Предложены водные растворы для очистки высокопрочных сталей, в частности, очистки газовых турбин в горячем состоянии.
Как известно, в процессах, связанных с сжиганием, всегда образуются отложения углерода, и эти отложения вместе с другими веществами, которые остаются после сжигания топлива, всегда представляют проблему их удаления из двигателя и соответствующих деталей. Большая часть этих отложений и выходит вместе с выхлопным газом, однако невозможно исключить накопление отложений с течением времени. На стороне впуска воздуха в двигатели отложения также образуются из-за присутствия примесей в самом потоке входящего воздуха. Такое загрязнение постепенно уменьшает объем потока воздуха в двигателе и вредно влияет на сам процесс горения, в результате на "горячей" стороне двигателей будет образовываться больше отложений сажи. После процесса горения почти невозможно исключить отложения, таким образом в зоне горения, а также на смежных деталях и смежных трубопроводах будут постепенно накапливаться неизбежные отложения, например, постоянные остатки от сжигания кокса. Отложения состоят в основном из несгоревших компонентов топлива, а также негорячих соединений углерода, смолистых и зольных веществ, соединений серы и т. п. , которые, до некоторой степени, химически связаны друг с другом и частично образуют слои на деталях двигателя с последующим образованием постоянного покрытия, например, в форме коксовых остатков. Такие отложения трудно поддаются удалению и обычно их удаляют во время периодических капитальных ремонтов двигателя, когда двигатель демонтируют и очищают вручную посредством шабровки и полирования вместе с вторичной очисткой от отложений. Такой капитальный ремонт двигателя является достаточно трудоемкой операцией, и он требует выключения двигателя на значительный период времени. В случае с двигателями для морских судов очень важно исключить такой капитальный ремонт двигателя, когда судно находится в море, поскольку такой капитальный ремонт двигателя означает значительные потери ценного времени особенно для больших судов.
Текущий ремонт двигателя с очисткой необходимо проводить в установленные интервалы времени не только для уменьшения износа деталей двигателя, но во многом для сокращения расхода топлива. Когда двигатель загрязнен, значительно увеличивается расход топлива частично в результате изменения геометрии камеры горения из-за образования отложений и остатков, и частично в результате износа деталей и последующей утечки из них топлива благодаря тому факту, что клапанные детали засоряются, поэтому возможна через них утечка, что приводит к увеличению расхода топлива или изменению в процессе горения, но в основном это происходит из-за уменьшенной подачи кислорода в результате засорения системы подачи воздуха в двигателе.
Основное достижение в этой области техники раскрыто в патенте Великобритании N 1342077. В этом патенте раскрыт состав, содержащий катионное или неионное поверхностно-активное вещество, предпочтительно этоксилированный амин, например, Ethomeen (фирмы Армур энд Компани Кемикл Дивижн) и кислые фракции дегтя, имеющие температурный предел кипения 200-280oC, в частности технический крезол, вместе с деионизированной или диминерализованной водой и уксусной кислотой для регулирования pH. Эту конкретную очищенную среду используют наиболее успешно с момента ее внедрения в промышленность. Однако она имеет недостаток в том, что не может гарантировать очистку газовых турбин, когда эти турбины находятся в горячем состоянии, т.е. во время работы в режиме двигателя или в режиме вращения турбины. Следующие патенты США, N 3535160, 2955047, 293711, 2671036, 2471390, 2356747, 2347983 и 2032174 включены для справки. Однако эти патенты не имеют отношения к настоящим усовершенствованиям.
