Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в двигателе внутреннего сгорания.
Известна головка блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания по авторскому свидетельству СССР N503033, F 02 F 1/42, 1976, 4 с., содержащая камеру сгорания и впускной канал, связанный с камерой сгорания выходным участком, выполненным по спирали, причем отношение площадей проходных сечений выходного участка, удаленных от начального сечения на углы 75-85o, 150-170o и 300-340o, к площади сечения впускного канала перед выходным участком составляет соответственно 0,7-0,8; 0,45-0,55; 0,05-0,10. Согласно графическим материалам к указанному авторскому свидетельству головка блока цилиндров имеет впускные и выпускные каналы с клапанами, выходящие на одну сторону головки, а камера сгорания головки цилиндров имеет поверхности вытеснения как со стороны каналов, так и с противоположной стороны головки.
Недостатком указанной головки блока цилиндров является снижение скорости вихревого потока смеси вследствие удара струй входящего потока топливной смеси о стенки камеры сгорания из-за несовершенства ее формы. По этой же причине головка имеет недостаточную проходную площадь между тарелками клапанов и стенками камеры сгорания, из-за чего уменьшается наполнение на полных нагрузках, мощность двигателя, возрастает токсичность выхлопных газов, увеличивается износ двигателя из-за ухудшения процесса горения. Указанная головка цилиндров не обеспечивает оптимальных площадей вытеснения, особенно на низких частотах вращения двигателя, что заставляет на практике увеличить минимальную частоту вращения двигателя, в результате чего увеличиваются эксплуатационный расход топлива, износ подвижных деталей двигателя и т.д.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является улучшение смесеобразования и сгорания в двигателе, увеличение наполнения цилиндров и в результате - повышение топливной экономичности и мощности двигателя.
Указанный результат достигается благодаря тому, что в головке блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, содержащей выходящие на одну сторону головки впускные и выпускные каналы с клапанами и размещенную в ней камеру сгорания с поверхностями вытеснения, согласно предлагаемому изобретению камера сгорания выполнена в горизонтальном сечении в форме кардиоиды, образованной сопряженными дугами, большая ось которой больше диаметра цилиндра и смещена относительно оси цилиндра в сторону, противоположную каналам, большая ось кардиоиды проходит через точки пересечения осей клапанов с нижней плоскостью головки, равна 1,06-1,09 диаметра цилиндра, кардиоида образована в нижней плоскости головки двумя дугами, радиусы которых имеют центры на большой оси кардиоиды и равны 0,65-0,70 диаметра цилиндра, 0,63-0,66 диаметра цилиндра в зоне впускного и выпускного клапанов соответственно и сопряжены со стороны каналов дугой, образующей выступ в стенке камеры сгорания и выполненной радиусом, равным 0,45-0,47 диаметра цилиндра, а со стороны, противоположной каналам, - дугой, образующей выпуклость в камере сгорания и выполненной радиусом, равным 1,4-1,5 диаметра цилиндра, продольные боковые стенки камеры имеют наклон с шириной стенок, увеличивающейся от нуля в крайних точках большой оси кардиоиды, до максимума в зоне, близкой к оси цилиндра, так что верхняя стенка камеры сгорания ограничена двумя дугами, радиусы которых имеют центры на большой оси кардиоиды, равны 0,30-0,32 и 0,24-0,26 диаметра цилиндра в зоне впускного и выпускного клапанов соответственно и сопряжены со стороны каналов дугой, радиус которой равен 0,09-0,12 диаметра цилиндра, а с противоположной стороны - прямой.
В вариантном исполнении головка блока цилиндров имеет камеру сгорания ступенчатой формы, так что седло выпускного клапана расположено выше от нижней плоскости головки, чем седло впускного клапана.
Выполнение камеры сгорания в горизонтальном сечении в форме кардиоиды, образованной сопряженными дугами, большая ось которой больше диаметра цилиндра, смещена относительно оси цилиндра в сторону, противоположную каналам, проходит через точки пересечения осей клапанов с нижней плоскостью головки и равна 1,06-1,09 диаметра цилиндра в сочетании и размерами и расположением центров радиусов дуг, образующих форму кардиоиды, и наклоном продольных боковых стенок камеры обеспечивают минимальное гидравлическое сопротивление смеси, поступающей в цилиндр, направленное движение смеси в зону свечи зажигания без значительных потерь скорости вихревых потоков, что увеличивает наполнение цилиндров.
