МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ СТАРТОМ ДЛЯ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА И СПОСОБ ЕЕ ЗАПУСКА Российский патент 1998 года по МПК B64G1/14 

Описание патента на изобретение RU2120398C1

Изобретение относится к многоступенчатой транспортной системе с горизонтальным стартом для космического полета, состоящей из несущего корпуса, многократно используемого в качестве пусковой установки, с аэродинамическими средствами создания подъемной силы и с отделяемым в местах установки соединительных элементов летательным аппаратом, с двигательной установкой, включающей тяговый привод и топливные баки, а также к способу запуска данной транспортной системы.

В системах этого рода проблема состоит в оптимальной последовательности использования тягового привода с тем, чтобы с одной стороны, увеличить относительную массу полезной нагрузки, а с другой стороны, достигнуть высокой энергоэкономии.

Из описания к заявке ФРГ N 3740645 известна система подобного рода. Ее недостаток состоит в том, что несущий корпус многократного использования. т. н. первой ступени, необходимо оснастить маршевым тяговым приводом, предусмотрев переключение на другой тяговый привод для отделяемой ступени.

Технический результат заявленной системы состоит в повышении ее эффективности при использовании тягового привода отделяемого летательного аппарата для всей системы, а также при обеспечении оптимального размещения топлива и возможности горизонтального старта.

Для достижения этого технического результата выполненный с аэродинамической компоновкой несущий корпус с посадочным шасси имеет топливные баки с отсечными клапанами в линиях питания для разъемного соединения со средствами питания тягового привода отделяемого летательного аппарата, причем тяговый привод отделяемого летательного аппарата использован в качестве привода всей системы, в целом питаемого топливом во время совместного полета несущего корпуса с отделяемым летательным аппаратом через указанные линии питания из топливных баков несущего корпуса.

Другие целесообразные частные исполнения устройства характеризуются признаками, указанными в дополнительных пп. 2-4 формулы изобретения.

Достигаемые преимущества состоят в том, что относительная масса полезной нагрузки, характерная для одноразовой ракеты, увеличивается примерно вдвое, или же одноразовую ступень многоступенчатого носителя или его ускоритель можно заменить аэродинамической пусковой установкой многократного использования.

Далее с применением данной системы предлагается способ, при котором после горизонтального старта несущий корпус с отделяемым летательным аппаратом осуществляет крутой набор высоты до скорости, соответствующей числу Маха около 2,5-5, а по достижении этой скорости происходит разделение ранее соединенных летательных аппаратов, и летательный аппарат с пусковой установкой может быть скользящим полетом возвращен на Землю.

Благодаря этому можно обойтись без обычных пусковых установок, например пускового стола или ускорительной тележки, применяемых в горизонтальных пусковых устройствах, а размеры крыльев определяются только исходя из требований обеспечения приземления. Тем самым нагрузка на крылья при увеличении крутизны траектории запуска становится меньше, поскольку в этом маневре нагружается главным образом именно аэродинамическая пусковая установка. В других случаях этот вид нагружения становится доминирующим, приводя поэтому к большим массам конструкции крыльев. Поскольку площадь крыльев несущего корпуса определяется его использованием в качестве пусковой установки, то получаются средние по величине скорости подъема. Подъем происходит с аэродинамической опорой, и ускорение может быть осуществлено с числами Маха порядка 4-5 без дополнительных средств возврата на Землю.

Примеры исполнения изобретения схематически иллюстрируются чертежами, где
на фиг. 1 - вид сбоку на несущий корпус с подвешенным внизу отделяемым летательным аппаратом с тяговым приводом; на фиг. 2 - расположение баков с показом соединения линий питания; на фиг. 3 - расположение баков в альтернативном исполнении их соединений; на фиг. 4 - вид сверху на несущий корпус; на фиг. 5 - вид спереди на несущий корпус с отделяемым летательным аппаратом; на фиг. 6 - другой вид сверху на несущий корпус с баками на крыльях и в фюзеляже; на фиг. 7 - процесс запуска и приземления в его отдельных стадиях.

В показанном устройстве к аэродинамическому несущему корпусу 1, служащему пусковой установкой, присоединен летательный аппарат 2, например ракета. Летательный аппарат 2 снабжен тяговым приводом 5, в качестве которого выступает ракетный привод, используемый для всей системы в целом, в связи с чем несущий корпус 1 не имеет собственного привода.

