Настоящее изобретение относится к устройству для гидроприводного бурильного оборудования, содержащего бурильный молоток с ударным устройством, подающий двигатель для подачи бурильного молотка в направлении бурения и обратно, соответственно; гидравлический насос; линию ударного давления и линию давления подачи молотка, которые соединены с насосом для подачи гидравлической среды к ударному устройству и упомянутому подающему двигателю, соответственно; обратную линию от ударного устройства и подающего двигателя для возврата гидравлической среды в емкость для этой среды; клапан регулирования подачи и регулятор подачи для регулирования потока гидравлической среды к подающему двигателю, причем клапан регулирования подачи представляет собой управляемый сигналом пропорциональный клапан, а регулятор подачи подсоединен так, чтобы управлять клапаном регулирования подачи через, по меньшей мере, одну линию регулирования подачи.
При бурении породы забурирование шпура (скважины) осуществляют при установочных величинах ударного давления и подачи бура более низких, чем их обычные, используемые при самом бурении величины, при этом забуривание шпура осуществляют до тех пор, пока шпур, образуемый буром в поверхности породы, не будет настолько глубоким чтобы в нем могла удерживаться буровая головка. Обычно при выполнении забуривания бурильщик вручную регулирует установочные величины упомянутых параметров, а затем переводит управление в режим установки максимальных значений этих величин.
В патенте США N 4074771 раскрыто решение, в соответствии с которым давление подающей машины регулируется контрольным рычагом управляемым бурильщиком. В соответствии с этим патентом, ударное действие ударного устройства регулируется давлением гидравлической среды подающего двигателя таким способом, что, когда давление превысит заданный нижний предел, подача гидравлической среды в ударное устройство возрастает с возрастанием давления подачи. Соответственно, поток гидравлической среды в ударное устройство уменьшается с уменьшением давления подачи. Соответственно, мощность удара может регулироваться одновременно с регулированием давления подающего устройства, осуществляемого посредством контрольного клапана, связанного с управляющим рычагом. Из этого патента также известно, что включение режима нормального бурения после забуривания осуществляется путем перевода управляющего давления подачи рычага в крайнее положение, благодаря чему подача и удар будут выполняться с максимальной мощностью. В этом случае вращающие и ударные устройства соединены, чтобы реагировать на давление подающего устройства таким способом, чтобы при уменьшении давления подачи, мощность вращения и мощность ударного устройства также уменьшались.
Раскрытое в указанном патенте США решение является очень сложным и трудным для реализации и к тому же его использование в технике бурения не оптимально с точки зрения бурильщика. Одновременное регулирование давления подачи, мощности ударного устройства и вращающего двигателя связаны с проблемами и большими трудностями при осуществлении этапа забуривания.
Целью настоящего изобретения является создание устройства для управления бурильным оборудованием, позволяющим бурильщику легко и эффективно управлять как забуриванием, так и обычным бурением. Устройство, в соответствии с изобретением, отличается тем, что оно далее содержит первый предохранительный клапан (клапан сброса давления), имеющий более низкое заданное значение давления, чем максимально допустимое рабочее давление ударного устройства; клапан перепада давлений, сообщающийся с линией давления подачи; и управляемый сигналом контрольный клапан, соединенный между линией ударного давления и первым предохранительным клапаном с одной стороны и клапаном перепада давления с другой стороны, при этом указанный контрольный клапан управляется линией регулирования подачи управляющей подачей бура вперед двигателем таким образом, что когда величина управляющего сигнала от указанной линии регулировки подачи имеет значение, которое ниже заданной величины сигнала включения, первый предохранительный клапан включается для сообщения с линией ударного давления через контрольный клапан и поддерживает давление гидравлической среды, прикладываемое к ударному устройству на уровне указанного значения давления, а когда величина управляющего сигнала от линии регулирования подачи превысит указанную величину включения, контрольный клапан изменит свое положение и соединит клапан перепада давления с линией ударного давления вместо первого предохранительного клапана, при этом между линией ударного давления и линией подающего двигателя будет существовать перепад давления, заданный для клапана перепада давления.