Размеры камеры сгорания и ее форма обеспечивают оптимальные величины площадей вытеснения и их соотношения для концентрации свежей рабочей смеси в зоне свечи зажигания, надежного воспламенения рабочей смеси и быстрого ее сжигания.
В вариантном исполнении дополнительный вытеснитель способствует лучшей очистки камеры сгорания от выхлопных газов в процессе выпуска рациональное смесеобразование в конце такта сжатия, и как следствие, улучшение процесса сгорания топлива, а это - увеличение мощности, снижение расхода топлива, уменьшение токсичности отработавших газов, повышение долговечности.
На фиг. 1 представлена головка цилиндров ДВС, вид снизу; на фиг. 2 - головка блока цилиндров, вариантное исполнение, вертикальный разрез; на фиг. 3 - головка блока цилиндров, вид снизу, вариантное исполнение.
Головка 1 блока цилиндров ДВС содержит впускные каналы 2 и выпускные каналы 3, выходящие на одну сторону головки с выпускными клапанами 4 и выпускными клапанами 5. В головке 1 цилиндров размещена камера сгорания 6, имеющая на виде снизу форму кардиоиды. Головка 1 цилиндров имеет традиционные поверхности вытеснения 7 и 8. Большая ось 9 кардиоиды выполнена равной 1,06-1,09 диаметра цилиндра и смещена относительно оси 10 цилиндра в сторону, противоположную каналам 2 и 3, и проходит через точки O1 и O2 пересечения осей клапанов 4 и 5 с нижней плоскостью головки 1. Кардиоида камеры сгорания 6 в нижней плоскости головки образована дугами 11, 12, выполненными радиусами R1 и R2, равными 0,65-0,70 и 0,63-0,66 диаметра цилиндра соответственно, центры радиусов R1 и R2 лежат на большой оси 9 кардиоиды. Со стороны каналов 2,3 дуги 11, 12 сопряжены с дугой 13, образующей выступ в стене камеры сгорания 6. Дуга 13 выполнена радиусом R3, равным 0,45-0,47 диаметра цилиндра. Со стороны, противоположной каналам 2, 3, дуги 11 и 12 сопряжены дугой 14, образующей выпуклость в камере сгорания 6 и выполненной радиусом R4, равным 1,4-1,5 диаметра цилиндра.
Продольные боковые стенки 15 и 16 камеры сгорания 6 имеют наклон, благодаря которому они являются дополнительными вытеснителями, ширина которых h равна нулю в крайних точках большой оси 9 кардиоиды, и увеличивается до мах в зоне, близкой к оси цилиндра 17. Наклоны продольных стенок 15 и 16 уменьшают площадь верхней стенки камеры сгорания 6, которая ограничена дугами 18 и 19, радиусы которых R5 и R6 равны 0,30 - 0,32 и 0,24 - 0,26 диаметра цилиндра в зоне впускного и выпускного клапанов соответственно. Центры радиусов R5 и R6 лежат в плане на большой оси кардиоиды. Дуги 18 и 19 сопряжены со стороны каналов дугой 20, выполненной радиусом R7, равным 0,09-0,12 диаметра цилиндра, а с противоположной стороны - прямой 21.
Таким образом, радиус выступа в боковой продольной стенке 15 камеры сгорания 6 меняется от R3 до R7 от нижней плоскости камеры 6 (нижней плоскости 22 головки 1) до верхней плоскости камеры сгорания 6.
В вариантном исполнении камера сгорания 6 имеет ступенчатую форму за счет того, что седло выпускного клапана 5 расположено выше от нижней плоскости 22 головки цилиндра 1, чем седло 24 впускного клапана 4, за счет чего образуется дополнительный вытеснитель 25. Свеча зажигания 26 установлена в камере сгорания 6.
