СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕПЛООБМЕННОГО АППАРАТА Российский патент 1998 года по МПК F28D7/00 F28B1/00 

Описание патента на изобретение RU2115082C1

Изобретение относится к области теплотехники и машиностроения (теплообменная техника и теплоэнергетика) и может быть использовано при разработке и технической эксплуатации (ТЭ) теплообменных аппаратов (ТА) любого типа и назначения.

Например, известен способ контроля тепловой (или энергетической) эффективности ТА, основанный на вычислении определенного набора констант и измерений некоторых технико-эксплуатационных параметров, таких как коэффициенты теплопроводности, плотности, вязкости, чисел подобия: Рейнольдса, Прандтля, целого ряда других констант, температур, определяемых опытным путем, измерение и вычисление которых представляет большую трудность, а в большинстве случаев в условиях ТЭ теплообменных установок вообще невозможно [1].

Известен метод определения термодинамического КПД ТА [2] через среднеинтегральные температуры горячего Tг и холодного Tх теплоносителей и температуры окружающей среды Tо

Ближайшим прототипом изобретения будет способ оценки эффективности ТА непосредственно через измеряемые значения температуры теплообменивающихся горячих и холодных сред на входе t'г, t'x и на выходе из него t''г, t''x [3] .

Способ включает в себя измерение температур горячего теплоносителя на входе t'г, а на выходе из ТА - t''г и холодного теплоносителя на входе в ТА - t'х; затем вычисление коэффициента тепловой эффективности ТА по формуле эффективности ТА
,
где Δtг = t'г - t''г - разность температур горячего теплоносителя на входе и выходе из ТА;
Δtmax - разность температур теплоносителей на входе в ТА (Δtmax = t'г - t'х).

Здесь на фоне полного температурного периода Δtmax оценивается эффект теплообмена по изменению температуры горячего теплоносителя Δtг. Понятно, что этот способ больше всего пригоден для оценки эффективности ТА (в частности, охладителей) при отсутствии фазовых превращений в средах. Несовершенство способа (2) можно показать и на примере нагревателя

поскольку большой температурный перепад по горячей среде может быть следствием не совершенства ТА, а напротив, его несовершенства (скажем, из-за конструкционно обусловленной теплоотдачи в окружающую среду через оболочку аппарата, а не в подогреваемую среду). Недостатком прототипа является также непригодность указанного способа для оценки эффективности ТА с фазовыми превращениями в теплопередающих средах (конденсатор, испаритель). Применение его возможно только для условий t'х = const и t'г = const, т.е. Δtmax = const, что в практике ТЭ тепловых установок (особенно судовых) не выполняется, т.к. постоянно изменяются районы плавания судов, а следовательно, изменяются значения температуры холодного теплоносителя t'х, изменяются применяемые сорта топлив и масел, а также изменяются режимы работы двигателей. Несовершенство способа заключается и в том, что, пользуясь им, можно получить ошибочные выводы об эффективности ТА, например при уменьшении Δtmax εt - возрастает, хотя известно, что это противоречит теплотехнической теории (с увеличением начального температурного напора Δtmax всегда εt

повышается).

Целью изобретения является повышение эффективности ТА и снижение трудозатрат на ТО и ремонт ТА.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе оценки тепловой эффективности ТА, измеряют одновременно разности значений температур обоих теплоносителей Δtmax и Δtmin в установившемся режиме работы ТА. После этого вычисляют значение εt по формуле

где Δtср - средний температурный напор между теплоносителями в ТА;
Δ tmax - максимальная разница между теплоносителями на входе в ТА (Δtmax = t'г - t'х);
εt - коэффициент тепловой эффективности ТА.


где Δtmin = t''г - t''х и Δtmax = t'г - t'х - определяются с помощью дифференциальных термопар (либо любым другим теплотехническим измерением температур теплоносителей);
Δtmin - минимальная разница значений температур теплоносителей на выходе из ТА.

