Изобретение относится к исследованию демпфирующих свойств элементов конструкций, испытывающих большие деформации. Может быть использовано для исследования конструкций, предназначенных демпфировать удары, а также для исследования моделей (элементов этих конструкций), выполненных из различных материалов, и судить о демпфирующих свойствах этих материалов.
Известен способ определения динамических характеристик конструкций от степени предварительного напряжения [1], по которому в конструкции возбуждают свободные затухающие колебания ударом падающего груза, либо мгновенным снятием (срывом) нагрузки с конструкции, регистрируют колебания, например, посредством консольного прогибомера, и по данным о максимальных отклонениях определяют коэффициент поглощения энергии и декремент затухания. Недостатками данного способа являются: ограничения прогибов, которые соответствуют нижний границе напряжений, выше которых обеспечивается создание колебаний в зоне стабильных значений логарифмических декрементов колебаний (так в тексте, стр. 49, строка 16); во вторых, чтобы в конструкциях не возникали трещины...
Наиболее близким по технической сущности является способ определения демпфирующих свойств конструкций [2] , по которому конструкцию нагружают ударом или сбросом нагрузки с целью возбудить колебания. При этом регистрируют перемещения и ускорения, по амплитудным значениям которых определяют коэффициент ψ, характеризующий демпфирующие свойства конструкции.
Недостатками предложенных способов является требование колебательного процесса, исключающего разрушение конструкции при демпфировании удара, а последнее очень важно для исследования демпфирующих свойств конструкций, предназначенных для защиты в катастрофах. Эти способы предназначены для определения динамических коэффициентов при малых деформациях материала, в то время как при больших деформациях материалы претерпевают необратимые структурные изменения, а демпфирующие свойства конструкций изменяются в процессе деформирования.
Целью изобретения является повышение информативности за счет регистрации функциональной зависимости деформации от времени.
Поставленная цель достигается тем, что в способе определения демпфирующих свойств конструкций, по которому элемент конструкции нагружают ударом груза и определяют демпфирующие свойства конструкций, регистрируют функциональную зависимость линейной деформации элемента конструкции от времени, дважды дифференцируя эту зависимость, определяют функции скорости деформации и ускорения от времени, а также силу действия груза от времени, и по зависимости силы действия груза от деформации и скорости деформации определяют коэффициенты, характеризующие упругие и поглощающие свойства демпфировать удары конструкций, и о демпфирующих свойствах конструкций судят по этим коэффициентам.
Работа демпфирующих элементов описывается упрощенной математической моделью, включающей элементы упругого и вязкого взаимодействия с коэффициентами, зависящими от формы и размеров конструкции и рабочего материала, а также конструктивных особенностей.
При действии на демпфирующий элемент переменной во времени силы F(t) происходит его деформация, которая описывается функцией ΔX (t)=X(t)-Xo, где X, Xo - текущий и начальный размеры деформируемого элемента. Реакция на силу F состоит из упругой составляющей, пропорциональной деформации, и вязкой - пропорциональной скорости деформации элемента W = d(ΔX)/dt:
F = -C•ΔX-Dtr•W,
где
C - жесткость, Dtr - коэффициент вязкого трения.
Направление действия силы обратно направлению векторам деформации и скорости деформации. В нелинейном случае искомые коэффициенты C и Dtr могут быть представлены в виде полиномов:
C = ∑ Ai•ΔXi, (2)
Dtr = ∑ Bi•ΔXi (3)
где
Ai, Bi - коэффициенты полиномов, i - показатель степени.
Зависимость деформации от времени определяется с помощью экспериментальной установки, на которой демпфирующий элемент подвергается динамическим нагрузкам, и представляющей собой стойку с подвешенным на ней грузом и массивную плиту под ним. В зависимости от массы и высоты подвески груза при ударе последнего по демпфирующему элементу происходит упругопластическая или хрупкая деформация элемента, регистрируемая датчиками как функция перемещения во времени, т.е. размера элемента X (t). Сила действия груза на элемент равна произведению массы M груза на ускорение
F = M • (g) + dW/dt,
где
g - ускорение свободного падения.