Существенный аспект настоящего изобретения состоит в том, что при забуривании мощность удара устанавливается на соответствующем заданном уровне, который ниже мощности обычного удара при бурении, что достигается установкой давления гидравлической среды, подаваемой к ударному устройству, на уровне ниже давления существующего при полной мощности удара и регулированием только подачи посредством регулирующего устройства, связанного с управляющим рычагом и имеющего управляющий сигнал пропорциональный углу поворота управляющего рычага. Регулирующее устройство регулирует величину потока гидравлической среды подающего двигателя пропорционально управляющему сигналу. Таким способом бурильщик может регулировать скорость подачи в течение забуривания. Другой существенный аспект изобретения состоит в том, что когда величина управляющего сигнала превышает заданное значение, давление гидравлической среды ударного устройства увеличивается до нормального ударного давления. Существенный признак предпочтительного воплощения изобретения заключается в том, что разница между давлениями гидравлических сред ударного устройства и подающего устройства поддерживается постоянной в течение обычного бурения.
Изобретение будет ниже описано более подробно с ссылкой на приложенные фигуры, на которых:
фиг. 1 изображает общую гидравлическую схему устройства, в соответствии с изобретением;
фиг. 2 - общую гидроэлектрическую схему устройства, в соответствии с изобретением;
фиг. 3 - более подробную гидравлическую схему устройства в соответствии с настоящим изобретением; и
фиг. 4 - график, иллюстрирующий относительные значения давлений гидравлической среды ударного и подающего устройств, как функцию времени.
На фиг. 1 показана гидравлическая схема бурового оборудования. Схема содержит гидравлический насос 1, предпочтительно нагнетательный объемный насос, ударное устройство 2, приводимое в действие насосом, и подающий двигатель 3. Подающий двигатель 3 в зависимости от применения может представлять собой либо гидравлический двигатель, либо гидравлический цилиндр. В настоящей заявке и пунктах формулы изобретения термин подающий двигатель используется для определения обоих указанных устройств. На фигурах одинаковыми позициями обозначены подобные элементы и узлы, и они ниже будут поясняться более подробно только в случае необходимости. Для управления работой подающего двигателя редукционный клапан 4 соединен с гидравлической линией от гидронасоса 1 так, чтобы уменьшать давление гидравлической среды, подаваемой гидронасосом 1 до уровня, подходящего для контрольных клапанов. От редукционного клапана 4 к регулятору 6 подачи идет линия 5 управляющего давления, причем регулятор 6 является клапаном регулирования подачи, который регулирует давление потока гидравлической среды из упомянутой линии 5 так, чтобы регулировать поток гидравлической среды к подающему двигателю 3. Регулятор 6 представляет собой известный клапан регулирования давления, содержащий управляющий рычаг 6a. Рычаг 6a может быть повернут из нейтрального положения в оба противоположных направления, как показано стрелкой A на фигуре, чтобы регулировать давление управления скоростью подачи буровой штанги вперед и ее обратного хода. Регулятор 6 имеет две связанные между собой линии 7a и 7b регулирования подачи, обе из которых подсоединены к золотниковому клапану 7c. Идущая от золотникового клапана 7c линии 7d подсоединяется далее к клапану 8 регулирования подачи. Клапан 8 представляет собой напорный пропорциональный клапан, где поток гидравлической среды через этот клапан пропорционален действующему на клапан управляющему давлению. Гидронасос 1 соединен с клапаном 8 с помощью линии 9 давления подачи. Обе гидравлические линии двигателя 3 подсоединены к распределительному контрольному