В 1977 г. Американское Общество по испытанию и материалам опубликовало стандарт ANSI/ASTM F 519-77, касающийся механических испытаний и испытаний на водородное охрупчивание для процессов металлизации и химических составов для авиационного оборудования. До раскрытого здесь настоящего изобретения отсутствовало какое-либо комбинированное очищающее средство для газовых турбин с замкнутым циклом, которое бы отвечало указанным стандартам. Известно, что когда очень горячие стали подвергают обработке определенным водным раствором, то образуется небольшое количество водорода, который, в свою очередь, делает сталь хрупкой. Не говоря уже о том, что такое охрупчивание может привести к разрушительным последствиям в газовых турбинах, особенно в тех, которые применяют в авиационных двигателях. Эта область рассматривается в публикации "Уитни Аворд Лектуре", 1987, Р.А. Ориани (Коррозия, 390, 1987).
Для справки включено это испытание согласно стандарту ASTM. Также для справки указана и упомянутая публикация. Некоторые, имеющиеся в продаже растворители или водные растворы для очистки газового тракта и газотурбинных двигателей требуют охлаждения двигателя. См., например, бюллетень G 28 M, опубликованный фирмой Б. энд Б.Кемикэл, Инк., в котором описан очищающий состав Band B 3100, который требует охлаждать двигатель до температуры 150oF (65, 56oC) до нанесения очищающего раствора. Указано, что этот водный очиститель можно применять как в режиме работы двигателя, так и в режиме вращения газовых турбин.
Указано, что состав Aeromarine TC 200 (Америкэн Аэромарин Инк, Форт Лаудердаль, Филадельфия) можно применять как в режиме вращения, так и в двигательном режиме газовых турбин. Не указано, что этот состав отвечает техническим условиям ASTM, только отмечено, что применяемая деионизированная вода должна иметь проводимость 5,0 мкОм или выше. Очиститель Penetone 19 для компрессора газовой турбины (Амерасе Корпорейшн ов Тенафлай, Нью Джерси) можно использовать в сочетании с очисткой паром на входе в газотурбинный двигатель. Ясно, что он не предназначен для применения в двигательном режиме или режиме вращения и рекомендуется применять окончательную промывку водой. Заявлена система "Fyrewash Rochem "GTE-CC" для применения на авиационных газотурбинных двигателях в рабочем режиме. В опубликованных спецификациях не указано, что он отвечает упомянутому стандарту ASTM. Химические составы этих очистителей, имеющихся в настоящее время в продаже, а не тех, которые раскрыты в упомянутом патенте, не являются зарегистрированным фактом.
Было обнаружено, что очищающий раствор, приготовленный в соответствии с упомянутым патентом Великобритании и испытанный в соответствии с способом испытания ASTM F-519, вызывает повреждение образцов за отрезок времени между 8 и 10 ч. Поскольку испытание согласно стандарту ASTM требует, чтобы разрушение не происходило меньше, чем за 150 ч, то этот раствор не отвечает требованиям указанного стандарта.
Предложен улучшенный водный состав для химической очистки и удаления органических и неорганических остатков от сгорания со стальных изделий, который отвечает требованиям испытания на водородное охрупчивание согласно стандарту ANSI/AS TM F 519-77.
В концентрированной форме состав состоит в основном из:
A) этоксилированных аминов формулы:
где
R - алкиловая группа, имеющая 6 - 20, предпочтительно 12 - 18 атомов углерода, x и y - целые числа, сумма которых составляет между 2 и 50, предпочтительно между 8 и 20, а лучше между 14 и 16;
B) этилендиаминотетрауксусной кислоты (ЕДТА) и
C) деминерализованной воды, имеющей проводимость 0,9 мкОм или ниже.
Соответственно концентрированный состав содержит ионы минералов меньше, чем мас. ч. на 1 млн.: свинца - 0,5, натрия - 5, калия - 3, двуокиси кремния - 1, цинка - 0,0 0, марганца - 0,05, железа - 1 и фосфора - 5. В этом концентрате содержание этоксилированного амина превышает 95 мас.%; содержание этилендиаминотетрауксусной кислоты - между 0,1 и 1,5 мас.%, т.е. соответственно больше, чем примерно 0,5 мас.%, остальное деминерализованная вода, содержание которой превышает 4 мас.% для получения в общем 100 мас.%. Концентрированный состав имеет значение pH в пределах примерно 7 - 9, причем оно может быть в пределах примерно 7 - 7,5 или 8,1 - 9.
