Изобретение относится к области испытания машиностроительных и строительных конструкций и может быть использовано при проведении лабораторного практикума по сопротивлению материалов.
Известен экспериментальный способ непосредственного определения критической силы при потере устойчивости стержня [1], заключающийся в закреплении стержня в опорных устройствах испытательной машины и постепенном нагружении до момента резкого искривления его оси, которое устанавливается по шкалам индикаторов-прогибомеров. Недостаток этого способа заключается в том, что момент перехода стержня от прямолинейного состояния в искривленное можно установить только приближенно из-за невозможности изготовления идеально прямого стержня и сложности его строгого центрального нагружения.
Известен также экспериментальный способ косвенного определения критической силы по приращению прогиба предварительно искривленного стержня, нагруженного продольной силой P [2] (способ Саусвелла), который заключается в нагружении стержня ступенчато возрастающей нагрузкой в несколько этапов (4 - 5 этапов), замерах приращения прогибов на каждом этапе нагружения и построении линейной графической зависимости
y = kx + b.
которая в этой задаче представляется в виде соотношения
y1/P = y1/Pкр + y0/Pкр,
где
y0 - начальный прогиб стержня;
y1 - дополнительный прогиб, возникающий за счет приложенной силы P [2],
Pкр - критическая сила.
Угловой коэффициент этой прямой связан с критической силой зависимостью k = 1/Pкр, по которой и находят величину Pкр.
Недостаток этого способа заключается в необходимости начального искривления стержня, проведения замеров прогибов на каждом этапе приращения нагрузки и графической интерпретации результатов эксперимента, что значительно увеличивает время проведения испытаний и их трудоемкость.
В основу изобретения поставлена задача снизить трудоемкость способа определения критической нагрузки для стержня с различными граничными условиями и сократить время проведения испытаний.
Решение поставленной задачи обеспечивается введением в технологическую процедуру испытаний операции вибрационного воздействия на стержень в режиме свободных колебаний (или резонанса) с целью определения собственных (резонансных) частот колебаний стерня для двух значений сжимающих нагрузок. По этим значениям частот определяется критическая нагрузка.
Известно [1] , что наименьшая критическая сила (эйлерова сила) Pкр при потере устойчивости стержня определяется по формуле
Pкр= π2EImin/(μl)2, (1)
где
E - модуль упругости материала;
Imin - минимальный момент инерции сечения стержня;
μ - коэффициент приведения рабочей длины стержня, зависящий от условий закрепления его концов;
l - длина стрежня.
В свою очередь, критическая сила центрально сжатого (или растянутого) стержня связана с его круговой частотой колебаний w следующей зависимостью [2, с. 66]:
ω = 2πf = Kπ2/l2(EImin/m)1/2(1-P/Pкр)1/2, (2)
где
f - частота колебаний стержня;
K - коэффициент пропорциональности, зависящий от вида граничных условий (для шарнирного опирания обоих концов стержня K = 1, для жесткого защемления одного конца и шарнирного опирания другого - K = (1,25)2, для жесткого защемления обоих концов - K = (1,5)2);
m - погонная масса стержня;
P - действующая на стержень внешняя нагрузка.
Запишем аналитические выражения для определения основной частоты колебаний заданного стержня в ненагруженном состоянии (ωo) и нагруженном состоянии, когда к нему приложена продольная сила P(ω1)
Разделим первое выражение на второе, возведя предварительно их в квадрат, и проведем необходимые при этом преобразования
Отсюда находим
Pкр= P(fo)2/[(fo)2-(f1)2]. (3)
Эта зависимость позволяет найти значение критической силы стержня всего по одной нагрузке, приложенной к нему, и частотам свободных колебаний стержня в ненагруженном и нагруженном состояниях.
На фиг. 1 приведена принципиальная схема реализации предлагаемого способа, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Указанная схема включает испытуемый стержень 1, закрепленный в опорных устройствах 2 испытательной машины (например, УМ-5); излучатель 3 и приемник 4 механических колебаний, установленные на противоположных гранях стержня в средней его части; блок приборов 5 для обработки параметров механических колебаний в электрических сигнал, соединенный на входе с излучателем 3 и приемником 4 механических колебаний, и на выходе с электронным осциллографом 6, отображающим амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) колебательного процесса испытуемого стержня.
В проводимых испытаниях были использованы следующие приборы и средства измерения;
- излучатель механических колебаний 3 - электродинамический вибровозбудитель колебаний типа 11075 (Роботрон);
- приемник механических колебаний 4 - пьезоэлектрический датчик ускорения типа КВ11 и КВ35А (Роботрон);
- блок приборов для обработки параметров механических колебаний, включающий в себя: усилитель колебаний - усилитель мощности типа LV-103 (Роботрон); цифровой вольтметр типа В7-27А; предварительный усилитель - измерительный усилитель типа М60Т (Роботрон); полосовой фильтр - октавный фильтр 01016 (Роботрон);
- электронный осциллограф 6 типа С1-83.
