Изобретение относится к дистанционному контролю состояния и защиты магистрального трубопровода от утечек и может быть использовано при создании автоматизированных систем управления транспортом нефти, газа, воды и других продуктов.
Известен способ визуального контроля состояния линейной части трубопровода, заключающийся в периодическом осмотре земли вдоль трассы с целью выявления утечек [1, 2, 3]. Но этот способ весьма трудоемок и не всегда осуществим из-за климатических и природных условий.
Известен способ обнаружения утечек, связанный с пропуском по трубопроводу различных регистрирующих приборов [1, 3]. Недостатки способа - сложность аппаратуры и необходимость в специальном оборудовании трубопровода.
Известен способ обнаружения утечек, основанный на регистрации шумов, возникающих в местах утечки перекачиваемого продукта [1, 2, 3]. Применение этого способа требует оборудования трубопровода большим количеством дорогостоящей аппаратуры, в связи с маленьким радиусом действия датчиков.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ обнаружения утечек перекачиваемого продукта из трубопровода, заключающийся в регистрации изменения технологических параметров движения транспортируемого продукта по трубопроводу. При этом производят сравнение расходов перекачиваемого продукта в начале и конце участка трубопровода между насосными станциями и, если разность расходов превышает допустимый предел, выдается сигнал о появлении аварийной утечки [3].
Однако этот способ имеет следующие недостатки. Для обнаружения небольших утечек перекачиваемого продукта необходимо использовать высокоточные расходомеры, точность которых снижается при длительной эксплуатации в связи с налипанием смолистых веществ на их рабочие поверхности. Характеризуется значительным временем реагирования на аварийную ситуацию.
Цель изобретения - повышение надежности работы магистрального трубопровода за счет увеличения скорости обнаружения и локализации утечек из него, обеспечивающей сокращение потерь перекачиваемого продукта и вредного воздействия на окружающую среду.
Указанная цель достигается тем, что предлагаемый способ обнаружения утечек из магистрального трубопровода заключается в контроле активных составляющих токов, потребляемых приводными электродвигателями насосных агрегатов перекачивающих станций, расположенных на концах защищаемого участка трубопровода, значения которых пропорциональны расходу перекачиваемого продукта и давлению в нем, а также в дистанционной передаче информации, используемой для последующего сравнения результатов измерений, и в случае обнаружения отклонения, превышающего допустимое значение (уставку), заданное условиями эксплуатации трубопровода, выдается команда на локализацию аварийного участка защищаемого трубопровода.
Сопоставительный анализ заявляемого решения с прототипом показывает, что предлагаемый способ отличается от известного тем, что в качестве контролируемой физической величины используются активные составляющие токов нагрузок электродвигателей перекачивающих агрегатов.
На фиг. 1 представлена структурная схема устройства, реализующего предлагаемый способ обнаружения утечки из магистрального трубопровода.
Устройство обнаружения утечки транспортируемого продукта из магистрального трубопровода 1, заключенного между перекачивающими станциями ПС1 и ПС2, содержит датчики тока 2 в силовой цепи электродвигателей М перекачивающих агрегатов 3, выходы которых подключены к входам преобразователей тока 4 с дистанционной передачей информации. Преобразователи тока передают информацию на управляющее вычислительное устройство 5, установленное на ПС1.
Устройство работает следующим образом. Сигналы с датчиков тока 2 непрерывно поступают на входы преобразователей тока 4, где для всех работающих электродвигателей каждой перекачивающей станции определяется среднее значение активной составляющей тока нагрузки после чего, производится фильтрация высокочастотных его составляющих, а также преобразование информации в удобный для передачи ее на управляющее вычислительное устройство вид. Управляющее вычислительное устройство 5 является центральным элементом устройства обнаружения утечек продукта из магистрального трубопровода. Оно выполняет сравнение сигналов, поступающих из блоков 4 станций ПС1 и ПС2. В результате сравнения определяется степень рассогласования активных составляющих токов, потребляемых электродвигателями перекачивающих агрегатов ПС1 и ПС2. После вычисления значения рассогласования активных составляющих токов, управляющее вычислительное устройство 5 сравнивает его с заданной уставкой, и при превышении ее значения - выдает управляющее воздействие на локализацию возникшей аварии.
Заявляемый способ обнаружения утечек перекачиваемого продукта позволяет косвенным методом контролировать изменения технологического режима работы магистрального трубопровода с использованием простых, надежных и сравнительно дешевых электротехнических средств измерения, обладающих более высоким классом точности в сравнении со средствами, применяемыми для измерения технологических параметров трубопровода.
В связи с безинерционностью средств измерения тока при этом способе обеспечивается существенное сокращение времени реакции на возникновение аварийной ситуации и ее ликвидацию.
1. Ионин Д.А. Яковлев Е.И. "Современные методы диагностики магистральных газопроводов". -Л. Недра, 1987, с. 69-71
2. Моделирование задач эксплуатации систем трубопроводного транспорта (Яковлев Е.Н. и др.) М.ВНИИОЭНГ, 1992, с. 77-107
3. Трубопроводный транспорт нестабильного газового конденсата (Коршак А. А. и др.) М, ВНИИОНГ, 1994, с.153-161.
Изобретение относится к дистационному контролю состояния и защиты магистрального трубопровода от утечек и может быть использовано при создании автоматизированных систем управления транспортом нефти, газа, воды и других продуктов. Сущность изобретения заключается в том, что измеряют активные составляющие токов, потребляемых электродвигателями перекачивающих агрегатов в начале и конце линейного участка трубопровода, определяют значение рассогласования между ними, сравнивают его с заданной установкой допустимого рассогласования и, в случае превышения последней выдают управляющее воздействие на локализацию возникшей аварии на трубопроводе. При этом повышается надежность работы трубопровода. 1 ил.
Способ обнаружения утечки перекачиваемого продукта из магистрального трубопровода, предусматривающий регистрацию изменения характеристики системы, отличающийся тем, что измеряют активные составляющие токов, потребляемых электродвигателями перекачивающих агрегатов в начале и конце линейного участка трубопровода, определяют значение рассогласования между ними, сравнивают его с заданной уставкой допустимого рассогласования и в случае превышения последней выдают управляющее воздействие на локализацию возникшей аварии на трубопроводе.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Коршак А.А., Забазнов А.И., Новоселов В.В., Матросов В.И., Клюк Б.А | |||
Трубопроводный транспорт нестабильного газового конденсата | |||
- М.: ВНИИОЭНГ, 1994, с.153-161 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
SU, 1839706 А3, кл | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
SU, 1176139 А, кл | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
SU, 1260633 А1, кл | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
SU, 1390476 А1, кл | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
SU, 1557415 А1, кл | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Ионин Д.А., Яковлев Е.И | |||
Современные методы диагностики магистральных газопроводов | |||
- Л.: Недра, 1987, с.69-71 | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Яковлев Е.Н., Куликов В.Д., Шибнев А.В., Поляков В.А., Ковалевич Н.С., Шарабудинов Ю.К | |||
Моделирование задач эксплуатации систем трубопроводного транспорта | |||
- М.: ВНИИОЭНГ, 1992, с.77-107. |
Авторы
Даты
1998-09-27—Публикация
1997-02-04—Подача