Понятно, что в соответствии с изобретением допускается некоторая свобода в указанных значениях при условии, что состав прошел упомянутое испытание методом согласно ASTM.
Описанный состав имеет предпочтительную концентрацию, однако ясно, что в соответствии с изобретением состав может быть более концентрированным, причем в этом случае концентрация минеральных ионов (и других твердых частиц) будет соответственно высокой и наоборот, когда концентрат больше разбавлен, то концентрация ионов минералов (и других твердых частиц) будет соответственно низкой.
Улучшенный очищающий состав обычно транспортируют в концентрированной форме. Хотя концентрат отвечает требованиям испытания на потенциал водородного охрупчивания согласно стандарту ANSI/ASTM F519-77, однако его применяют в разбавленной форме, которая также отвечает требованиям испытания на потенциал водородного охрупчивания согласно стандарту ANSI/ASTM F-519-77. Для соответствия с этим стандартом состав следует разбавлять водой, соответствующей указанной проводимости и предпочтительно также стандартам содержания минерала. Соответственно разбавленный водный состав содержит между 25 и 35 г концентрированного состава на литр общего разбавленного состава. Допустимые пределы pH для разбавленного состава являются такими, которые указаны для концентрата.
Также объем настоящего изобретения включает в себя разбавленный морозостойкий химический очищающий состав для удаления органических и неорганических остатков от сгорания со стальных изделий при температуре окружающей среды ниже 0oC, состоящий по существу из: A) концентрированного компонента, включающего в себя по существу этоксилированные амины, этилендиаминотетрауксусную кислоту (ЕДТА) и деминерализованную воду, имеющую проводимость 0,9 мкОм или ниже, как было описано; B) достаточное количество антифриза, выбранного из группы, состоящие из низших алканолов с 1 - 6 атомами углерода и низших алкиленгликолей, причем термин "низший алкилен" означает цепь с 2 - 6 атомами углерода, соответственно выбранный из группы, состоящей из метанола, этанола и этиленгликоля; C) деминерализованной воды, отвечающей указанным стандартам. Такой разбавленный состав способен выдерживать замерзание в условиях температур окружающей среды, и также он отвечает требованиям испытания на потенциал водородного охрупчивания, согласно стандарту ANSI/ASTM F 519-77. Соответственно разбавленный водный по существу морозостойкий состав содержит антифриз в количестве между 20 и 25 мас.%. Кроме того, он имеет pH в пределах примерно 7 -9 и может иметь pH в пределах примерно 7 -7,5 или 8,1 - 9. Разбавленный водный, по существу морозостойкий состав содержит между 25 и 35 грамм компонента A) на литр общего состава.
Новые составы согласно настоящему изобретению можно использовать для обработки стальных деталей, в частности деталей двигателя. Особенно полезный способ заключается в очистке газового тракта в компрессоре газовой турбины, который имеет детали из высокопрочной стали, требующие удаления у них органических и неорганических остатков от сжигания, когда турбина нагретая и работает посредством впрыска под давлением в турбину потока одного из упомянутых составов соответственно в разбавленной форме с антифризом или без него, который может потребоваться в зависимости от обстоятельств, таким образом эти детали очищаются от остатков.
Этот способ очистки можно применять, когда рабочим режимом турбины является двигательный режим, и приложенное давление очистителя составляет между примерно 45 и 50 фунтов/кв.дюйм. Когда рабочим режимом является режим вращения, тогда приложенное давление соответственно равняется между примерно 50 и 100 фунтов/кв.дюйм.