Летательный аппарат 2 расположен под фюзеляжем несущего корпуса 1 в районе шасси 4 и присоединен через разъемные соединительные элементы 6, которые могут быть расцеплены во время полета.

В фюзеляже несущего корпуса 1 установлены отдельные топливные баки 7, 8 для LOX (жидкий кислород) и LH2 (жидкий водород), которые соединены через линии питания 9, 10 с ракетным приводом 5 летательного аппарата 2 для снабжения топливом приводного агрегата 5 через линии 11, 12 топливных баков 13, 14 летательного аппарата 2. В линиях питания 9, 10 предусмотрены соответствующие отсечные клапаны 15, 16 для того, чтобы было возможно безопасное расцепление аппаратов. Кроме того, имеются переключательные клапаны 17, 18, которые сперва обеспечивают подачу из топливных баков 7, 8 несущего корпуса 1, а после отделения дают возможность питания привода 5 из топливных баков 13, 14 летательного аппарата 2.

В варианте размещения баков, согласно фиг. 3, изображен альтернативный принцип питания, при котором топливные баки 7 и 13, как 8 и 14, соединены прямо через соединительные линии 9, 10, снабженные промежуточными разъединительными клапанами 15, 16.

Процесс запуска осуществляется ракетным приводом 5, установленным в присоединенном летательным аппарате 2. Оба соединенные аппарата 1 и 2 стартуют горизонтально. Подъем происходит с аэродинамической опорой, а при скорости, соответствующей числу Маха порядка 2,5-5 (положение 3), начинается отделение летательного аппарата 2 от несущего корпуса 1 путем расцепления соединительных элементов 6 и срабатывания отсечных клапанов 15, 16 в линиях питания 9, 10. В результате питание тягового привода 5 летательного аппарата 2 происходит от его собственных топливных баков 13, 14. После отделения несущий корпус 1 планирующим полетом возвращается непосредственно на стартовую полосу.

Несущий корпус 1 в качестве пусковой установки может по достижении числа Маха порядка 4-5 возвратиться на стартовую полосу без дополнительных средств возврата на Землю.

Шасси 4 и крыльевая поверхность несущего корпуса 1 могут быть рассчитаны и на случай прерывания запуска, с последующим приземлением с неиспользованным остатком топлива.

Согласно фиг. 6, в случае надобности топливные баки 7, 8 в фюзеляже могут быть дополнены топливными баками 19 в крыльях, чтобы использовать имеющийся объем и достигнуть более благоприятного распределения механической нагрузки.

Похожие патенты RU2120398C1

название год авторы номер документа
ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ С ЗАТУПЛЕННОЙ ХВОСТОВОЙ ЧАСТЬЮ ФЮЗЕЛЯЖА 1994
  • Герхард Леберт[De]
RU2094307C1
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ТЕПЛА, АККУМУЛИРОВАННОГО В ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА 1996
  • Вильхельм Лутцер
RU2119877C1
СИСТЕМА ГЕНЕРАТОРОВ ОТСОСА САМОЛЕТА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЛАМИНАРНОСТИ ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ 1997
  • Хуберт Брайт
RU2116935C1
ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТНЫХ И СТАТИЧЕСКИХ ДАВЛЕНИЙ НА ЛЕТАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ 1997
  • Херманн Вандель
  • Михель Йост
  • Хельмут Зоммер
  • Роберт Фишер-Вильк
RU2139545C1
СИСТЕМА ЭНЕРГООБМЕНА ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЭНЕРГИИ 1997
  • Удо Карл
  • Вольфганг Безинг
  • Штефан Фришемайер
RU2141912C1
Устройство для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания 1970
  • Херберт Ланген
SU488425A3
ЭЖЕКТОРНАЯ СИСТЕМА МАСЛЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Андреас Винтер
  • Фолькер Хибель
  • Андреас Корус
RU2131380C1
АВИАЦИОННЫЙ ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ, ЗАПРАВКИ И ЗАПУСКА В ВОЗДУХЕ РАКЕТОНОСИТЕЛЯ 2000
  • Ишков Ю.Г.
  • Михайлов В.В.
RU2158214C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1993
  • Демидов Г.В.
  • Осипов Э.С.
RU2065380C1
ВИНТОКРЫЛЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2016
  • Юриков Евгений Петрович
  • Андреев Владимир Иванович
RU2662339C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 120 398 C1

