Изобретение относится к производству щипковых музыкальных инструментов типа домра.
Известен народный щипковый инструмент танбур, содержащий долбленый корпус грушевидной формы с выпуклой тыльной стороной и плоской лицевой стороной, выполненной из тонкой деревянной пластины с очень маленькими резонансными отверстиями. Корпус и шейка выполнены из одного куска дерева. Шейка длинная с навязными ладами, струны тонкие, стальные [1]. Во время игры инструмент держат перед собой с наклоном, приподняв шейку вверх.
Известен народный щипковый инструмент Дутар, содержащий большой грушевидный корпус, склеенный из отдельных гнутых клепок. Верхняя дека плоская, тонкая, с маленькими резонансными отверстиями. Шейка длинная, с навязными ладами [1] . Инструмент держится исполнителем во время игры перед собой с наклоном с приподнятой вверх шейкой.
Известные музыкальные инструменты отличаются особенностью исполнения мелодий - расположением пальцев исполнителя на струнах шейки, и игровой технике правой руки - бряцание, дробь, защипывание струн, чередование ударов с бряцанием и т.д. При этом возможно чередование исполнения мелодии как пальцами, так и плектром. Усовершенствование данных музыкальных инструментов основано, как правило, на изменении формы и размеров подставки под струны, изменении материала, из которого изготавливаются струны, реконструкции ладовых пластин. В усовершенствованных конструкциях навязные лады заменены вклеенными в гриф пластинами.
Известен народный щипковый инструмент Башкирская думбыра, содержащий корпус овальной формы с длинной шейкой и колковой головкой, установленной на шейке с наклоном вниз. Нижняя дека инструмента склеена из отдельных гнутых клепок, верхняя дека плоская, снабжена резонансным отверстием в виде полумесяца и подставкой под струны. Ладовые пластины вклеены в гриф шейки. Струны в верхней части крепятся к колковой головке, а в нижней - к струнодержателю (кнопками) [2] - прототип. Во время игры исполнитель держит инструмент перед собой с наклоном, приподняв шейку вверх. Извлечение звука производится бряцанием или щипком, штриховыми приемами.
Усовершенствование инструмента, как правило, основано на изменении материала струн, их натяжении и конструкции - жильные, металлические, обвитые и т.д., позволяющие играть пальцами или плектром.
Задачей изобретения является создание щипкового музыкального инструмента с расширенными исполнительскими возможностями при сохранении классической конструкции думбары и самобытности игры на ней.
Поставленная задача решается следующим образом.
В музыкальном инструменте Башкирская думбыра, содержащем овальный корпус с нижней декой, склеенной из отдельных гнутых клепок, и плоской верхней декой с резонансным отверстием и подставкой под струны, длинную шейку с вклеенными в гриф ладовыми пластинами, колковую головку, прикрепленную к шейке с наклоном вниз, и струны, в верхней части прикрепленные к колковой головке, а в нижней - к струнодержателю, корпус выполнен в виде объемного многогранника, у которого обе деки плоские, верхняя дека снабжена фигурным резонансным отверстием, между деками установлены граненые обечайки, симметричные относительно продольной оси инструмента, шейка инструмента выполнена укороченной и снабжена сквозными боковыми отверстиями, перпендикулярными продольной оси и проходящими под ладовыми пластинами, при этом ладовые пластины выполнены из цельного отрезка гибкого материала, последовательно пропущенного через все сквозные отверстия и охватывающего гриф методом узелковой шнуровки, колковая головка выполнена куполообразной, переходящей в шпиль и снабжена винтовыми колками, расположенными сбоку и/или снизу.