Упомянутый способ очистки газового тракта в компрессоре газовой турбины, когда турбина находится в горячем состоянии, имеет преимущество в том, что новые составы согласно этому изобретению можно пропускать через турбину, и хотя они могут вытекать из турбины и попадать в другие детали машины, изготовленные из других материалов, а не высокопрочной стали, расположенные вблизи турбины (т.е. шасси самолета), такая утечка допускается без отрицательного воздействия на такие смежно расположенные детали.
Применение упомянутых составов для очистки не ограничено очисткой вращающейся турбины. Этим составом можно очищать любые стальные детали. Стадия промывки не требуется. Когда деталь из высокопрочной стали очищают от органических и неорганических остатков от сжигания посредством нанесения на нее любого из упомянутых составов, то деталь не только очищается, но она способна отвечать требованиям и испытанию на потенциал водородного охрупчивания согласно стандарту ANSI/AS TM F 519-77. Поскольку стадия промывки не требуется, если деталь сушат, то на ее поверхности образуется соответственно мономолекулярная защитная остаточная пленка. Например, такими деталями могут быть детали газовой турбины, например, лопатка газовой турбины или другие детали двигателя, например, деталь дизельного двигателя.
Очевидно, что состав согласно изобретению вполне подходит для тех применений, когда допускаются менее строгие требования, чем те, которые указаны в стандарте ASTM по испытанию.
Описание конкретных исполнений.
Новые химические очищающие составы в концентрированной форме представляют усовершенствование в сравнении с материалами для этой цели, имеющимися в продаже. Этот тип материала раскрыт в патенте Великобритании N 1342077. Основным различием между составом согласно настоящему изобретению и известным составом является то, что известный состав, содержащий сложную смесь кислых фракций дегтя с высокой точкой кипения, полученных из группы средних нефтяных фракций в перегонке каменоугольного дегтя посредством реакции с раствором каустика, отделяют от фракции дегтя с последующей очисткой восстановлением из водного раствора посредством подкисления. Эти кислые фракции дегтя представляют собой сложную смесь диэтилфенолов (метил-замещенных двухатомных фенолов) пропиловых и бутиловых фенолов (инденолов), нафтолов и тетралолов, имеющих точку кипения в пределах 230 - 280oC.
В соответствии с изобретением применяют этилендиаминотетрауксусную кислоту в количестве примерно 0,55 мас.% от концентрированного состава. То есть примерно 1/10 массы кислых фракций дегтя с высокой точкой кипения. Остальную часть составляют деионизированная и деминерализованная вода. Как и прежде, значение pH можно регулировать до заданного уровня в пределах между pH 7 и pH 9 посредством добавки кислоты, предпочтительно органической кислоты, а лучше всего алкановой кислоты низшего ряда с 2-6 атомами углерода, например, уксусная кислота. Ни одну из кипящих кислот фракций дегтя не применяют.
Этоксилированные амины, применяемые согласно настоящему изобретению, можно получить у большого количества поставщиков в США и в других частях промышленного мира. Например, можно применять этоксилированные амины фирмы "Крода Кемиклз Лимитид" Англия, Северный Гумберсайд, амины под торговой маркой "Кродаметс" фирмы "Ланкро Кемикэлз Лимитед, Манчестер, Англия, "Этилан", в частности "Этилан ТС" и "Этилан ТТ-15", фирма "Рохли энд Хааз Компани "из Филадельфии РА продает поверхностно-активные добавки этой категории под торговой маркой "Тритон RW ", причем "Тритон RW - 100" особенно пригоден. Также пригодны поверхностно-активные добавки, известные под торговой маркой "Ethomeen", в частности, "Ethomeen C-25" фирмы "Армур энд Ко., Кемикл Дивижин ов Чикаго. "Ethomeen C-25" содержит в среднем 15 грамм-молекул окиси этилена.
Компонентом жирной кислоты в "Ethomeen" является смесь кислот C8-C18, имеющих примерно 50 мас. % лаурилового (C12) остатка и примерно 20 мас.% остатка миристила (C14).