клапану 11, который соединен с одной из линий регулирования подачи, а именно линией 7b, предназначенной для регулирования обратного движения. От клапана 11 к клапану 8 идет линия 12 подающего двигателя и одна из линий, соединенная с двигателем 3 через клапана 11, идет к емкости 10 для гидравлической среды так, чтобы гидравлическую среду вращающуюся от двигателя 3, повторно направлять в цикл. Через золотниковый клапан 7c гидравлическая среда, идущая по линии 7a или 7b регулирования давления подачи, способна управлять клапаном 8 регулирования подачи. Если с помощью регулятора 6 к линии 7a будет приложено давление, то через эту линию будет управляться клапан 8 регулирования подачи пропорционально величине давления, а золотниковый клапан 11 останется в позиции, показанной на фигуре. Если направление движения подающего двигателя 3 меняется на обратное, к линии 7b с помощью регулятора 6 будет приложено давление, которое благодаря этому будет через золотниковый клапан 7c действовать на клапан 8 регулирования подачи при одновременном изменении положения распределительного управляющего клапана 11 так, чтобы линии подающего двигателя 3 пересекались друг с другом, в результате чего произойдет изменение движения 3 на обратное. В зависимости от того, какая из линий 7a и 7b регулирования подачи окажется под давлением, прикладываемым с помощью регулятора 6 подачи, подающий двигатель 3 будет работать либо вперед в направлении подачи, либо в обратном направлении таким образом, чтобы величина потока гидравлической среды к двигателю 3 и от двигателя была пропорциональна управляющему давлению.
От гидронасоса 1 через ударный клапан 14 к ударному устройству 2 проходит линия 13 ударного давления; от ударного устройства 2 и емкости 10 для гидравлической среды проходит обратная линия для этой среды. Ударный клапан 14 может включаться посредством ударного контрольного клапана 15, связанного с линией 5 управляющего давления, т.е. путем поворота управляющего рычага в направлении стрелки B от нейтрального положения, показанного на фигуре, в положение, при котором гидравлическая среда от гидронасоса 1 проходит по линии 13 ударного давления и уларному устройству 2 и далее. Для управления давлением удара к линии 13 подсоединен первый дроссель 16. Дроссель 16, в свою очередь, через напорный контрольный клапан 17 соединяется с одной стороны с первым предохранительным клапаном 18 для регулирования ударного давления в течение забуриваения и с другой стороны через линию 19 управления поочередно соединяется с клапаном 20 перепада давления. Подсоединенная между дросселем 16 и напорным клапаном 17 линия 21 индикации давления соединяется далее через второй золотниковый клапан 22 с линией 23 контроля потока для гидронасоса 1.
Линия 12 подающего двигателя 3 соединяется через второй дроссель 24 по линии 25 с вторым золотниковым клапаном 22, через который линия 12 воздействует на линию 23 контроля потока для гидронасоса 1. Линия 25 далее соединяется с клапаном 20 перепада давления на стороне, противоположной его линии 19. Клапан 26 регулирования давления подачи соединяется далее с одной стороны с линией 12 подающего двигателя, а с другой стороны этот клапан сообщается с емкостью 10. Линия 7a регулирования подачи, управляющая подачей вперед бура, соединяется далее с напорным клапаном 17 для управления им, благодаря чему, когда управляющее давление в линии 7a превысит заданное предельное значение, клапан 17 изменит положение
