Изобретение относится к бортовому ограждению боевых транспортных средств и может быть использовано как при создании новых образцов, так и модернизации существующих.
Известны конструкции основных танков, боковая проекция корпусов которых дополнительно защищена установкой противокумулятивных экранов (Основные боевые танки. /Под ред. Б.Сафонова и В. Мураховского, - М.: Урасенал-процесс 1993, с.36-37).
Известны также конструкции танков, обеспечение плавучести которых осуществляется установкой дополнительных приспособлений /индивидуальные складывающиеся плавсредства у STRV - 103; откидывающиеся носовые понтоны у довоенных японских танков типа "Ка-ми" и др./ (Шмелев Н. Танки в бою. - М.: Молодая гвардия, 1984, с.89 и 98).
Недостатком известных конструкций является то, что они монофункциональны, выполняют либо функции защиты, либо функции обеспечения плавучести. "Окружающий нас живой мир демонстрирует, что наиболее компактные, наиболее гибкие системы построены из элементов многоцелевых по своему назначению" (акад. Легасов в., газ "Правда", 5.10.87г.)
Техническим результатом, обеспечиваемым изобретением, является расширение функциональных возможностей ботового ограждения.
Это достигается тем, что у бортового ограждения, состоящего из противокумулятивных навесных экранов, экраны выполнены комбинированными в виде сложенных элементов понтонов и прикрывающих их внешних кессонов, используемых для размещения возимых и расходуемых материалов (чехлы, вода топливо, провиант и т.п.). Кессоны и элементы ограждения понтонов, шарнирно закрепленные на полках, расположены с возможностью их установки при транспортировке в верхнем положении.
На фиг. 1 изображен вид сверху; на фиг. 2 - сечение А-А фиг.1; на фиг. 3 - фрагмент понтона и кессона в сложенном виде; на фиг. 4 - узел Б на фиг.1; на фиг. 5 - узел В на фиг. 2; на фиг. 6 - сечение Г-Г на фиг.2.
Конструкция состоит из внешнего ограждающего секционированного по длине кессона 1 и внутреннего, сложенного соответствующим образом понтона 2, закрепленных на полке 3 транспортного средства 4. Кессон 1 и понтон 2 навешены на ось 5 при помощи индивидуальных навесок 6 и 7, чередующихся между собой. Ось 5 в районе навесок понтона снабжена отверстиями 8, через которые осуществляется наддув понтона. Наддув может осуществляться выхлопными газами двигателя или воздухом от вентилятора; подвод газов или воздуха 9 осуществляется через торец оси 5. Ось 5 может выполнять одновременно функцию газовода в носовую часть транспортного средства для постановки дымовой завесы. В развернутом виде (фиг. 2) понтон представляет собой многогранник, грани 10 которого выполнены, например, из тонкостенных цементированных бронелистов 11, скрепленных с внешней стороны термо- и водостойкой тканью 12, а с внутренней - термостойкой самозатягивающейся резиной 13. Термостойкие ткани из, например, гетерополиарилена в три раза прочнее капрона, выдерживают температуру кратковременно до 600 - 700oC и сохраняют прочность до 300 - 400oC (Матула В.Э. Судовые эластичные конструкции. - Л: Судостроение, 1978, с.7). Торцы понтонов 14 выполнены соответствующим образом; кормовая часть торцов понтонов, располагаемых побортно, может быть снабжена соплами 15 сброса газа (воздуха), оснащенных эжекторами 16 и закрываемых, при необходимости, крышками 17. Внутри понтона для складывания последнего после сброса давления расположены упругие элементы 18. Для подъема кессонов может быть использован трос 19, наматываемый на башню при ее вращении. Конструкция снабжается съемными упорами 20 для восприятия подъемной силы понтонов на плаву.
Работает конструкция следующим образом.