Содержание минеральных ионов в известном составе и в составах согласно настоящему изобретению было проанализировано. Известные составы не отвечают требованиям стандарта ASTM F519-77, тогда как заявленные составы отвечают. Химические составы в таблице показывают содержание минералов в известных составах и в новых составах.
Результаты сравнительных испытаний представлены ниже.
Испытание известного очистителя.
Представлено: 800 мл готового для применений концентрата R - Mc.
Потребовалось: проведение испытания на водородное охрупчивание материала для самолета Дуглас CSD#1.
Способ: Американское Общество по испытаниям и материалам согласно стандарту ASTM F519, тип 1c.
Результаты испытания.
Три образца, приготовленные и испытанные в соответствии с требованиями ASTM F 519, тип. 1c, показали следующий вид повреждения.
Образец 1 - повреждение после 8 ч.
Образец 2 - повреждение после 16 ч.
Образец 3 - повреждение после 10 ч.
Этот продукт не приемлем для применения в авиации из-за его повреждения меньше, чем за 150 ч, как это предписывает стандарт ASTM F 519.
Испытание продукта из примера 1.
Представлен: готовый для применения концентрат R-McG-21.
Потребовалось: испытание на водородное охрупчивание Дуглас CSD#1.
Способ: Американское общество по испытаниям и материалам ASTM F 519, тип. 1c.
Результаты испытания,.
Три образца, приготовленные и испытанные в соответствии с требованиями стандарта ASTM F 519, тип. 1c, показали следующее :
Образец 1 - не разрушился после 150 ч.
Образец 2 - не разрушился после 150 ч.
Образец 3 - не разрушился после 150 ч.
Поскольку разрушение не происходило меньше, чем за 150 ч, как предписано стандартом ASTM F 519, то этот продукт приемлем для применения в авиации.
Поскольку заявителем было обнаружено эмпирическим путем, что соединения согласно настоящему изобретению будут отвечать требованиям стандарта АЗТМ при условии, что приводимость воды, применяемой для приготовления концентрата и разбавленных форм очищающего состава, не превышает 0,9 мкОм, то низкое содержание минералов в составе в целом можно рассматривать как критическое. Вообще говоря, составы согласно настоящему изобретению транспортируют в виде концентрата и затем разбавляют деминерализованной водой, а когда условия окружающей среды требуют, то его разбавляют деминерализованной водой и соответствующим антифризом, предпочтительно метанолом, этанолом или этиленгликолем для получения рабочего очистителя. Можно также применять любую другую депрессорную присадку, понимающую температуру замерзания при условии, что она будет отвечать требованиям испытания согласно ASTM.
Основным, но не единственным применением разбавленных водных составов является промывка газовых турбин. Очищающие составы впрыскивают в турбины, которые могут быть в двигательном или вращающем режиме, способами, которые хорошо известны в технике, но специально описаны в технической инструкции, опубликованной фирмой Ивар Ривеналс А/5, Берген, Норвегия; технические данные, относящиеся к способу применения известного продукта (обозначенного R - MC), опубликованы фирмой "ЕСТ Инкорпорейтед ов Кинг Пруссия, РА и обозначены как R1 -R5, все из которых включены для справки. Раскрытые здесь способы можно в равной степени применять с новыми составами согласно настоящему изобретению.
Некоторые условия промывки могут потребовать различные уровни pH для очищающих растворов. Таким образом, хотя растворы обычно имеют pH в пределах примерно 7 - 9 (или эквивалентных их кислот), однако pH можно легко регулировать до заданного уровня любой из упомянутых кислот.
