Изобретение относится к способам демпфирования механических колебаний в подвесках транспортных средств и может быть использовано для создания демпфирующих элементов их систем подрессоривания.
Известен способ демпфирования колебаний путем дросселирования жидкости под давлением через линейные дроссели [1].
Недостаток этого способа в том, что при дросселировании невозможно получить характеристики амортизатора, отличные от прямолинейных.
Известен способ демпфирования, использующий, кроме дросселирования, рассеивание энергии в вихревом потоке жидкости [2,3,4]. Этот способ позволяет получить прогрессивную квадратичную, наиболее комфортную характеристику амортизатора.
Причем характеристики, получаемые с помощью этого способа, отличаются более стабильными показателями при изменении температуры жидкости и ее вязкости, чем у вышеупомянутого. Однако этот способ не позволяет получить дегрессивные характеристики с резко увеличенным расходом на больших скоростях.
Задача, решаемая предлагаемым способом, - возможность получения любых характеристик амортизатора.
Известен амортизатор - демпфер с вихревым потоком жидкости в вихревых камерах в поршне [2] . Конструкция содержит две вихревые камеры. В первой вихревой камере создается вихревой поток жидкости и демпфирующая сила во время хода расширения, а во второй - во время хода сжатия.
Первый перепускной клапан, реагирующий на перепад давлений между надпоршневым и подпоршневым пространствами, превосходящий заданную величину, направляет поток через поршень, минуя первую вихревую камеру, а второй перепускной клапан направляет жидкость, минуя вторую вихревую камеру при превышении заданного давления при обратном ходе поршня.
Недостаток данного устройства в неточности регулирования допустимого перепада давления пружинными перепускными клапанами и в сложности конструкции устройства.
Известен гидравлический амортизатор с вихревым клапаном, в котором перечисленные недостатки уменьшены [3]. Он состоит из цилиндрического корпуса, внутри которого установлен поршень на штоке. В нижней части поршня выполнено выходное отверстие из вихревой камеры, в боковых стенках которой находятся тангенциальные входные отверстия, создающие вихревой поток жидкости.
Недостаток последней конструкции в сложности выполнения тангенциальных каналов и выдерживания требуемых характеристик амортизатора.
Известен гидравлический амортизатор, содержащий корпус, заполненный рабочей средой, шток с поршнем, снабженным вихревыми камерами, который, благодаря определенному соотношению геометрических размеров вихревых камер к размерам поршня, позволяет улучшить его эксплуатационные возможности за счет расширения диапазона изменения коэффициента демпфирования [4].
По своей технической сути последнее изобретение может служить прототипом предлагаемому решению.
Задачей, решаемой изобретением, является возможность получения любых требуемых характеристик путем измельчения расходов различных потоков, варьированием формой и объемом вихревых камер, улучшением условий работы нагруженных узлов, камер, упрощением технологии изготовления устройства.
Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом устройстве реализуется новый способ демпфирования колебаний, заключающийся в поглощении энергии путем создания вихревого потока в замкнутом объеме, сопротивление которого регулируют, направляя дополнительный корректирующий поток под углом к тангенциальному в зависимости от перепада давлений между областями высокого и низкого давлений и вязкости жидкости в определенной пропорции.
Соотношение расходов в тангенциальном и корректирующем потоках выражается соотношением
где Qтанг - расход тангенциального потока;
Q
Указанный способ реализуется с помощью предлагаемой конструкции вихревого гидравлического амортизатора, содержащего корпус, заполненный жидкостью, шток, поршень с уплотнением, снабженный по крайней мере одной вихревой камерой, имеющей тангенциальный канал с входной полостью, причем вихревая камера расположена асимметрично на периферийной части поршня и выполнена в виде замкнутого объема, например цилиндрического, с выходным отверстием в донной части. При этом она снабжена дополнительным корректирующим каналом, ось которого направлена к центру выходного отверстия вихревой камеры и соответственно перпендикулярно потоку жидкости, образованному тангенциальным каналом в вихревой камере.
При этом корректирующий канал выполнен в виде отверстия в стенке вихревой камеры. Выходное отверстие может быть расположено эксцентрично оси последней, а тангенциальный и корректирующий каналы могут быть снабжены дополнительными вихревыми камерами (предкамерами). Допускается также выполнение параллельных отверстий линейных дросселей. Конструкция предусматривает выполнение отверстий, соединяющих объем вихревой камеры с зазором между телом поршня и уплотнением. Вихревые камеры, работающие на сжатие и отбой, могут быть выполнены смежными с общим выходным отверстием.
На фиг. 1 изображена конструкция предлагаемого вихревого амортизатора, на фиг. 2 - его вид Б, фиг. 3 иллюстрирует схему движения жидкости в каналах и вихревой камере, на фиг. 4 показаны дополнительные предкамеры. На фиг. 5 представлены характеристики работы предлагаемой конструкции, полученные в результате эксперимента. Прямая 1 - характеристика ΔP = f(Q) для обычного линейного дросселя, кривая 2 - характеристика ΔP = f(Q2) вихревого амортизатора. Кривая 3 иллюстрирует работу предлагаемого амортизатора, а кривая 4 показывает влияние дополнительных предкамер.