Предложенная конструкция Башкирской думбыры по сравнению с известными щипковыми инструментами имеет следующие отличительные особенности и преимущества:
- выполнение корпуса инструмента в виде объемного многогранника с плоскими деками, выполненного из набора плоских клепок, значительно упрощает технологию изготовления подобных музыкальных инструментов, а также их ремонт, поскольку позволяет без особых сложностей изготовить или заменить любую клепку по мере необходимости. Кроме того, плоская нижняя дека делает инструмент более устойчивым, не соскальзывает с колен исполнителя во время игры, что позволяет исполнителю расслабиться, не тратить усилия левой руки во время исполнения еще и на удерживание соскальзывающего инструмента;
- выполнение резонансного отверстия фигурным уменьшает постороннее шумовое звучание (как у прототипа) во время игры одновременно на всех струнах, усиливает акустические тембровые возможности инструмента;
- укороченная шейка позволяет несколько упростить технику игры на инструменте, повысить виртуозность исполнителя, кроме того, укороченная шейка повышает прочность конструкции, снижая усилие на изгиб в месте крепления шейки к верхней части корпуса;
- снабжение шейки боковыми сквозными отверстиями под ладовыми пластинами позволяет усовершенствовать конструкцию ладовых пластин и одновременно приблизить ее к народной. В известных народных щипковых инструментах ладовые пластины выполняются навязными из отдельных отрезков или единого отрезка методом узелковой шнуровки. При этом узелки находятся на тыльной стороне шейки, мешая исполнителю во время игры. В данном случае ладовые пластины также выполняются из единого отрезка гибкого материала (жилки, проволоки, лески и т. п. ), но пропускаемого последовательно через сквозные отверстия шейки с охватом грифа методом узелковой шнуровки. Узелки в этом случае расположены сбоку. Это обеспечивает прочность инструмента, поскольку шнуровка не перетирается, шейка остается гладкой, не повреждает (не натирает) руки исполнителя;
- выполнение колковой головки купола, переходящего в шпиль, расширяет функциональные возможности данной детали, поскольку, кроме натяжения струн, в совокупности с резонансным отверстием верхней деки выполняет функцию резонатора, придающего звучанию инструмента своеобразную тембровую окраску и мелодичность;
- винтовые колки обеспечивают плавное натяжение струн, позволяют более точно устанавливать необходимый тон (полутон) и удерживать его длительное время до перенастройки на другой лад.
Таким образом, предложенная конструкция Башкирской думбыры проста и технологична в техническом исполнении, доступна для обучения игре начинающим музыкантам, удобна при игре профессионалам. С медицинской точки зрения такая конструкция имеет положительные стороны, поскольку снижает нагрузку на мышцы спины и рук при длительной работе с инструментом, так как корпус не соскальзывает с колен, более устойчив при игре.
Заявителю не известны подобные технические решения, используемые при изготовлении щипковых музыкальных инструментов, типа домра.
На чертеже представлен вариант конструкции заявляемого музыкального инструмента Башкирская думбыра.
Башкирская думбыра содержит корпус, выполненный в виде объемного многогранника из набора плоских клепок. Корпус содержит плоскую нижнюю деку (на чертеже не показано), плоскую верхнюю деку 1 и граненые обечайки 2, симметричные относительно продольной оси корпуса. На верхней деке 1 установлена подставка для струн 3 и выполнено фигурное резонансное отверстие 4. Верхняя дека с внутренней стороны укреплена системой деревянных планок (на чертеже не показано), которые помогают деке 1 выдерживать натяжение струн. В верхней части корпуса установлена укороченная шейка 5 с грифом 6. Шейка 5 снабжена боковыми сквозными отверстиями 7, перпендикулярными продольной оси. Над сквозными отверстиями 7 по грифу 6 расположены ладовые пластины 8. Ладовые пластины 8 выполнены из отрезка гибкого материала (жилка, леска или т.п.), последовательно пропущенного через все сквозные отверстия 7 и охватывающего гриф 6 методом узелковой шнуровки. На шейке установлена колковая головка 9, выполненная в виде купола, переходящего в шпиль. На головке установлены винтовые колки 10 сбоку и/или снизу. Струны инструмента в верхней части крепятся к колкам 10, а в нижней части - к струнодержателю.
Предложенная конструкция Башкирской думбыри проста в технической реализации. Оригинальная куполообразная головка 9 со шпилем и объемный, слегка вытянутый корпус придают внешнему виду данного музыкального инструмента стилизованный вид летящей птицы. Посредством полировки и инкрустации музыкальному инструменту придается оригинальный внешний вид, что позволяет украсить оркестр. Изготавливается инструмент из хвойных (ель, сосна, пихта) или лиственных (береза, клен) пород древесины.
Пользуются Башкирской думбырой следующим образом.