Специалист в данной области техники поймет, что газовая турбина будет создавать внутреннее давление различного уровня во время двигательного режима, а не во время режима вращения. В первом случае давление ниже, чем в последнем случае. Таким образом, поскольку очищающие растворы необходимо впрыскивать в работающую газовую турбину, соответственно в ее компрессорное отделение, то очищающие растворы необходимо впрыскивать при достаточном избыточном давлении, чтобы они могли проходить через двигатель. В двигательном режиме в турбине создается достаточно низкий уровень давления всасывания. Следовательно, приложенное давление между примерно 45 и 50 фунт./кв.дюйм необходимо для нагнетания очищающей жидкости. С другой стороны, когда турбина работает в режиме вращения, то создается большое давление и требуется прилагать давление величиной только примерно 50-100 фунт./кв.дюйм.
Очищающие растворы согласно настоящему изобретению можно также применять для очистки любых других стальных деталей, включая высокопрочные стальные детали, например те, которые применяются в поршневых или дизельных двигателях. Когда необходимо очищать такие детали, то нагревают либо саму деталь, либо сами растворы, и на очищаемую деталь направляют струю при соответствующем высоком давлении, которая очищает детали в отдельности либо промывает их при помощи приспособлений с щетками.
Следующие примеры иллюстрируют изобретение, но их не следует рассматривать, как ограничивающие изобретение.
Пример 1. Состав для промывки газовой турбины/двигателя.
Этоксилированные амины* - 2622 кг
Деминерализованная вода - 116,2 кг
Этилендиаминотетрауксусная кислота - 15,2 кг
Общее количество - 2753,4 кг
* - - Указанного выше типа
Из указанного концентрата в количестве 3,53 кг приготовляют 110 л рабочего раствора для применения при температуре выше + 5oC. В окружающей среде при температуре ниже + 5oC , но выше - 20oC между 20 и 25% конечного состава составляет этиленгликоль.
В соответствии с указанным химическим составом, но применяя Ethylon TC вместо Ethomeen C25, получают продукт подобного качества. Аналогично, в соответствии с указанным составом, но применяя аскорбилпальмитат вместо этилендиаминотетрауксусной кислоты, получают продукт подобного качества.
Возможны другие различные замены, а также различное применяемое количество при условии, что конечный состав будет удовлетворять требованиям испытания ASTM.
Пример 2.
Применение очистителя для авиационной турбины.
Промывочную жидкость (разбавленную) из примера 1 загружают в компрессор RM-C, оснащенный баком емкостью 25 галлон патрубком с соплом. Патрубок с соплом прикрепляют к капоту двигателя Роллз Ройс Дарт посредством двух зажимов капота. Оснастку для промывки размещают под оконечностью крыла самолета и к стойке шасси прикрепляют шланг. В бак загружают 6 галлон промывочной жидкости и бак затем закрывают. После этого включают двигатель, который вращается со скоростью 8000 об/мин при 100% загрузке топлива. Включают компрессор и впрыскивают промывочную жидкость со скоростью 1,5 галлон мин под давлением 40 фунтов/кв.дюйм. Спустя 4 мин компрессор включают. Затем скорость двигателя увеличивают до 8000 об/мин. Когда поток промывочной жидкости из двигателя прекращается, двигатель выключают, удаляют патрубок с соплом, и двигатель продолжает работать при 13000 об/мин в течение 15 мин при 0% загрузке топлива. После этого двигатель выключают.
Рекомендуется промывать авиационную газовую турбину описанным способом в среднем каждые 15 рабочих часов. Это может увеличивать допускаемое время между капитальными ремонтами, необходимое для текущего ремонта на взлетно-посадочной полосе, примерно на 2500 ч. Должно быть ясно, что в объеме изобретения возможна добавка в состав всех обычных присадок, ингредиентов или компонентов при условии, что конечный концентрированный или разбавленный состав будет отвечать требованиям испытания ТМ для тех применений, где должны удовлетворяться требования стандартов.
