Изобретение относится к природоохранным средствам и может быть использовано для очистки акваторий от разлившейся нефти в результате аварий танкеров и других нефтесодержащих объектов.
Известно судно для сбора нефти с поверхности воды, содержащее пустотелые борта с расположенной между ними емкостью для нефти, палубу, днище с отверстием в нем, передвижной лоток, уложенный на носовой скос судна, силовой механизм, связанный с оградительными стенками лотка для его передвижения, и судовой двигатель (а.с. СССР N 1754484 А1, кл. B 63 B 35/32, 1992).
Недостатками такого судна являются сложность устройства передвижного лотка с силовым механизмом и малая эффективность сбора нефти в штормовых условиях. Кроме того, переливающаяся под действием скоростного напора вода через край лотка падает сосредоточенно в емкость судна, вызывая там циркуляцию жидкости, что снижает интенсивность отделения нефти от воды.
Цель изобретения - упрощение конструкции лотка, увеличение эффективности сбора нефти и повышение интенсивности отделения ее от воды.
На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое судно, вид сверху; на фиг. 2 - продольный разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Судно представляет собой металлический корпус, содержащий пустотелые (двойные) борта 1, наклоненные к середине судна, днище 2 с отверстиями 3 в нем, равномерно распределенными по длине судна, носовой скос 4 с прикрепленными к нему по бокам оградительными стенками 5, бимсы 6, связывающие борта 1 поверху, решетку 7, уложенную на бимсы 6, насос 8, машинное отделение 9, в котором размещен двигатель с рулевым устройством, и капитанскую рубку 10.
Плавучесть судна при наличии отверстий в его днище обеспечена за счет водонепроницаемости его пустотелых бортов, а также носовой и кормовой его частей. Длина бортов в 5-7 раз больше ширины судна.
Нижний край носового скоса 4 расположен ниже ватерлинии, а верхний его край - на уровне верха бортов 1. Решетка 7 выполнена из ребристых стержней, например, уголкового профиля и расположена несколько ниже верха бортов 1 с прикреплением ее к бимсам 6.
При сборе нефти с поверхности воды судно быстро движется под действием собственного двигателя. В штиль или при слабой волне, когда ее высота не превышает высоту надводного борта судна, оно движется в любых направлениях. При этом вода с верхним слоем нефти под действием скоростного напора поднимается по носовому скосу 4 между оградительными стенками 5 и падает на решетку 7, как это показано на фиг. 2 штриховой линией. В штормовых условиях, когда высота волны превышает надводную высоту бортов 1, судно движется поперек направления действий волн, подставляя им свой левый или правый борт. При этом благодаря наклонному положению борта 1 волны закатываются по нему на решетку 7, как это показано на фиг. 3 штриховой линией, одновременно с потоком, проходящим через носовой скос 4 под действием скоростного напора. Попадающая на решетку 7 водонефтяная смесь, удерживаемая полками уголков решетки 7 и возвышающимися над ней бортами 1, разливается по площади решетки и равномерно стекает в емкость судна, где легкая нефть скапливается сверху, а более тяжелая вода оседает вниз и вытесняется через отверстия 3 наружу. Степень наполнения емкости нефтью определяется по ее уровню мерной рейкой через отверстие в решетке 7.
По окончании очистки акватории от нефти или после полного заполнения ею емкости судна (до решетки) она перекачивается с помощью насоса 8 в более крупную плавучую или береговую емкость. При стоянке судна в порту решетка 7 закрывается прочным пленочным или тканым материалом, например брезентом, с креплением его по краям к предусмотренным на судне скобам.
Данное судно по сравнению с прототипом имеет следующие преимущества:
крепление оградительных стенок лотка непосредственно к носовому скосу конструктивно проще, чем устройство подвижного лотка с силовым механизмом;
при наличии волн (а они бывают длительнее, чем штиль) эффективность сбора нефти увеличивается в несколько раз поскольку сбор нефти происходит не только через носовую часть путем создания скоростного напора, но в основном волнами через наклонные борта, длина которых в 5-7 раз больше ширины судна;
для сбора нефти через наклонные борта используется энергия волн, что значительно уменьшает расход топлива на работу двигателя, так как судну приходится двигаться меньше, чем при сборе нефти только путем создания скоростного напора;
решетка, выполненная из ребристых стержней, гасит энергию падающей на нее водонефтяной смеси, рассредотачивает ее по своей площади и равномерно пропускает через свои отверстия в емкость судна, не возбуждая там циркуляции жидкости, что повышает интенсивность отделения нефти от воды и предотвращает выход ее вместе с водой из емкости через отверстия в днище.
Применение данного судна обеспечивает быструю очистку поверхности воды от нефти при любых погодных условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДНО ДЛЯ СБОРА НЕФТИ И НЕФТЕШЛАМА С ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ | 2014 |
|
RU2548242C1 |
Судно для сбора нефти с поверхности воды | 1990 |
|
SU1754484A1 |
ПАРУСНО-МОТОРНАЯ ЯХТА | 1998 |
|
RU2130854C1 |
Самоходное ледокольно-ледоуборочное судно ВАДПИ-4 | 1981 |
|
SU1008079A1 |
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ | 2010 |
|
RU2459738C2 |
СУДНО, ПИТАЕМОЕ И ДВИЖИМОЕ ЭНЕРГИЕЙ КАЧКИ СВОЕГО КОРПУСА | 2006 |
|
RU2365520C2 |
ПЛАВУЧЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА РАЗЛИТОЙ ПО ВОДЕ НЕФТИ | 2011 |
|
RU2462555C1 |
Система экстренной эвакуации персонала морских платформ в ледовых условиях | 2019 |
|
RU2718799C1 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286911C1 |
Каботажное пассажирское судно | 2016 |
|
RU2653906C1 |
Судно для сбора нефти с поверхности воды предназначено для быстрой очистки воды от разлившейся по ней нефти в результате аварий танкеров и других нефтесодержащих объектов, Судно содержит металлический корпус, включающий пустотелые борта, расположенную между ними емкость для нефти, днище с отверстиями в нем, носовой скос с прикрепленными к нему по бокам оградительными стенками и судовой двигатель. Борта верхними частями наклонены к середине судна, а между ними расположена решетка, выполненная из ребристых стержней. Сбор нефти в штиль или при малой волне производится через носовой скос путем создания скоростного напора при движении судна, а в штормовых условиях - одновременно через наклонные борта с использованием энергии волн. 3 ил.
Судно для сбора нефти с поверхности воды, содержащее пустотельные борта, образованную между ними емкость, днище с отверстиями в нем, носовой скос, лоток с боковыми оградительными стенками и судовой двигатель, отличающееся тем, что оградительные стенки лотка прикреплены непосредственно к носовому скосу с размещением его края ниже ватерлинии, пустотелые борта верхними частями наклонены к середине судна, а между ними на связывающие их бимсы уложена решетка, выполненная из ребристых стержней с расположением ее ниже верха бортов.
SU, авторское свидетельство, 1754484, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1998-05-10—Публикация
1997-02-28—Подача