Исполнитель играет сидя, при этом держит инструмент на коленях перед собой с наклоном, приподняв шейку вверх, придерживая ее слегка левой рукой и перебирая лады. Свободной правой рукой исполнитель воспроизводит мелодию. Используются приемы игры - бряцание, дробь, защипывание струн пальцами, скользящие удары сверху вниз и снизу вверх, чередование отдельных ударов с бряцанием и т. д. Ладовые пластины 8 дают хроматический звукоряд. Изготовление струн инструмента и ладовых пластин из одного и того же материала придает игре мягкое, бархатное звучание. Строй струн - квартовый, квинтовый или, наоборот, квинтово-квартовый. Звук может извлекаться как непосредственно пальцами, так и плектром.
Предложенная Башкирская думбыра может использоваться при исполнении песенно-танцевальных и программно-инструментальных мелодий в сольной или ансамблевой игре.
Простота конструкции инструмента, технологичность его изготовления, упрощенная техника игры на инструменте, удобство его пользованием делают предлагаемый музыкальный инструмент доступным при обучении детей, а также при создании ансамблей и при изготовлении в отдаленных, глубинных районах проживания.
Источники информации
1. Атлас музыкальных инструментов СССР, Вертков К. и др. М.: Гос.музыкальное изд-во, 1963, с.120,119.
2. Сулейманов Р. Башкирская думбыра. - Уфа, изд-во "Китап", 1993 - прототип. 3т
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САЗ | 2010 |
|
RU2440625C1 |
КЫЛ-КУБЫЗ | 1998 |
|
RU2126138C1 |
КУШСАЗ | 2012 |
|
RU2490725C1 |
КЫЛКУБЫЗ | 2009 |
|
RU2410768C1 |
БАШКИРСКИЙ ДУНГУР | 2002 |
|
RU2202129C1 |
ДВУХКОРПУСНОЙ СТРУННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ | 2024 |
|
RU2826792C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЕХСТРУННОЙ ДОМРЫ | 1996 |
|
RU2113736C1 |
СТРУННЫЙ АКУСТИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ | 2008 |
|
RU2381568C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2810616C1 |
ГУСЛИ | 2023 |
|
RU2811664C1 |
Башкирская думбыра для расширения исполнительских возможностей содержит корпус, выполненный в виде объемного многогранника, у которого обе деки плоские, верхняя дека снабжена фигурным отверстием, между деками расположены граненые обечайки, симметричные относительно продольной оси инструмента. 1 ил.
Башкирская думбыра, содержащая овальный корпус с нижней декой, склеенной из отдельных гнутых клепок, и плоской верхней декой с подставкой для струн и резонансным отверстием в виде полумесяца, длинную шейку с вклеенными в гриф ладовыми пластинами, колковую головку, прикрепленную к шейке с наклоном вниз, и струны, в верхней части прикрепленные к колкам, а в нижней части - к струнодержателю, отличающаяся тем, что корпус выполнен в виде объемного многогранника, у которого обе деки плоские, верхняя дека снабжена фигурным отверстием, между деками расположены граненые обечайки, симметричные относительно продольной оси инструмента, а шейка выполнена укороченной, при этом на шейке выполнены сквозные боковые отверстия, перпендикулярные продольной оси и размещенные под ладами, ладовые пластины выполнены из цельного отрезка гибкого материала, последовательно пропущенного через все сквозные отверстия шейки и охватывающего гриф методом узелковой шнуровки, колковая головка выполнена куполообразной, переходящей в шпиль, и снабжена колками, расположенными сбоку и/или снизу.
Атлас музыкальных инструментов СССР, Вертков К | |||
И др | |||
- М.: Государственное музыкальное издательство, 1963, с.119, 120 | |||
Сулейманов Р., Башкирская думбыра, Уфа: издательство "Китап", 1993 | |||
Музыкальный струнный инструмент | 1935 |
|
SU49761A1 |
Контактная пара | 1985 |
|
SU1285542A1 |
US 4126072 A, 21.11.78 | |||
ФРОНТАЛЬНАЯ НАВЕСКА ТРАКТОРА | 2002 |
|
RU2244389C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАНОРАЗМЕРНЫХ ПОРОШКОВ ЭЛЕМЕНТОВ И ИХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2614714C1 |
Авторы
Даты
1999-02-10—Публикация
1998-06-10—Подача