Из описанного специалисту станет ясно, что это изобретение вносит значительный вклад в технологию, в частности в обеспечении безопасности в авиационной и в космической отраслях для промышленных и других применений. Как описано в упомянутой публикации - Уитней Аворд Лекче, вредные эффекты водорода на сталь включают в себя образование раковин и отслаивание. Это может быть следствием напряжений, образующихся при выделении растворенного водорода во время охлаждения стали от температуры горячей ковки. Раковины могут быть также вызваны зарядом водорода в стали при приложении катодного тока или в результате реакции при коррозии. Во всех этих случаях образуется внутри растворенный водород при очень высокой термодинамической активности, таким образом, газообразный молекулярный водород с очень высокой летучестью выделяется в существующих микротрещинах и пустотах в стали. Связанное с этим большое механическое давление газа водорода вызывает увеличение этих дефектов в стали при пластической деформации или разрушении.
Легко можно понять, какими могут быть опасными и коварными вредные эффекты водорода на сталь, и этот прогресс в технологии, обеспечиваемый настоящим изобретением, вносит вклад в решение этой серьезной проблемы и вообщем в безопасность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЕ СГОРАНИЕ В ПАРОВОЙ ФАЗЕ | 1995 |
|
RU2328519C2 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПАРА ПРЕДКАМЕРНОГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2205863C2 |
СЕРУСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ | 1992 |
|
RU2029763C1 |
ЖИДКАЯ ОЧИЩАЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2010 |
|
RU2445353C1 |
МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО | 2010 |
|
RU2445352C1 |
СМАЗКА ЦИЛИНДРА ДВУХТАКТНОГО СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2598848C2 |
СПОСОБ ОБОГАЩЕНИЯ КАМЕННОГО УГЛЯ | 1988 |
|
RU2014350C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ВОДЫ И ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ДЛЯ ЗАМЕДЛЕНИЯ КОРРОЗИИ И ОБРАЗОВАНИЯ ОТЛОЖЕНИЙ | 1993 |
|
RU2109085C1 |
АГРОХИМИЧЕСКИЙ КОНЦЕНТРАТ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО И ГИДРОТРОП | 2004 |
|
RU2378829C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООСНОВНЫХ СУЛЬФОНАТОВ МАГНИЯ | 1992 |
|
RU2093509C1 |
Изобретение может быть использовано, например, в авиационной промышленности для очистки газовых турбин в горячем состоянии от органических и неорганических остатков продуктов сгорания. Сущность изобретения: предложены водные составы и способы удаления остатков от сгорания со стальных изделий с использованием указанных составов, содержащих этоксилированные амины, этилендиаминотетрауксусную кислоту и деминерализованную воду с проводимостью не более 0,9 мкОм. Предложенные составы отвечают критериям испытания на потенциал водородного охрупчивания по стандарту ANSI (ASTM F519-77). 4 c. и 13 з. п. ф-лы, 1 табл.
где R - C6 - C1 2-алкильная группа;
x, y - целые числа, сумма которых равна 2 - 50,
а в качестве воды - деминерализованную воду с проводимостью не более 0,9 мкОм при следующем соотношении компонентов, мас.%
Этоксилированные амины - Более 95
ЭДТА - 0,1 - 1,5
Деминерализованная вода - Остальное
2. Состав по п.1, отличающийся тем, что в этоксилированных аминах формулы I x + y = 8 - 20.
где R - C6 - C2 0-алкильная группа;
x, y - целые числа, сумма которых равна 8 - 20,
более 0,5 мас.% ЭДТА и деминерализованную воду с проводимостью не более 0,9 мкОм - остальное при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Антифриз - 20 - 25
Композиция на основе этоксилированного амина - от примерно 2,4 до примерно 3,4
Вода деминерализованная - Остальное
9. Состав по п.8, отличающийся тем, что в качестве антифриза он содержит метанол, этанол или этиленгликоль.
GB, 1342077, C 11 D 7/52, 1973. |
Авторы
Даты
1998-04-27—Публикация
1991-08-26—Подача