Схема работает следующим образом. В начале бурения управляющее ударное давление включается посредством ударного контрольного клапана 15, в результате чего ударный клапан 14 изменяет положение и позволяет гидравлической среде, подаваемой гидронасосом 1, проходить через линию 13 ударного давления к ударному устройству 2. Одновременно гидравлическая среда течет в линии 13 через первый дроссель 16 к контрольному клапану 17 и далее к первому предохранительному клапану 18, в котором может регулироваться установочная величина давления и который может устанавливать желаемое ударное давление для забуривания. Через линию 21 индикации давления, подсоединенную между дросселем 16 и контрольным клапаном 17, существующее в том месте давление способно воздействовать через второй золотниковый клапан 22 на линию 23 управления потоком и таким образом поддерживать расход гидравлической среды на выходе из гидронасоса 1 на уровне, соответствующем потребности. Одновременно гидравлическая среда может через редукционный клапан 4 проходить в линию 5 и далее пройти к регулятору 6 подачи. Когда управляющий рычаг 6a регулятора 6 поворачивается вперед в направлении подачи, в линии 7a подающего давления возрастает давление, в результате чего клапана 8 регулирования подачи перемещается под действием давления, как показано на фигуре, в таком направлении, что гидравлическая среда начинает поступать от гидронасоса 1 через линию 9 подающего давления через упомянутый клапан 8 и далее через линию 12 к подающему двигателю 3. Соответственно, гидравлическая среда течет от двигателя 3 обратно и далее через распределительный контрольный клапан 11 в емкость 10. Клапан 26 регулирования подающего давления может установить подающее давление, при котором работает двигатель 3. Для того, чтобы расход гидравлической среды и уровень давления в оборудовании могли оставаться на соответствующем уровне, давление подающего двигателя будет действовать по линии 25 через второй золотниковый клапан 22 на гидронасос 1, что, таким образом, будет ограничивать подачу гидравлической среды от гидронасоса, если давление возрастает чрезмерно либо в линии 13 ударного давления ударного устройства, либо в линии 12, ведущей к двигателю 3. Поток гидравлической среды к подающему двигателю 3 регулируется регулятором 6 подачи путем поворота его управляющего рычага 6a, при этом с увеличением угла поворота увеличивается поток гидравлической среды через двигатель 3. Когда давление гидравлической среды в линии 7a превышает величину включающего давления контрольного клапана 17, последний меняет положение. В этой ситуации первый предохранительный клапан 18 отключается, а дроссель 16 соединяется через линию 19 с клапаном 20 перепада давления, который поддерживает постоянный перепад давления между линией 13 ударного давления устройства 2 и линией 12 подающего двигателя.
На фиг. 2 показана гидроэлектрическая схема переключений, соответствующая схеме на фиг. 1. Регулятор 6' подачи представляет собой электрическое управляющее устройство, т.е. рычаг управления, который может управлять одновременно двумя движениями вдоль взаимно пересекающихся траекторий движения, обозначенных на фигуре стрелками A' и B'. Соответственно, распределительный контрольный клапан 11', клапан 8' регулирования подачи, ударный клапан 14' и контрольный клапан 17' являются электрически управляемыми. В этом воплощении электрический управляющий сигнал, подаваемый в линию 7a', управляет клапаном 17', а отдельный управляющий сигнал 7d' управляет клапаном 8' регулирования подачи в обеих направлениях, а именно подачи и возврата. Когда управляющий сигнал увеличивается до заданного включающего значения, клапан 17' меняет положение и переключающее устройство работает по той же гидравлической схеме, показанной на фиг. 1. Соответственно, когда подающий двигатель 3 управляется так, что он работает в обратном направлении, распределительный контрольный клапан 11' переключается в другое положение под влиянием управляющего сигнала, подаваемого в линию 7b' регулирования подачи, как описывалось в отношении схемы по фиг. 1.
