Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для развития бинокулярного (в том числе стереоскопического) зрения.
Известны способ диагностики и лечения патологии бинокулярного зрения в условиях фазового разделения полей зрения, а также устройство для его реализации - фазодифференциальный гаплоскоп (E. Aulhorn. Phasendifferenz-Haploskopie//Klin. Mbl. Augenheilk, 1966, Bd. 148, s. 540-544). В процессе обследования и лечения пациенту предъявляют как общие для обоих глаз, так и различные - для каждого глаза в отдельности - объекты, а разделение полей зрения осуществляют за счет вращающихся с частотой выше критической частоты слияния мельканий и помещенных перед каждым глазом и перед каждым проецируемым объектом секторных дисков. При таких условиях предъявления создаются условия, приближенные к естественным, и изображение воспринимается непрерывно. Однако в литературе имеются указания на то, что для формирования бифовеального слияния целесообразно назначение попеременного ритмичного раздельного предъявления стимулов каждому глазу в отдельности (Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. - М.: Медицина, 311 с.; Поспелов В.И. К теории и практике восстановления бифовеального слияния и бинокулярного зрения при косоглазии у детей. - Дисс. на соиск. уч. степени докт. мед. наук. - Красноярск, 1988). Реализовать указанный принцип и активно воздействовать на функциональную скотому торможения при косоглазии, причем в условиях, близких к естественным, позволяют предложенный способ восстановления бинокулярного зрения и устройство для его осуществления.
Предлагаемый способ состоит в том, что с помощью двух стандартных диапроекторов, дополнительно снабженных поляроидными фильтрами с взаимно перпендикулярными плоскостями поляризации, на металлизированный экран проекцируют два изображения с одинаковыми (общими) и отличающимися (дополнительными) деталями так, чтобы общие детали на экране были полностью совмещены. Пациент в очках с поляроидными фильтрами, оси которых соответственно скрещены относительно осей поляроидов в диапроекторах, наблюдает изображение на экране. За счет того, что оси поляроидов очков имеют перпендикулярную ориентацию относительно друг друга и поляроидов диапроекторов, каждый глаз видит на экране изображение только от одного (соответствующего) проектора. "Полноценное" изображение, состоящее из совокупности общих и дополнительных деталей обоих слайдов, может восприниматься только при бинокулярном зрении.
Лечебные упражнения проводят при правильном или почти правильном положении глаз. На экран проецируют одновременно оба слайда, но с попеременным прикрыванием объективов с помощью вращающегося обтюратора-полудиска, в течение определенного времени (5-10 с) изображение видно только каким-либо одним глазом, а в течение 5-8 с в зрительном восприятии участвуют оба глаза. При этом общий объект виден постоянно (каким-либо одним глазом или одновременно двумя), дополнительные же объекты видны только одним глазом (соответственно ориентации поляроидов). Периодическое появление дополнительных предметов перед глазом при постоянно видимом общем объекте позволяет достичь технического результата, заключающегося в растормаживании функциональной скотомы и стимуляции развития рефлекса бификсации в условиях, близких к естественным, что выгодно отличает предложенный способ от традиционных методов, основанных на принципе гаплоскопии.
Таким образом, лечение проводят в условиях двойного (фазового и поляроидного) разделения полей зрения при попеременном (т.е. только правому или только левому или обоим глазам вместе) раздельном (т.е. адресуя каждому глазу свой, отличный от другого, тест-объект) предъявлении изображений.
При наличии скотомы торможения лечение начинают с предъявления слайдов с крупными дополнительными объектами. При появлении бифовеального слияния с крупными объектами лечение продолжают, используя более мелкие дополнительные объекты с целью повышения устойчивости бинокулярного зрения.
Слайды представляют собой цветные изображения персонажей детских сказок, мультфильмов; они несложны в изготовлении и вызывают заинтересованность ребенка в лечебных упражнениях. Используя слайды с одинаковыми объектами, но имеющими горизонтальную диспаратность, можно проводить упражнения по развитию стереоскопического зрения.
На чертеже представлена структурная схема устройства, реализующего способ.
Устройство состоит из двух стандартных диапроекторов, содержащих лампу накаливания 1 и 1а, конденсаторы 2 и 2а, объективы 5 и 5а, дополнительно оснащенных поляроидными фильтрами, оси которых взаимно перпендикулярны 4 и 4а. Перед объективами проекторов расположен обтюратор-полудиск 6, который вращается с помощью электродвигателя 7 со скоростью от 2 до 5 об/мин. При этом на металлизированном экране 8 можно наблюдать либо изображение только от первого проектора, либо только от второго, либо от обоих вместе. Для более плавной и постепенной смены деталей изображения обоих слайдов на экране срезанный край полудиска имеет зубчатый контур. На экран проецируют одновременно два слайда 3 и 3а, изображения которых имеют как идентичные детали (предметы), так и отличающиеся, причем одинаковые детали (предметы) проецируют так, чтобы они были полностью совмещены - один из диапроекторов укреплен на вертикальной оси и может поворачиваться в горизонтальном направлении, что дает возможность демонстрировать слайды с различного расстояния и варьировать размер изображения на экране. Пациент смотрит на экран через очки с поляроидными фильтрами 9, оси которых имеют перпендикулярную ориентацию относительно друг друга и поляроидов диапроекторов.