Практическая реализация способа осуществляется следующим образом (см. фиг. 1).
Стержень 1 закрепляют в опорных устройствах 2 испытательной машины. На боковые грани стержня в средней его части (в направлении его наименьшей жесткости на изгиб) закрепляют излучатель и напротив - приемник механических колебаний 4. Возбуждение поперечных колебаний в стержне 1 происходит путем подачи на излучатель 3 механических колебаний, преобразованных и усиленных из электрического сигнала в блоке приборов по обработке параметров электрического сигнала в механические колебания. Возбуждение свободных затухающих колебаний можно производить также с помощью механического удара. Колебания стержня 1 преобразовываются посредством приемника механических колебаний 4 в электрический сигнал, который обрабатывается в блоке приборов 5 и отображается на электронном осциллографе 6 в виде соответствующей осциллограммы.
Возбуждение колебаний производят дважды: до приложения продольной силы и после. В обоих случаях замеряют по осциллограммам (виброграммам) соответствующие частоты колебаний f0 и f1. Подставляя эти значения в формулу (3), находят значение критического усилия заданного стержня.
Пример реализации способа. Стальной прямолинейный стержень (E = 2 • 105 МПа) длиной l = 50 см, шириной b = 4 см и толщиной h = 0,3 см закрепляется в опорных устройствах испытательной машины по схеме шарнирного опирания обоих концов (см. фиг. 1). С помощью механического удара в ненагруженном стержне возбуждаются свободные поперечные колебания. По соответствующей осциллограмме установлена частота колебаний f0 = 0,86 Гц. Затем стержень нагружается продольной силой P = 300 H и в нем также возбуждаются свободные поперечные колебания, частота которых, определенная по соответствующей осциллограмме, равнялась f1 = 0,64 Гц.
По данным опыта с помощью выражения (3) находим
Теоретический расчет при μ = 1 дает следующий результат:
Расхождение значений составляет 5,21%.
Преимущества предлагаемого способа заключаются в следующем.
1. Количество этапов нагружения стрежня сокращается до одного.
2. Отпадает необходимость задания начального искривления стержня и графической интерпретации результатов эксперимента.
Таким образом, применение предлагаемого способа в лабораторном практикуме по сопротивлению материалов способствует сокращению времени проведения испытаний и снижению трудоемкости его выполнения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Ердаков В. И. , Минин Л.С. Лабораторный практикум по сопротивлению материалов. - М.: Высшая школа, 1961. - 190 с.; с 126 - 130.
2. Ердаков В. И. , Минин Л.С. Лабораторный практикум по сопротивлению материалов. - М.: Высшая школа, 1961. - 190 с.; с. 130 - 134.
3. Справочник по строительной механике корабля: Том 3. - Л.: Судостроение, 1982, - 317 с.; с. 66.
Способ предназначен для испытания машиностроительных и строительных конструкций и может быть использован при проведении лабораторного практикума по сопротивлению материалов. Стержень закрепляют в опорных устройствах испытательной машины и нагружают продольной силой. Возбуждают в стержне в направлении его наименьшей изгибной жесткости поперечные колебания на резонансной частоте в ненагруженном и нагруженном заданной продольной силой Р состояниях. Измерив частоты этих колебаний, критическую силу Pкр определяют по математической зависимости. Техническим результатом является снижение трудоемкости и сокращение времени проведения испытаний. 2 ил.
Способ определения критической силы при потере устойчивости стержня, заключающийся в закреплении стержня в опорных устройствах испытательной машины, его нагружении продольной силой и определении критической нагрузки, отличающийся тем, что в испытуемом стержне в направлении его наименьшей изгибной жесткости дважды возбуждают поперечные колебания на резонансной частоте в ненагруженном и нагруженном некоторой продольной силой P состояниях, измеряют эти частоты колебаний, а критическую силы Pкр определяют по формуле
Pкр = P(f0)2 / [(f0)2 - (f1)2],
где P - продольная сила, прикладываемая к стержню, по величине меньше критической;
f0, f1 - резонансные частоты колебаний закрепленного стержня соответственно в ненагруженном и нагруженном состояниях.
Ердаков В.И., Минин Л.С | |||
Лабораторный практикум по сопротивлению материалов | |||
- М.: Высшая школа, 1961, с.130-134 | |||
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖЕСТКОСТНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТА | 1991 |
|
RU2020456C1 |
US 3977242 A, 31.08.75. |
Авторы
Даты
1998-11-10—Публикация
1997-07-09—Подача