Изобретение касается безопасности движения безрельсового транспорта, в частности автомобилей, прицепов, мотоциклов, велосипедов, и может быть использовано при движении транспортных средств на пневматических шинах по скользким дорогам, а именно в условиях снега, обледенения или грунтовых дорог.
В настоящее время практически используют два вида устройств, обеспечивающих безопасность движения безрельсовых транспортных средств в условиях бездорожья: шипованная резина и цепные грунтозацепы. Несмотря на несомненные достоинства оба вида устройств обладают определенными недостатками. Шипованная резина при достаточно высоких эксплуатационных характеристиках имеет высокую стоимость, мало приспособлена к езде по чистому асфальту. Фактически, водитель должен менять обычные скаты на шипованные в случае резкого ухудшения обстановки на дороге, но никто не будет возить с собой в запасе полный комплект резины или хотя бы два ската. Конструкции цепных грунтозацепов достаточно разнообразны и достаточно эффективны, они занимают мало места и могут постоянно находиться в машине на случай ухудшения дорожной обстановки. Но следует отметить, что в нашей стране современные конструкции грунтозацепов никогда не выпускались промышленно и, кроме того, установка на современные скаты любой конструкции грунтозацепов затруднена. Более удобны в эксплуатации конструкции грунтозацепов, индивидуально закрепляемых на скате.
Известна конструкция грунтозацепа (GB, заявка 1090690, B 60 B 15/02, 1965), представляющая собой шип, укрепленный посредством пружины на диске. Шипы устанавливают как с внешней, так и с внутренней стороны ската.
Недостатком данной конструкции следует признать ее механическую непрочность, вызванную формой рабочего элемента грунтозацепа, а также сложность крепления конструкции.
Известна также конструкция (US, патент 3450013, B 60 B 15/08, 1967) грунтозацепа в виде набора уголков, размещенных на поверхности ската.
Недостатком данной конструкции следует признать несъемность грунтозацепа, что делает конструкцию подобием шипованной резины с присущими ей преимуществами и недостатками.
Кроме того, известна конструкция грунтозацепа (SU, авторское свидетельство 334103, B 60 B 15/18, 1972), представляющая собой прямоугольное основание с ребрами, устанавливаемое посредством охватывающих щек на скате.
Недостатком известной конструкции следует признать малую степень усиления безопасности движения при значительном неудобстве езды по твердому покрытию, вызванную большими линейными размерами прямоугольного основания. Данное техническое решение может быть принято в качестве ближайшего аналога изобретения.
Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в разработке простой, дешевой и удобной в эксплуатации конструкции легкосъемного грунтозацепа.
Технический результат, получаемый в результате реализации изобретения, состоит в повышении безопасности движения безрельсовых транспортных средств в условиях бездорожья.
Грунтозацеп представляет собой конструкцию, содержащую рабочий элемент, ориентированный поперек направления движения транспортного средства и имеющий в поперечном сечении форму треугольника, обращенного основанием в сторону ската, и элемент крепления, соединенный с торцевыми поверхностями рабочего элемента. Рабочий элемент преимущественно выполнен в виде уголка, обращенного основанием в сторону ската. Рабочий элемент может быть выполнен в виде фигуры, имеющей в поперечном сечении форму сферического или полусферического треугольника. Ребро рабочего элемента может быть выполнено как ровным, так и произвольного профиля. Преимущественно угол при вершине треугольника выполнен тупым или прямым. Поверхности, образующие рабочий элемент, могут быть скреплены как только элементами крепления (в этом случае рабочий элемент может быть пружинным), так и дополнительно скреплены соприкасающимися плоскостями. Рабочий элемент может дополнительно содержать рабочие дополнительные элементы преимущественно зигзагообразного профиля, соединенные с краями рабочего элемента. Дополнительные рабочие элементы могут быть прижаты к скату или установлены с зазором. Элементы крепления могут быть выполнены в виде крючьев, зацепляемых за обод диска, в виде крючьев, прижимаемых к диску, или в виде крюка, установленного с внутренней стороны диска, и планки с отверстием, закрепляемой на внешней стороне ската на шпильке крепления ската. Отверстия в планке предпочтительно выполнять в форме эллипса.
Транспортное средство преимущественно движется в плоскости, параллельной плоскости ската. Рабочий элемент, представляющий собой чаще всего уголок, к торцевым поверхностям которого прикреплены любым известным способом элементы крепления, расположен поперек направления движения транспортного средства, т. е. поперек ската. Рабочий элемент, имеющий в поперечном сечении форму треугольника, обращен в сторону ската любой стороной основания. Если рабочий элемент выполнен в виде уголка, то он может быть обращен в сторону ската как любой боковой стороной, так и открытой стороной. Расположение рабочего элемента определяется условиями эксплуатации грунтозацепа. Так, при езде по гололеду желательно ориентировать рабочий элемент рабочей плоскостью в сторону ската. Это позволяет дополнительно увеличить сцепление ската с дорожным покрытием за счет дробления льда. В случае езды по скользкой глинистой дороге предпочтительно ориентировать рабочий элемент открытой стороной в сторону ската. Это позволяет дополнительно увеличить сцепление с дорогой за счет опоры местом пересечения плоскостей. Аналогично проходит ориентация рабочего элемента в случае поперечного сечения в форме сферического или полусферического треугольника. Поскольку углы подобных треугольников всегда меньше прямого угла и имеют достаточно острую форму, использование рабочих элементов подобного профиля дополнительно усилит сцепление с дорожным покрытием. Однако подобный профиль рабочего элемента имеет и недостаток - недостаточную долговечность. Рабочий элемент может иметь повышенную упругость, если плоскости, образующие рабочий элемент, скреплены не жестко. В этом случае несколько увеличится вибрация транспортного средства, зато увеличится и сцепляемость с дорожным покрытием. Выбор элемента крепления в основном определяется формой диска и размерами ската. Влияние на степень сцепления ската с дорожным покрытием вид элемента крепления практически не оказывает. Это и послужило причиной отсутствия конкретизации вида элемента крепления в независимом пункте формулы изобретения.