На фиг. 1 показаны температурные графики для условий ТА с прямоточным движением теплоносителей; на фиг. 2 - с противоточным движением теплоносителей в ТА; на фиг. 3 - температурные графики теплообмена в конденсаторе (с фазовым превращением горячего теплоносителя из газообразного состояния в жидкое); на фиг. 4 - температурные графики теплообмена в испарителе (с фазовым превращением холодного теплоносителя из жидкого состояния в газообразное).

Сущность изобретения заключается в следующем. С помощью дистанционных дифференциальных термопар измеряются значения температур обоих теплоносителей на входе и выходе ТА одновременно, затем определяются значения Δtmax и Δtmin и вычисляется коэффициент тепловой эффективности ТА - εt. Причем при значении отношения Δtmax/Δtmin ≤ 2 значение Δtср с достаточной точностью может быть определено среднеарифметическим значением
.

Из графиков видно, что с уменьшением значения Δtaср

увеличивается эффективность теплообмена, т.к. при постоянном значении q это обусловлено повышением значения коэффициента теплопередачи K(q = K Δtср), который и определяет эффективность и технологическое и конструктивное совершенство ТА любого назначения, исполнения и типа.

В более эффективном ТА, с большим значением εt тот же результат по теплообмену (q) будет получен при меньшем Δtср. Именно по этому признаку оценивается эффективность любого ТА.

Содержательность предлагаемого способа (4) очевидна (см. фиг. 1-4):
- значение εt четко реагирует на изменение конечных температур, которые изменяются в результате любого изменения коэффициента теплопередачи K в ТА;
- в ТА с большим значением начального температурного напора Δtmax при прочих равных условиях повышается значение эффективности εt теплообменного аппарата;
- в ТА с повышением значения коэффициента теплопередачи - K - уменьшается величина среднелогарифмического температурного напора Δtср между теплоносителями, следовательно, возрастает - εt - эффективность ТА;
- выражение (4) применимо для оценки тепловой эффективности различных типов ТА, включая конденсатор и испаритель: для конденсатора - при уменьшении значения t'х значение эффективности εt повышается при прочих равных условиях, в то время как при увеличении значения ts эффективность конденсатора снижается (при прочих равных условиях); для испарителя - при понижении значения ts - эффективность снижается, а при возрастании K будет уменьшаться значение t''г и соответственно повышаться величина εt;
- для ТА любого назначения (водо-, масло-, воздухоохладителя) ДЗУ повышение эффективности ТА сопровождается уменьшением значения t''г и увеличением значения t''х при прочих равных условиях.

Вычисленное значение εt сопоставляется с критическим значением εкрt

= (0,4...0,5)εTAt
, где εTAt
- значение коэффициента тепловой эффективности нового ТА или в начале его ТЭ, поэтому предварительно вычисляются значения Δtmax и Δtmin с помощью дифференциальных термопар на новом ТА, и при условии εt ≤ εкрt
выдается информация о состоянии ТА через назначенное время работы на пульт управления ТА, и следовательно, о необходимости проведения технического обслуживания (ТО), чистки или ремонта ТА, в результате устраняется преждевременное его ТО (монтаж, демонтаж) и уменьшаются трудозатраты на его ТО, а также сокращаются энергетические затраты на ТЭ ТА в результате своевременно определенного ТО.

Для типичных конструкций ТА судовых дизелей различного типа и назначения величины коэффициентов εt изменяются от 0,2 до 0,6. Чем выше разница температуры холодного теплоносителя на входе и выходе из охладителя, тем эффективнее работает данный охладитель, с более высоким значением εt.
В связи с этим в ТЭ охладителей дизелей необходимо контролировать значение εt, добиваясь его наибольших значений. Низкие значения εt для отдельных водо- и маслоохладителей показывают необходимость в профилактической чистке и техническом обслуживании.