Реферат патента 1998 года МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ СТАРТОМ ДЛЯ КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА И СПОСОБ ЕЕ ЗАПУСКА

Изобретение относится к многоразовым космическим транспортным системам для выведения с Земли на орбиту различных полезных грузов. Согласно изобретению, отделяемый летательный аппарат (ЛА), снабженный реактивным приводом, подвешивают к аэродинамическому несущему корпусу (планеру) многократного использования, в котором размещают дополнительные топливные баки для питания привода отделяемого ЛА. Данный привод служит общим приводом всей системы при ее старте и наборе высоты, питаемым от баков отделяемого ЛА и планера. После разделения аппаратов, по достижении скорости полета, соответствующей числам Маха 2,5-5, несущий корпус возвращается на Землю в режиме планирующего спуска. Изобретение позволяет улучшить массово-энергетические показатели системы путем снижения полетных нагрузок и массы конструкции крылатого ЛА. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 120 398 C1

1. Многоступенчатая транспортная система с горизонтальным стартом для космического полета, содержащая несущий корпус 1, многократно используемый в качестве пусковой установки, с азродинамическими средствами создания подъемной силы, отделяемый от указанного корпуса в местах установки соединительных элементов летательный аппарат 2 с двигательной установкой, включающей в себя тяговый привод 5 и топливные баки 13, 14 со средствами питания этого привода, отличающаяся тем, что указанный несущий корпус 1 выполнен с аэродинамической компоновкой и снабжен посадочным шасси 4 и топливными баками 7, 8 с отсечными клапанами 15, 16 в линиях питания 9, 10 для разъемного соединения со средствами питания тягового привода 5 отделяемого летательного аппарата 2, причем данный привод 5 использован в качестве общего привода всей системы 1, 2 в целом, а его питание топливом во время совместного полета несущего корпуса 1 и отделяемого летательного аппарата 2 осуществлено через линии питания 9, 10 топливных баков 7, 8 указанного несущего корпуса. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что отделяемый летательный аппарат 2 размещен под несущим корпусом 1 в районе посадочного шасси 4. 3. Система по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что линии питания 9, 10 топливных баков 7, 8 несущего корпуса 1 соединены с линиям питания 11, 12 тягового привода 5 из топливных баков 13, 14 отделяемого летательного аппарата 2. 4. Система по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что линии питания 9, 10 топливных баков 7, 8 несущего корпуса 1 соединены с топливными баками 13, 14 отделяемого летательного аппарата 2. 5. Способ запуска многоступенчатой транспортной системы для космического полета, включающий соединение несущего корпуса 1, имеющего аэродинамические средства создания подъемной силы, с отделяемым летательным аппаратом 2, горизонтальный старт системы с помощью тягового привода, питаемого запасенным на борту системы топливом, набор высоты, разделение несущего корпуса 1 и отделяемого летательного аппарата 2, возвращение несущего корпуса 1 для его повторного использования, отличающийся тем, что горизонтальный старт и набор высоты осуществляют с помощью тягового привода 5 отделяемого летательного аппарата 2, питая его топливом, запасенным на борту несущего корпуса 1, при этом осуществляют крутой набор высоты до достижения скорости полета системы 1, 2, соответствующей числу Маха 2,5 - 5, после чего производят разделение ранее соединенных указанных корпуса 1 и аппарата 2 и возвращают несущий корпус 1 в планирующем полете на Землю.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2120398C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
DE 3740645 A1, 15.06.89
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
US 4802639 A, 10.07.89
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Шунейко И.И
Крылатые космические корабли/Итоги науки и техники
Приспособление к комнатным печам для постепенного сгорания топлива 1925
  • Галахов П.Г.
SU1963A1
М.: ВИНИТИ, 1966, с.21-66
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
US 4557444 A, 10.12.85.

RU 2 120 398 C1

Авторы

Хольгер Штокфлет

Йоханн Шпис

Даты

1998-10-20Публикация

1996-12-04Подача