Поскольку все элементы конструкции известны и скреплены между собой известным способом, хотя при этом получен неожиданный результат - повышение безопасности движения транспортного средства, изобретение является промышленно применимым.
На фиг.1 показан грунтозацеп; на фиг. 2 - профиль дополнительных рабочих элементов.
На фиг. 1 и 2 приняты следующие обозначения: поверхности рабочего элемента 1, 2, крепежные элементы 3, 4 и дополнительный рабочий элемент 5.
Изобретение может быть реализовано в следующих вариантах.
1. Рабочий элемент выполнен из стального уголка размером 10 x 10 мм и толщиной образующих поверхностей 1,5 мм. Крепежные элементы выполнены в виде стальных пластин, нижние концы которых загнуты под прямым углом, навстречу друг другу и содержат резьбовые отверстия для крепежных винтов. Верхние части крепежных элементов прикреплены к торцевым поверхностям рабочего элемента. По четыре грунтозацепа указанной конструкции устанавливают на каждом из ведущих колес безрельсового транспортного средства и закрепляют посредством ввертывания крепежных винтов (не показаны) в резьбовые отверстия до упора в диск ската. При езде по гололеду или по глине после дождя пробуксовывание транспортного средства не отмечено. Рабочий элемент был ориентирован открытой стороной в сторону ската.
2. Рабочий элемент выполнен в виде двух пластин из алюминиево-магниевого сплава, жестко закрепленных на крепежном элементе таким образом, что торцевая поверхность первой из пластин касается поверхности второй пластины, при этом смежные поверхности пластин не скреплены. Крепежные элементы выполнены аналогично примеру 1. Грунтозацепы располагают на скатах аналогично примеру 1. При движении транспортного средства по гололеду из-за подпружинивания пластины, боковая поверхность которой касается поверхности другой пластины, дополнительно усиливается сцепление транспортного средства с дорожным покрытием. Рабочий элемент имеет в поперечном сечении форму треугольника, обращенного открытой стороной в сторону ската.
3. Рабочий элемент выполнен в виде основного рабочего элемента, имеющего форму уголка из нержавеющей стали, ориентированного открытой стороной в сторону ската, к пластинам которого присоединены дополнительные рабочие элементы в виде двух уголков каждый. Крепления выполнены в виде пластин с крючьеобразными захватами на нижних концах и прикреплены к торцевым поверхностям основного рабочего элемента. На каждый скат безрельсового транспортного средства надевают посредством закрепления крючьями на ободе диска вышеуказанные грунтозацепы в количестве шести штук на каждом скате. Дополнительные рабочие элементы прижаты к скату. При движении транспортного средства по гололеду подпружинивание дополнительных рабочих элементов дополнительно усилит сцепление ската с дорогой.
4. Рабочий элемент выполнен в виде уголка и обращен в сторону ската одной из боковых поверхностей. Крепление выполнено аналогично варианту 1. Подобные грунтозацепы в количестве трех штук прикреплены на каждый ведущий скат при езде по гололеду. Размалывающее действие грунтозацепа на лед повышает сцепление ската с дорогой.
Вышеприведенные примеры реализации не ограничивают возможные случаи реализации изобретения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВОПРОБУКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2014 |
|
RU2582759C1 |
ПРОТИВОПРОБУКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2011 |
|
RU2449896C1 |
СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЧАСТКОВ ДОРОГИ С ПОНИЖЕННЫМ КОЭФФИЦИЕНТОМ СЦЕПЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2449895C1 |
Противопробуксовочное устройство | 2022 |
|
RU2790107C1 |
СПОСОБ ШИПОВАНИЯ ШИНЫ | 2001 |
|
RU2220055C2 |
УСТРОЙСТВО ПРОТИВ СКОЛЬЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ | 2005 |
|
RU2287438C2 |
ЕМКОСТЬ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКОСТИ | 1998 |
|
RU2125959C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ СИЛЫ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ПОВЕРХНОСТЬЮ ДОРОГИ | 1995 |
|
RU2083378C1 |
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОПРОБУКСОВОЧНОЕ | 2012 |
|
RU2506172C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕНТОЧНОГО ПРОТЕКТОРА | 2002 |
|
RU2208525C1 |
Грунтозацеп выполнен в виде конструкции, содержащей рабочий элемент и элемент крепления. Рабочий элемент представляет собой тело, образованное двумя плоскостями, соединенными ребрами и расположенными под углом, причем основание образованного треугольника обращено в сторону ската транспортного средства. Конструкция предназначена для обеспечения безопасности движения безрельсового транспорта, в частности автомобилей, прицепов, мотоциклов, велосипедов, и может быть использована при движении транспортных средств на пневматических шинах по скользким дорогам, а именно в условиях снега, обледенения или грунтовых дорог. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
JP, 56-30204, A, 1981 | |||
FR, 2425330, A, 1979 | |||
SU, 334103, A, 1972. |
Авторы
Даты
1998-07-20—Публикация
1996-09-16—Подача