Использование предлагаемого способа контроля тепловой эффективности ТА обеспечивает по сравнению с существующими способами следующие преимущества:
а) возможность определения технического состояния ТА без его демонтажа, проведение своевременного ТО и профилактической чистки ТА, что особенно важно в судовой энергетике с точки зрения обеспечения безопасности мореплавания;
б) снижение трудозатрат на ТО и ремонт ТА;
в) возможность технического сравнения ТА и проведения конструкторских и технологических работ по их совершенствованию и повышению эффективности на стадии изготовления и проектирования ТА;
г) повышение экономичности дизелей в результате поддержания оптимального теплового режима в их системах.

Похожие патенты RU2115082C1

название год авторы номер документа
ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЬ 1998
  • Сень Л.И.
RU2187772C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЦВЕТНОГО КИНЕСКОПА ОТ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ 1991
  • Цырульников Б.Н.
RU2039421C1
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА СУДНА 1992
  • Фиясь И.П.
  • Иванов А.В.
RU2038264C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫХОДНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Овсянников М.К.
  • Блинов Э.К.
  • Лушников Г.А.
  • Петухов В.А.
RU2037638C1
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА СУДНА 1992
  • Фиясь И.П.
  • Иванов А.В.
RU2038263C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Лушников Г.А.
  • Овсянников М.К.
  • Давыдов Г.А.
  • Петухов В.А.
RU2091594C1
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА СУДНА 1997
  • Быков А.С.
  • Фиясь И.П.
  • Крылов А.П.
RU2110435C1
ВТУЛКА ЦИЛИНДРА СУДОВОГО ДИЗЕЛЯ 1993
  • Мусса Е.З.
  • Лушников Г.А.
  • Гаврилов В.С.
  • Давыдов Г.А.
RU2076226C1
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА СУДНА 1997
  • Крылов А.П.
  • Фиясь И.П.
  • Быков А.С.
RU2110441C1
СУДОВАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 1999
  • Фиясь И.П.
  • Крылов А.П.
  • Романовский В.В.
RU2146209C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 115 082 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕПЛООБМЕННОГО АППАРАТА

Изобретение предназначено для использования в теплотехнике и металлургии. Способ оценки тепловой эффективности теплообменных аппаратов (ТА) по значениям температуры теплоносителей на входе и выходе из ТА заключается в одновременном измерении разности значений температур обоих теплоносителей на входе и выходе ТА с помощью, например, дифференциальных термопар, дальнейшем вычислении значения теплового КПД и сравнении его с критическим значением. Применение предлагаемого способа в практике эксплуатации судовых теплообменных аппаратов позволит объективно и достаточно точно оценить эффективность работы. ТА и определить периодичность их профилактической чистки и других работ по техобслуживанию, снизить затраты и повысить эффективность технической эксплуатации теплообменных аппаратов различного типа и назначения, более качественно выполнять работы по их совершенствованию на стадии проектирования и технологии изготовления. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 115 082 C1

Способ контроля тепловой эффективности теплообменного аппарата (ТА), включающий измерение входных и выходных значений температуры теплообменных сред, вычисление коэффициента тепловой эффективности ТА (теплового КПД ТА), отличающийся тем, что измеряют одновременно разности значений температур обоих теплоносителей Δtmax и Δtmin в установившемся режиме работы ТА, после чего вычисляют εt по формуле

где
εt - коэффициент тепловой эффективности ТА;
Δtmax - максимальная разница значений температур теплоносителей на входе ТА;
Δtmin - минимальная разница значений температур теплоносителей на выходе из ТА,
и сравнивают его значения с критическим, добиваясь выполнения условия
εt≥ εкрt

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2115082C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Жукаускас А.А
Конвективный перенос в теплообменниках
- М.: Наука, 19 82, с.472, формула 21.13, с.442
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Витте Л.С
и др
Применение понят ия те рмодинамического КПД к теплообменным аппаратам
- Энергетические машины, 1 983, т.105, N 1, с.147
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Бакластов А.М
и др
Проектирова ние, монтаж и э ксплуатация теплообменных установок
- М.: Энергоиздат , 1981, с.336, с.62- 63.

RU 2 115 082 C1

Авторы

Овсянников М.К.

Петухов В.А.

Даты

1998-07-10Публикация

1995-10-06Подача