Изобретение может применяться для лечения аномалий бинокулярного зрения, в том числе у детей с косоглазием, при правильном (или близким к нему) положении глаз с целью повышения эффективности лечения.
Пример. Пациент Е. поступил в специализированный детский сад по лечению косоглазия и амблиопии в сентябре 1992 г. в возрасте 5 лет 4 мес с диагнозом врожденное содружественное сходящееся частично аккомодационное косоглазие, дисбинокулярная амблиопия средней степени правого глаза; сложный гиперметропический астигматизм обоих глаз. Косоглазие диагностировано в возрасте 6 мес, после этого проводилось амбулаторное лечение. При поступлении острота зрения правого глаза = 0,1 sph + 4,5 D•cyl + 2,0 D ax 105' = 0,2; левого глаза = 0,2 sph + 4,5 D•cyl + 1,5 D ax 75' = 0,5. Угол косоглазия правого глаза без коррекции 15' (по Гиршбергу), в корригирующих очках 7'. Объективный угол косоглазия на синоптофоре 9', имеется функциональная скотома торможения.
В результате проведенного плеоптического лечения к январю 1993 г. острота зрения правого глаза повысилась до 0,5, левого - до 0,8 (с соответствующей коррекцией). На фоне проводимого в течение 4 мес ортоптического лечения на синоптофоре угол косоглазия уменьшился по Гиршбергу без очков 10', в очках 7'. Объективный угол косоглазия на синоптофоре неустойчивый - от 0 до 5', соответствует субъективному; фузионные резервы отсутствуют. Характер зрения по четырехточечному цветотесту - монокулярное левостороннее.
В феврале 1993 г. начато лечение предлагаемым способом. Упражнения проводили ежедневно по 15 мин. После 25 сеансов неустойчивый угол косоглазия в очках сохранялся: до 3-7' по Гиршбейргу; по четырехточечному цветотесту зрение стало одновременным, а определенное с помощью предлагаемого устройства - бинокулярным неустойчивым (с дополнительными объектами крупных размеров).
В результате последующих 20 сеансов положение глаз стало правильным. Угол косоглазия на синоптофоре равен 0', соответствует субъективному; появились фузионные резервы - положительный и отрицательный до 5'. По цветотесту при проверке с расстояния в 1 м зрение бинокулярное, с 5 м - одновременное. При исследовании характера зрения с помощью предлагаемого устройства - зрение бинокулярное и стало более устойчивым (определяется не только с крупными, но и с мелкими дополнительными объектами).
При контрольной проверке через 2 мес бинокулярное зрение сохраняется.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗВИТИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ | 1993 |
|
RU2076620C1 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 2007 |
|
RU2353336C2 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 1997 |
|
RU2133103C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 2000 |
|
RU2173119C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ ПРИ СОДРУЖЕСТВЕННОМ КОСОГЛАЗИИ | 2013 |
|
RU2536713C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 2003 |
|
RU2245127C1 |
СПОСОБ ОДНОВРЕМЕННОЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДАВЛЕНИЯ ОДНОГО ГЛАЗА ДРУГИМ В ОБЛАСТИ ФИКСАЦИИ ВЗОРА И В РАЗНЫХ ТОЧКАХ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2645415C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 2002 |
|
RU2283071C2 |
Способ восстановления бифовеолярного слияния | 1987 |
|
SU1616654A1 |
Способ восстановления бинокулярного зрения при косоглазии | 1990 |
|
SU1813427A1 |
Использование: в офтальмологии и может применяться при лечении нарушений бинокулярного зрения. Сущность изобретения: с помощью двух диапроекторов, дополнительно оснащенных поляроидными фильтрами со взаимно перпендикулярными плоскостями поляризации, на металлизированный экран проецируют пару слайдов, имеющих как общие (одинаковые) предметы или детали, так и дополнительные (различные). Изображения общих деталей на экране совмещены и видны пациенту (в поляроидных очках) попеременно то одним, то другим глазом, то обоими вместе за счет вращающегося (с частотой ниже критической частоты слияния мельканий) перед объективами полудиска-обтюратора. Дополнительные детали в условиях поляроидного разделения полей зрения видны раздельно для каждого глаза и предъявляются при вращении обтюратора также попеременно. Такая периодичность восприятия изображения способствует растормаживанию функциональной скотомы и стимулирует развитие рефлекса бификсации. 1 ил.
E.Aulhorn Phasendifferenz - HaplosKopie // Klin, Mb1 | |||
Augenheilk, 1966, D d148, s.540-544. |
Авторы
Даты
1998-07-10—Публикация
1993-11-15—Подача