная шейка с полой куполообразной колковой головкой на конце, установленной с наклоном вниз. Верхняя дека снабжена фигурным резонаторным отверстием, порожком-подставкой для струн и струнодержателем. Ладовые пластины вклеены в гриф шейки. Инструмент содержит три струны, которые крепятся верхними концами к колковой головке, а нижними концами - посредством кнопок крепятся к струнодержателю. Во время игры инструмент держат перед собой с наклоном, приподняв шейку инструмента вверх. Инструмент отличается оригинальностью конструкции корпуса и колковой головки, а также выполнением ладовых пластин.
Задачей настоящего изобретения является создание музыкального инструмента с расширенными исполнительскими возможностями при сохранении общей самобытности игры на лютневых музыкальных инструментах и оригинальности конструкции корпуса прототипа.
Поставленная задача решается следующим образом.
Саз, содержащий корпус в виде объемного многогранника с плоской верхней декой со струнодержателем, порожком и резонаторным отверстием, укороченную шейку с грифом и ладовыми пластинами, колковую головку, установленную на верхнем конце шейки, и три струны, согласно изобретению дополнительно снабжен двумя струнами и панцирем, закрепленным на верхней деке между основанием грифа и резонаторным отверстием, а колковая головка выполнена в виде полой прямоугольной коробки, переходящей в заостренный шпиль-камертон, и оснащена колками, расположенными на правой и левой боковых сторонах относительно продольной оси и съемной нижней крышкой.
Предложенная конструкция уральского саза по сравнению с известным башкирским щипковым музыкальным инструментом имеет следующие отличительные особенности и преимущества:
- наличие пяти струн расширяет диапазон звучания и другие исполнительские возможности предложенного музыкального инструмента. Квартовая настройка пяти струн и хроматический звукоряд предложенного музыкального инструмента обеспечивает возможность воспроизведения музыкальных произведений всех народов мира;
- наличие пяти струн обеспечивает звукоизвлечение методом тремолирования (в отличие от бряцания, как у известных инструментов и прототипа), что обеспечивает ведение основной мелодии в оркестровой игре;
- в совокупности с резонаторным отверстием панцирь, в зависимости от геометрических размеров и материала его изготовления, обеспечивает изменение тембровой окраски звучания конкретного инструмента. Известно применение панцирей различной площади в конструкции домры [3], что при оснащении нескольких музыкальных инструментов с идентичными геометрическими деталями, но с панцирями различного размера дает возможность создания оркестрового ансамбля. Применение известного элемента в конструкции предложенного музыкального инструмента расширяет его исполнительские возможности, кроме того, панцирь защищает конструкцию предложенного музыкального инструмента от внешних механических воздействий, повышая тем самым ее надежность и срок эксплуатации;
- выполнение колковой головки в виде полой прямоугольной коробки, переходящей в заостренный шпиль-камертон, повышает технологичность изготовления инструмента, а расположение колков на правой и левой боковых сторонах относительно продольной оси, повышает удобство настройки инструмента, снижает травматизм руки исполнителя;
- съемная нижняя крышка колковой головки имеет акустическое влияние. Ее наличие усиливает звучание инструмента, изменяет его тембровую окраску. Кроме того, съемная крышка позволяет скрыть свободные концы струн на колках и повысить эстетичность инструмента
- в целом предложенная конструкция колковой головки выполняет функцию камертона при настройке музыкального инструмента - саза.
Предложенная конструкция саза проста и технологична в техническом исполнении, доступна для обучения игре начинающим музыкантам, удобна при игре профессионалами. Наличие пяти струн и панциря в совокупности с полой прямоугольной колковой головкой, оснащенной шпилем-камертоном, обеспечивает возможность воспроизведения башкирских народных мелодий с оригинальным колоритом и оранжировкой, привлекая тем самым внимание к национальной культуре и истории народов России.
Заявителю не известны подобные технические решения, используемые при изготовлении щипковых музыкальных инструментов типа лютня.
На фиг.1 представлен вариант конструкции заявленного музыкального инструмента Саза с колковой головкой без нижней крышки.
На фиг.2 показан вариант конструкции заявленного музыкального инструмента Саза с колковой головкой, закрытой нижней крышкой (вид инструмента снизу).
Саз содержит корпус, выполненный в виде объемного симметричного многогранника. Корпус содержит выпуклую нижнюю деку 1, плоскую верхнюю деку 2 и обечайку 3. На верхней деке 2 установлены порожек-подставка 4 для струн, струнодержатель 5 и выполнено фигурное резонаторное отверстие 6. Верхняя дека 2 с внутренней стороны корпуса укреплена системой опорных планок (не показаны), опирающихся на нижнюю деку 1, которые помогают деке 2 выдерживать усилие натяжения струн. На верхней части корпуса закреплена укороченная шейка 7 с грифом 8. По грифу 8 выполнены врезные ладовые пластины 9. Между основанием грифа 8 и резонаторным отверстием 6 на поверхности верхней деки 2 закреплен панцирь 10. Укороченная шейка 7 оснащена колковой головкой 11, выполненной в виде полого прямоугольника, составленного их плоских элементов, переходящего в заостренный шпиль-камертон 12. Колковая головка 11 оснащена винтовыми колками 13, установленными в правой и в левой боковых сторонах, и съемной крышкой 15. Инструмент имеет пять струн 14, верхние концы которых крепятся к колкам 13, а нижние - к струнодержателю 5. Крышка 15, в зависимости от варианта воспроизводимой мелодии, может использоваться в процессе игры на инструменте или сниматься. Крепление крышки 15 к колковой головке 11 не показано. Это могут быть зажимы, направляющие пазы, как у пенала и т.п.