На фиг. 3 более подробно показана схема переключений, соответствующая, в основном, схеме по фиг. 1. В этой схеме клапан 8'' регулирования подачи является двухходовым пропорциональным клапаном и к нему подсоединены две линии 7a и 7b регулирования подачи, которые управляют им. Соответственно, к клапану 8'' подсоединены обе линии 12a и 12b подающего двигателя, к которым подсоединена линия давления подачи и от которых отходит линия к емкости 10. Одна линия клапана 26 регулирования давления подачи подсоединена к контрольному клапану 27, который в зависимости от направления подачи выбирает так называемую нулевую линию для клапана 26, т.е. он выбирает одну из линий 12a и 12b, по которой без давления от подающего двигателя 3 возвращается гидравлическая среда, идущая в емкость 10. Клапан 27, в свою очередь, подсоединяется к линии 7b регулирования подачи, с помощью которой осуществляется обратное движение. Следовательно, когда бурильный молоток подается вперед, контрольный клапан 27 остается в позиции, показанной на фигуре, соответственно, когда молоток втягивается, контрольный клапан меняет положение и одновременно переключает клапан 26 так, чтобы он сообщался с линией 12a подающего двигателя. На фигуре показан также второй предохранительный клапан 28, который подсоединен между линией 21 индикации давления и линией, ведущей к емкости 10 для гидравлической среды. В ситуации, показанной на фигуре, давление, существующее в линии 21, ниже максимально допустимого рабочего значения ударного давления, установленного во втором предохранительном клапане 28, который в этом случае не действует. По линиям индикации давления, идущим от клапана регулирования подачи, давление гидравлической среды, существующее в линии 12a подающего двигателя, может действовать на клапан 26 регулирования давления подачи, который, в свою очередь, соединяется с другой линией 12b подающего двигателя. Когда управляющее давление в линии 7a регулирования подачи превысит заданное предельное значение, ударное давление может возрасти. Соответственно, включается второй предохранительный клапан 28, ограничивающий ударное давление, когда оно возрастает, давлением подающего двигателя так, чтобы это давление не превышало заданное максимальное значение, при этом не допускается превышение давления, существующего в линии ударного давления, по причинам безопасности. Если при работах не случается ничего исключительного или, если не меняются условия, ударное давление постоянно должно иметь величину, установленную вторым предохранительным клапаном 28, а давление подачи подающего двигателя 3 должно быть ниже ударного давления на величину, определенную клапаном 20 перепада давления. На практике давление подающего двигателя меняется, поскольку меняется структура и твердость материала породы, которую бурят. Когда давление подачи уменьшается по какой-либо причине, например из-за подачи бура, происходящей быстрей, чем обычно, устройство может быть повреждено, если мощность ударов не будет меняться. Если по какой-либо причине давление подачи внезапно уменьшается, это может также вызвать уменьшение контрольного давления клапана 20, в результате чего соответственно уменьшится давление в линии 13 ударного давления ударного устройства, так что разница давлений останется постоянной даже в этом случае. Когда давление в линии 12a подающего двигателя снова возрастает, соответственно будет возрастать давление в линии ударного устройства.
На фиг. 4 проиллюстрированы кривые ударного давления и давления подачи, как функции времени в начале бурения, когда идет забуривание, и при продолжении обычного бурения. Здесь по вертикальной оси отсчитываются значения давлений, а по горизонтальной оси - время. Верхняя кривая A характеризует давление удара, т. е. давление гидравлической среды в линии 13 ударного давления, а нижняя кривая B характеризует давление подачи, т.е. давление гидравлической среды, идущей к подающему двигателю 3 по линии 12a. При начале бурения при времени, обозначенном на графике, как "0", установленное ударное давление в этот момент будет иметь так называемое полурабочую величину, например 100 бар (102 мкг/см2), которая будет сохраняться до окончания забуривания, обозначенного пунктирной линией. Давление подачи, в свою очередь, будет ниже ударного давления; в зависимости от усилий оно может изменяться пока управляющее давление в линии 7a давления подачи будет оставаться ниже заданного значения, т.е. включающего давления контрольного клапана 17. Когда скорость подачи возрастает, также возрастает давление в линии 7a регулирования подачи. Когда кончается забуривание, управляющий рычаг 6a поворачивается вперед в крайнее положение, чем обеспечивается превышение давления в линии 7a давления контрольного клапана 17. В этой ситуации включаются второй предохранительный клапана 28 и клапан 20 перепада давления, а ударное давление в линии 13 будет следовать за давлением подачи таким образом, чтобы между ними поддерживался постоянный перепад ΔP. . Если давление подачи падает ниже его максимального значения вследствие мягкости породы, полостей в ней или подобных факторов, как отражено на графике в зоне C, ударное давление, соответственно, последует за давлением подачи и будет вторым предохранительным клапаном 28, когда давление подачи будет снова возрастать. Когда бурение заканчивается, или, когда буровая штанга втягивается по некоторой другой причине путем отвода назад управляющего рычага регулятора 6 подачи, контрольный клапан 17 возвращается в положение, показанное на фиг. 1, а уплотнительный контрольный клапан 27 меняет положение так, что клапан 26 регулирования давления подачи включается между линиями 12a и 12b подающего двигателя в противоположном направлении, таким образом поддерживая давление в подающем двигателем 3 при желаемом значении.