Амортизатор состоит из цилиндрического корпуса 1, внутри которого находится шток 2 с установленным на нем поршнем 3, снабженным вихревыми камерами 4, расположенными асимметрично по периферийной части поршня 3. Они имеют тангенциальный канал 5 с входной полостью 6 и дополнительный корректирующий канал 7, ось которого направлена к центру выходного отверстия 8, которое может быть выполнено эксцентрично объему камер 4, верхняя часть которых снабжена съемными крышками 9 с отверстиями входной полости 6. Тангенциальный 5 и корректирующий 7 каналы каждый по отдельности или оба вместе могут быть снабжены дополнительными предкамерами 10 и 11 соответственно (фиг. 4). Поршень снабжен уплотнениями 12. Камера 4 соединена с зазором между телом поршня 3 и уплотнением 12 отверстиями 13 (фиг. 2). В поршне 3 выполнены линейные дроссели 14.
При этом вихревые камеры 4 могут располагаться на поршне как со стороны штока (камера отбоя), так и с противоположной стороны (камера сжатия) (фиг. 1). При этом обе вихревые камеры выполнены смежными и соединены общим выходным отверстием 8.
Амортизатор реализует заявленный способ следующим образом. При движении поршня 3, например, вверх над ним образуется область высокого давления (фиг. 1). Жидкость через входную полость 6 и тангенциальный канал 5 устремляется в вихревую камеру 4, вдоль ее стенок, создавая тангенциальный поток, который, закручиваясь, образует вихрь, удаляемый в выходное отверстие 8 в донной части вихревой камеры 4. При этом сопротивление движению поршня имеет квадратичную зависимость от расхода (кривая 2, фиг. 5), а энергия, затрачиваемая на образование вихря, рассеивается в пространстве и через стенки корпуса 1 удаляется наружу. Асимметричное периферийное расположение вихревой камеры 4 и соединение ее с зазором между телом поршня и уплотнением 12 способствует лучшей теплопередаче. Однако для коррекции характеристики требуется иногда изменить течение потока, образованного тангенциальным каналом. В этом случае его расход регулируют, направляя дополнительный корректирующий поток поперек тангенциальному по корректирующему каналу 7 в зависимости от перепада давлений между областями высокого и низкого давлений и вязкости рабочей жидкости (фиг. 3). При этом тангенциальный поток с расходом Qтанг имеет квадратичное или близкое к нему сопротивление. Ламинарный корректирующий проток с расходом Q
Следует иметь в виду, что точность регулирования зависит от степени турбулентности реальных потоков. Поэтому максимальная точность будет тогда, когда корректирующий поток будет строго ламинарен, а тангенциальный турбулентен.
Сочетанием геометрических параметров предкамер 10 и 11 можно добиться любой требуемой характеристики, например кривая 4, фиг. 5. Это достигается тем, то вихревые камеры имеют квадратичную зависимость, которая более стабильна от вязкости, чем дроссельные каналы с прямолинейной зависимостью. Сочетая обе характеристики, получают общую стабильную характеристику в широком диапазоне режимов работы амортизатора.
Проведенные теоретические и практические исследования подтвердили достоверность и целесообразность предложенного способа и устройства для демпфирования колебаний транспортных средств.
Предложенный способ и устройство при испытаниях опытных образцов амортизаторов полностью подтвердили все заявленные преимущества.
Автором разработан метод расчета предлагаемых амортизаторов.
Список использованной литературы
1. Нагорный В. С., Денисов А.А. Устройство автоматики гидро- и пневмосистем. -М.: Высшая школа, 1991.
2. Патент США N 4515252, 1985. Демпфер с вихревым потоком у поршней.
3. Патент Великобритании N 2044882, 1980. Гидравлический демпфер с вихревым клапаном.
4. Патент России N 1746903, 1992. Гидравлический амортизатор (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР | 1993 |
|
RU2057265C1 |
Гидравлический амортизатор | 1990 |
|
SU1746903A3 |
Магнитореологический амортизатор | 2015 |
|
RU2645484C2 |
Гидравлический амортизатор | 1990 |
|
SU1746902A3 |
МАГНИТОРЕОЛОГИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР | 2014 |
|
RU2561610C1 |
Гидравлический амортизатор | 2022 |
|
RU2790591C1 |
ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР | 2001 |
|
RU2216665C2 |
РЕЦИРКУЛЯЦИОННЫЙ КЛАПАН | 1992 |
|
RU2031297C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА | 2016 |
|
RU2624682C1 |
ВИХРЕВОЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ДАВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2091659C1 |
Предложен способ демпфирования колебаний транспортного средства путем взаимодействия тангенциального корректирующего потока жидкости в вихревом гидравлическом амортизаторе, регулируя сопротивление движению жидкости в вихревой камере. Предложена конструкция амортизатора, отличающаяся большим ресурсом работы, стабильностью характеристик и простотой конструкции. 2 с. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.
где
Qтанг - расход тангенциального потока;
Q
SU, авторское свидетельство N 1746903, F 16 F 9/34, 1992. |
Авторы
Даты
1998-10-20—Публикация
1993-04-22—Подача