Головка блока цилиндров работает следующим образом. На такте впуска рабочая смесь через впускной канал 2 поступает в камеру сгорания 6, перетекая по дугам 11, 18, 13, 20, а также 11, 14 и прямой 21, образующим наклонные боковые поверхности камеры. Величины радиусов R1, R5, R3, R7, R4, а также наклон боковых продольных стенок 15, 16 уменьшают гидравлическое сопротивление движению поступающей смеси и в то же время дают смеси направленное движение с минимальным падением скорости движения потока. На такте сжатия при закрытых впускном 4 и выпускном 5 клапанах рабочая смесь перетекает с поверхностей 15, 16 в зоне впускного клапана 4 на поверхности 15 и 16 в зоне выпускного клапана 5, образованные дугами 12, 19 и 12, 14, при этом выступ в продольной боковой поверхности 15 в зоне, близкой к оси цилиндра 17, служит рассекателем потока, тем более, что радиус R7 выступа на верхнем торце камеры сгорания 6 меньше, чем радиус R3 этого выступа в нижней плоскости камеры сгорания 6, совпадающей с нижней плоскостью 22 головки цилиндров. Благодаря радиусу R7 выступ в боковой продольной стенке 15 камера сгорания 6 значительно пережимает камеру сгорания, образуя два мощных вихревых потока, сходящих с вытеснителей 15 и 16.
Рабочая смесь интенсивно турбулизируется и имеет направленное движение к свече зажигания 26. Вследствие значительной разницы площадей поверхностей вытеснения 15, 7 и 8, 16 обеспечивается эффективный "наброс" рабочей смеси на фронт пламени свечи зажигания 26, воспламенение рабочей смеси и эффективный процесс горения.
В вариантном исполнении дополнительный вытеснитель 25 на такте выпуска обеспечивает интенсивное движение выхлопных газов в зону выпускного клапана 5, улучшая очистку камеры сгорания от выхлопных газов, а на такте сжатия вытесняет рабочую смесь в зону фронта пламени, что улучшает процесс горения. Таким образом, конструкция головок цилиндров ДВС обеспечивает увеличение наполнения цилиндров, улучшение процесса смесеобразования и сгорания за счет эффективного смесеобразования и обеспечения больших скоростей вращение потоков рабочей смеси, которые достигаются оптимальной конструкцией элементов и соотношением размеров камеры сгорания, за счет чего и происходит лучшее воспламенение рабочей смеси, повышение скорости распространения пламени, появляется возможность повышения степени сжатия на 20% без признаков детонации и в результате - повышение мощности и экономичности двигателя, снижение токсичности ОГ.
Проведенные исполнения ДВС с головкой цилиндров, имеющей предлагаемую камеру сгорания, показали, что мощность двигателя увеличивается на 10-15%, а экономичность двигателя улучшается на 10-12%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2117800C1 |
ВПУСКНАЯ ТРУБА ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВОГО РЯДНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2118693C1 |
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2014 |
|
RU2565647C1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2121591C1 |
ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, КОНВЕРТИРОВАННЫЙ ИЗ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ | 1994 |
|
RU2095584C1 |
СИСТЕМА РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ МНОГОЦИЛИНДРОВОГО V-ОБРАЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2065986C1 |
Двигатель внутреннего сгорания с принудительным зажиганием | 1986 |
|
SU1413256A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТОЛКАТЕЛЬ | 1995 |
|
RU2111366C1 |
Двигатель внутреннего сгорания с принудительным зажиганием | 1980 |
|
SU1268760A1 |
Двигатель внутреннего сгорания с принудительным зажиганием | 1987 |
|
SU1453071A1 |
Изобретение предназначено для использования в двигателестроении. Головка содержит выходящие на одну ее сторону впускные и выпускные каналы с клапанами и камеру сгорания с поверхностями вытеснения. Камера сгорания имеет в горизонтальном сечении вид кардиоиды, выполненной сопряженными дугами. Большая ось кардиоиды проходит через точки пересечения осей клапанов с нижней плоскостью головки и равна 1,08 - 1,09 диаметра цилиндра. В нижней плоскости головки кардиоида выполнена дугами, радиусы которых имеют центры на большой оси кардиоиды и равны 0,65 - 0,70 диаметра цилиндра в зоне впускного клапана и 0,63 - 0,66 диаметра цилиндра в зоне выпускного клапана. Дуги сопряжены со стороны каналов дугой, образующей выступ в стенке камеры сгорания, а со стороны, противоположной каналам, дугой, образующей выпуклость в камере сгорания. Продольные боковые стенки камеры сгорания имеют наклон. Ширина наклонных стенок на виде снизу увеличивается от нуля в крайних точках большой оси кардиоиды до максимума в зоне, близкой к оси цилиндра. Изобретение позволяет повысить мощностные и экономические показатели двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
SU, авторское свидетельство, 503033, F 02 F 1/42, 1976. |
Авторы
Даты
1998-08-20—Публикация
1996-10-15—Подача