Скорость деформации элемента и ускорение груза определяется дифференцированием функции X(t). Так как экспериментальные данные невозможно получить точно - выражения (1) и (4) имеют невязку
,
которая зависит от времени и коэффициентов Ai и Bi, здесь производные обозначены точками. Проинтегрировав невязку по времени на интервале взаимодействия груза с конструкцией Δt получим первую интегральную невязку
которая равна нулю при некоторых значениях коэффициентов Ai, Bi и не зависит от времени. Чтобы определить значения коэффициентов, представим вторую интегральную невязку в виде
эта невязка является положительно определенной функцией и имеет минимум в точке с оптимальными значениями Ai, Bi. Для определения коэффициентов приравняем нулю производные
dO2/dAi =0, dO2/dBi = 0 (8)
Решив систему уравнений (8) получим неизвестные коэффициенты Ai, Bi.
Таким образом, предложенный способ позволяет исследовать демпфирующие свойства конструкций в течение всего процесса деформации, что значительно повышает его информативность. В частном случае он также позволяет получить динамические характеристики материала, обладающего реологическими свойствами.
Источники информации
1. Сехниашвили Э.А. Интегральная оценка качества и надежности предварительно напряженных конструкций. - М.: Наука, 1988.
2. Колебания автомобиля. Испытания и исследования./Под ред. Певзнера. - М.: Машиностроение, 1979.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УКРЫТИЯ МЕСТ ВЗРЫВА | 1996 |
|
RU2117160C1 |
МНОГОУРОВНЕВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ ГЛИНИСТОГО МАТЕРИАЛА | 2003 |
|
RU2234376C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ИСТОЧНИКОВ АКУСТИЧЕСКОЙ ЭМИССИИ В ГОРНОМ МАССИВЕ | 1990 |
|
RU2009528C1 |
СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ВЗРЫВНЫХ РАБОТ | 1997 |
|
RU2116612C1 |
САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ УКРЫТИЯ МЕСТ ВЗРЫВА | 1997 |
|
RU2125233C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УКРЫТИЯ МЕСТА ВЗРЫВА | 1999 |
|
RU2164002C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКИХ ФРАКЦИЙ МИНЕРАЛОВ "ВЕТА" | 1997 |
|
RU2132734C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УКРЫТИЯ МЕСТ ВЗРЫВА | 2003 |
|
RU2227894C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД ВЗРЫВОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2039253C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКИХ ФРАКЦИЙ МИНЕРАЛОВ "ТАРА" | 1997 |
|
RU2132733C1 |
Способ относится к исследованию демпфирующих свойств элементов конструкций и заключается в том, что, дважды дифференцируя зависимость линейной деформации элемента конструкции от времени, определяют функции скорости деформации и ускорения от времени, а также силу действия груза от времени, и по зависимости силы груза от деформации и скорости деформации определяют коэффициенты, характеризующие упругие и поглощающие свойства демпфировать удары конструкций, и о демпфирующих свойствах конструкций судят по этим коэффициентам. Достигается повышение информативности за счет регистрации функциональной зависимости деформации от времени.
Способ определения демпфирующих свойств конструкций, по которому элемент конструкции нагружают ударом груза и определяют демпфирующие свойства конструкций, отличающийся тем, что регистрируют функциональную зависимость линейной деформации элемента конструкции от времени, дважды дифференцируя эту зависимость, определяют функции скорости деформации и ускорения от времени, а также силу действия груза от времени и по зависимости силы действия груза от деформации и скорости деформации определяют коэффициенты, характеризующие упругие и поглощающие свойства демпфировать удары конструкций и о демпфирующих свойствах конструкций судят по этим коэффициентам.
Колебания автомобиля | |||
Испытания и исследования / Под ред | |||
Я.М.Певзнера | |||
- М.: Машиностроение, 1979, с.24 - 27. |
Авторы
Даты
1998-09-10—Публикация
1995-05-25—Подача