Предложенная конструкция музыкального инструмента Саз проста в технической реализации. Оригинальная конструкция колковой головки 11 и объемный слегка вытянутый корпус придают внешнему виду данного музыкального инструмента стилизованный вид летящей птицы. Изготавливается музыкальный инструмент Уральский Саз из хвойных или лиственных пород древесины. Ладовые пластины 9 выполнены из отрезков гибкого материала (медной проволоки, жилки, лески и т.п.), либо могут быть нанесены краской. В конструкции используются пять одинарных или сдвоенных струн.
Посредством внешнего оформления (полировки, инкрустации) корпуса музыкальному инструменту придается оригинальный внешний вид, что позволяет украсить оркестр. При этом панцирь 10 является также элементом декора музыкального инструмента.
Пользуются Сазом следующим образом.
Играют на данном музыкальном инструменте сидя. Исполнитель держит инструмент на коленях перед собой, приподняв шейку 7 вверх, придерживая ее и перебирая лады. Второй рукой исполнитель плектором воспроизводит мелодию, используя приемы игры - тремолирование, а также - дробь, защипывание струн и т.д. или чередование этих приемов. Ладовые пластины 9 задают хроматический звукоряд. Использование нескольких идентичных сазов предложенной конструкции с панцирями 10 различного размера и с применением (или не применением) крышки 15 колковой головки 11 позволяет разнообразить исполнительское мастерство при исполнении песенно-танцевальных и программно-инструментальных мелодий в сольной или ансамблевой игре. Квартовая настройка всех пяти струн позволяет исполнять народные мелодии и произведения композиторов всех народов мира.
Простота конструкции предложенного музыкального инструмента, технологичность его изготовления, надежность конструкции не требуют специального дорогостоящего оборудования и оснащения для изготовления. Удобство пользования Уральским Сазом делает его доступным для обучения детей, а также для создания музыкальных ансамблей в отдаленных районах региона.
Источники информации
1. Вертков К.А. и др. Атлас музыкальных инструментов СССР., М.: - Гос.музыкальное изд-во, 1963 г., с.119-120.
2. Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. - Алма-Аты: Галым., 1992 г с.85-86.
3. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. - Л.: Изд-во «Музыка», 1989 г., с.38-40.
4. Патент РФ, G10В 1/00, №2126178 «Башкирская думбыра», 1998 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КУШСАЗ | 2012 |
|
RU2490725C1 |
БАШКИРСКАЯ ДУМБЫРА | 1998 |
|
RU2126178C1 |
КЫЛ-КУБЫЗ | 1998 |
|
RU2126138C1 |
БАШКИРСКИЙ ДУНГУР | 2002 |
|
RU2202129C1 |
КЫЛКУБЫЗ | 2009 |
|
RU2410768C1 |
ДВУХКОРПУСНОЙ СТРУННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ | 2024 |
|
RU2826792C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЕХСТРУННОЙ ДОМРЫ | 1996 |
|
RU2113736C1 |
СТРУННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ | 2024 |
|
RU2826353C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2810616C1 |
ЩИПКОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА | 2015 |
|
RU2640169C2 |
Предложен струнный музыкальный инструмент, содержащий корпус в виде объемного многогранника с плоской верхней декой со струнодержателем, порожком и резонаторным отверстием, укороченную шейку с грифом и ладовыми пластинами, колковую головку, установленную на верхнем конце шейки, и три струны. Для повышения надежности конструкции музыкального инструмента и обеспечения расширенных исполнительских возможностей, саз дополнительно снабжен двумя струнами и панцирем, закрепленным на верхней деке между основанием грифа и резонаторным отверстием. Колковая головка выполнена прямой, в виде полой прямоугольной коробки, переходящей в заостренный шпиль-камертон, и оснащена колками, расположенными на правой и левой боковых сторонах относительно продольной оси, и съемной нижней крышкой. 2 ил.
Саз, содержащий корпус в виде объемного многогранника с плоской верхней декой со струнодержателем, порожком и резонаторным отверстием, укороченную шейку с грифом и ладовыми пластинами, колковую головку, установленную на верхнем конце шейки, и три струны, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен двумя струнами и панцирем, закрепленным на верхней деке между основанием грифа и резонаторным отверстием, а колковая головка выполнена прямой в виде полой прямоугольной коробки, переходящей в заостренный шпиль-камертон, и оснащена колками, расположенными на правой и левой боковых сторонах относительно продольной оси, и съемной нижней крышкой.
Статья из «ДУМБЫРА» из энциклопедии Башкортостана, размещенная на сайте Интернет по адресу http://ru.wikipedia.org/ | |||
ТРЕМОЛЕР | 1997 |
|
RU2130205C1 |
БАШКИРСКАЯ ДУМБЫРА | 1998 |
|
RU2126178C1 |
US 55505116 А, 09.04.1996. |
Авторы
Даты
2012-01-20—Публикация
2010-12-03—Подача