Изобретение было описано и проиллюстрировано на фигурах только на примере, который никоим образом не ограничивает изобретение. В схеме переключений, показанной на фиг. 3, возможно использование так называемой антизаедающей автоматики таким путем, что одновременно будет устраняться эффект ограничения давления клапана 26 в линиях подающего двигателя 3. Это необходимо, когда буровая штанга имеет тенденцию к застреванию в скважине, и, чтобы вытянуть ее, требуется максимально возможное усилие. Это решение может быть реализовано просто путем соединения контрольного клапана с линиями 7a и 7b, с помощью которого они пересекаются друг с другом крестообразно. В случае заедания давление подачи переключается, таким образом, посредством этого контрольного клапана так, чтобы управлять клапаном 8 регулирования подачи в противоположном направлении в то время, как клапан 27 остается в положении, показанном на фигуре. Таким способом клапан 26 с обеих сторон соединяется с находящейся под давлением линией и поэтому не может влиять на давление, действующее на подающий двигатель. Для целей защиты обычно используются различные предохранительные клапана, и к устройству, в соответствии с настоящим изобретением, известным способом могут быть подсоединены запирающие и контрольные клапана, связанные с работой приводных средств, без влияния на изобретение и его работоспособность. Подобным образом может быть различными путями подсоединен контур подающего двигателя для управления устройством, в соответствии с изобретением. Например, когда давление вращающегося двигателя возрастает при застревании бура или по какой либо другой подобной причине, направление подачи подающего двигателя меняется на обратное с помощью отдельного клапана. Благодаря этому гидравлическая схема устройства работает подобным образом, как в случае, когда направление подачи изменяется на обратное с помощью регулятора 6 подачи.
Изобретение относится к горному делу и представляет устройство в гидроприводном бурильном оборудовании, содержащее подающий двигатель, ударное устройство и гидравлический насос для подачи гидравлической среды к подающему двигателю и ударному устройству, устройство содержит напорный контрольный клапан, управляемый сигналом регулирующего подачу клапана в начале бурения таким образом, что когда величина этого управляющего сигнала ниже заданного включающего значения, предохранительный клапан соединяется с линией ударного давления ударного устройства, а когда управляющий сигнал превышает включающее значение, контрольный клапан разъединяет предохранительный клапан с линией ударного давления и соединяет клапан перепада давления с указанной линией, что обеспечивает повышение эффективности бурения за счет упрощения управления процессом забуривания и непосредственно процессом бурения. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.
5 Устройство по п.4, отличающееся тем, что клапан (26) регулирования давления подачи подсоединен между линиями (12a, 12b) подающего двигателя.
US 4074771, 21.02.78 | |||
САМОХОДНАЯ БУРОВАЯ КАРЕТКА | 0 |
|
SU188425A1 |
Устройство для подачи и вращения бурового става | 1973 |
|
SU563491A1 |
Устройство управления бурильной машиной | 1980 |
|
SU1002559A1 |
Гидросистема бурильной машины | 1983 |
|
SU1118766A1 |
Гидравлическая бурильная машина | 1985 |
|
SU1353887A1 |
Гидравлическая бурильная машина | 1987 |
|
SU1472662A2 |
Гидравлическая бурильная машина | 1988 |
|
SU1535980A1 |
Гидравлическая бурильная установка | 1980 |
|
SU945416A1 |
Гидравлическое бурильное устройство | 1986 |
|
SU1434097A1 |
Гидравлическая бурильная машина | 1991 |
|
SU1803551A1 |
US 4074771 A, 21.02.78 | |||
US 4246973 A, 27.01.81. |
Авторы
Даты
1998-10-20—Публикация
1995-04-04—Подача