При необходимости формирования водной преграды транспортное средство своим ходом входит в воду на достаточную для раскрытия понтона глубину. Через отверстия 8 нагнетается газ (воздух). Понтон 2 под давлением нагнетания раскрывается, поднимая в верхнее положение до упора 20 кессон 1. Под действием архимедовой силы транспортное средство отрывается от грунта, всплывает и занимает рабочее положение для движения. Движение может осуществляться одним из известных способов: перемоткой гусениц, вращением выдвигаемого гребного винта или при помощи реактивной струи, покидающих через сопло 15 газов. В последнем случае газы, покидающие сопло, подсасывают (эжектируют) воду, увеличивая упор. Регулируя расход газов крышкой 17 можно осуществлять в движении повороты. Расход газов через поврежденную оболочку компенсируется увеличенным расходом подводимого газа. В аварийной ситуации может быть задействован специально или для иных целей устанавливаемый газогенератор (например, по заявке N 93039363/08). Выход из воды осуществляется в обратном порядке. После касания грунта понтонами, из последних выпускают газ (воздух) и они складываются под действием массы кессонов в определенном порядке, чему способствуют упругие элементы 18. Транспортное средство опускается на гусеницы и продолжает выход из воды своим ходом. При транспортировке по ж/д или преодолении узких мест (мосты, туннели и т.п.) кессоны устанавливают в верхнем положении (фиг. 1), поднимая их одним из известных способов, например, намоткой троса на вращающуюся башню. Также возможен подъем кессонов наддувом понтона. Наддувом понтоном можно воспользоваться в качестве пневмодомкрата при ремонте ходовой части машины. При небольшом наддуве во время движения на грунте кессоны могут занимать наклонное положение по отношению к борту корпуса (фиг.3), увеличивая длину пути прохождения снаряда или кумулятивной струи.
Как видно из вышеизложенного, кессоны защищают прежде всего понтоны от ручных средств поражения, а совместно боковую проекцию борта корпуса от основных средств поражения, фактически замещая часть толщины бортовой брони, т. е. не увеличивая суммарную массу защиты, а лишь перераспределяя массы бронезащиты между бортом, понтоном и кессоном. Наличие слоя цементированных, а следовательно, более прочных, чем основной борт, листов также способствует если не снижению массы защиты, то хотя бы ее не увеличению. Внутренний объем кессонов может быть использован для размещения возимых и расходуемых материалов (чехлы, маскировочные сети, вода, топливо, провиант и т.п.), которые, в известном смысле, являются дополнительными средствами защиты.
Таким образом, предлагаемая конструкция бортового ограждения является многофункциональной: защита, плавучесть, дополнительные емкости кессонов, разгружающие внутренний основной забронированный объем, а следовательно, более оптимальной по массогабаритным характеристикам.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БОЕВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2125945C1 |
ОГРАЖДЕНИЕ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОДЫ ДВИЖЕНИЮ СУДНА | 1993 |
|
RU2053157C1 |
ТЕРМОДИРИЖАБЛЬ | 1992 |
|
RU2005650C1 |
СИСТЕМА ОТВОДА ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ БРОНИРОВАННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2096722C1 |
ДЕСАНТНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ | 2005 |
|
RU2296078C1 |
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ | 1999 |
|
RU2174080C2 |
ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ БРОНЕМАШИН | 2008 |
|
RU2371350C1 |
Амфибийный транспортный аппарат Кочетова для эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях регионального масштаба | 2014 |
|
RU2650281C2 |
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА | 2014 |
|
RU2582513C2 |
ПЛАВСРЕДСТВО ДЛЯ БРОНЕМАШИН, ОСНАЩЕННОЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ | 2009 |
|
RU2424486C2 |
Изобретение относится к бортовому ограждению боевых транспортных средств и может быть использовано как при создании новых образцов, так и модернизации существующих. Конструкция бортового ограждения состоит из внешнего ограждающего секционированного по длине кессона и внутреннего, сложенного соответствующим образом понтона, закрепленных на полке транспортного средства. Кессон и понтон навешены на ось при помощи индивидуальных навесок, чередующихся между собой, и используются для размещения возимых и расходуемых материалов. Кессоны и элементы ограждения понтонов, шарнирно закрепленные на полках, при транспортировке устанавливают в верхнем положении. Технический результат - расширение функциональных возможностей бортового ограждения. 6 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Основные боевые танки | |||
/ Под ред | |||
Б.Сафонова и В.Мураховского | |||
- М | |||
Арсенал-пресс, 1993, с.36-37 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Шмелев Н | |||
Танки в бою | |||
- М.: Молодая гвардия, 1984, с.89 и 98. |
Авторы
Даты
1998-08-10—Публикация
1996-03-14—Подача