Предложение относится к средствам спасения при возникновении аварийной ситуации на летательном аппарате.
Широко известно индивидуальное средство спасения - купольный парашют со стропами, которые соединены с системой подвески (а.с. N 361554, 1972, кл. B 64 D 17/34).
Недостатком такого средства спасения является невозможность использования его на малой высоте, допустим 100 м.
Известно устройство спасательное для летательного аппарата, которое содержит парашют со стропами, соединенный с устройством, создающим тормозное усилие, и центрирующим устройством, соединенное тросами с летательным аппаратом при размещении его центра тяжести между точками крепления тросов, причем тормозное устройство выполнено в виде ракеты, а парашют служит для выведения самой ракеты, соединенной тросами с летательным аппаратом (патент США N 3721408, 1973, кл. B 64 D 45/04).
Недостатками известного спасательного устройства для летательного аппарата являются:
- нерегулируемость тормозного усилия при изменении массы летательного аппарата.
Техническим результатом предложения является устранение указанного недостатка, то есть получение регулируемого тормозного усилия при плавном его приложении.
Технический результат достигается тем, что спасательное устройство для летательного аппарата, включающее парашют со стропами, соединенный с устройством, создающим тормозное усилие и размещенным на летательном аппарате и центрирующее устройство, соединенное тросами с летательным аппаратом, при этом центр тяжести летательного аппарата расположен между точками крепления тросов, дополнительно центрирующее устройство снабжают втулкой, которая подвижно сопрягается с гибким тросом, пропущенным через нее и соединенным одним концом с стропами парашюта, а другим с устройством, создающим тормозное усилие, которое выполнено в виде шкива с регулируемым реверсивным приводом. Кроме этого, по крайней мере трос центрирующего устройства, который размещен впереди выполнен в виде поворотной штанги.
На фиг.1 представлено изменение взаимного положения летательного аппарата и устройства, создающего усилие торможения, выходным своим элементом - парашютом; на фиг. 2 - представлено положение всех элементов до приведения в действие (до возникновения аварийной ситуации); на фиг. 3 - разрез по A-A; на фиг. 4 - графическое представление изменение скоростей и их зависимость от усилия.
Летательный аппарат 1 на верхней части фюзеляжа 2 имеет откидную крышку 3 на шарнире 4. Крышка 3 удерживается в закрытом положении поворотным рычагом 5 с приводом поворота. Крышка 3 имеет пружину 6. Под крышкой 3 размещен парашют 7 со стропами, парашют опирается на втулку 8, которая шарнирно соединена с тросами 9, 10 через шарнир 11. Трос 9 - поворотная штанга, трос 10 - гибкий. Стропы парашюта 7 соединены тросом 12 со шкивом 13, который через муфту 14 соединен с регулируемым и реверсивным приводом 15. На крышке 3 имеется выступ 16, на который опирается частично парашют 7 в собранном виде.
Действует спасательное устройство для летательного аппарата следующим образом.
При возникновении аварийной ситуации пока позволяет планирование снижают скорость летательного аппарата. Если летательный аппарат переходит в пикирование, то сразу же поворачивают рычаг 5, крышка 3 откидывается под действием пружины 6 и выступ 16 выбрасывает парашют 7, который принимает рабочее положение и начинает вытягивать трос 12 через втулку 8. Трос 9 совместно с втулкой 8 поворачивается, и трос 10 свободен. По мере снижения скорости летательного аппарата 1 и его разворота до горизонтального положения (если он падал вертикально) парашют 7 будет перемещаться из положения А в положение Б с выборкой троса 12, который постепенно тормозится движителем 15, затем скорости выравниваются, тросы 9, 10 занимают положение под углом к поверхности фюзеляжа и удерживают это положение за счет давления на втулку 8 за счет смещения центра тяжести. Поэтому необходимо, чтобы центр тяжести был бы сдвинут относительно рабочего положения втулки 8 назад к месту крепления троса 10. Это позволит тросу 10 быть в натянутом состоянии при спуске, когда горизонтальная составляющая скорости равна нулю. Затем начинают наматывать трос 12 на шкив 13 от привода 15 постепенно увеличивая скорость сближения парашюта 7 и летательного аппарата 1. Весь этот процесс хорошо виден на фиг. 4.
На участке 1 происходит свободная выдача парашюта 7 на тросе 12 усилие (зона 4) мало, а скорости падения и выхода парашюта растут. После закрепления парашюта 7 скорости выравниваются, а усилие тормозное растет (зоны 2, 5). Затем, скорость приближения парашюта к летательному аппарату растет (зона 3), усилие торможения резко возрастает, а скорость падения (спуска) начинает падать (зона 6) до любого значения, вплоть до нуля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1997 |
|
RU2121945C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2128602C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2121942C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130871C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130861C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130872C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2111148C1 |
СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2111153C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2096272C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ АВАРИИ ВБЛИЗИ ПОСАДОЧНОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 1997 |
|
RU2130875C1 |
Используется в авиации. Устройство позволяет плавно тормозить опускание аппарата с возможностью его приземления со скоростью, близкой к нулевой. На летательном аппарате расположен шкив с реверсивным приводом, на который наматывается трос, на другом конце которого закреплен парашют. За счет втягивания троса, пропущенного через центрирующее устройство осуществляется втягивание парашюта, что увеличивает его аэродинамическое сопротивление. В результате улучшаются условия спуска летательного аппарата на землю в случае аварии. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
US 3721408, 20.03.73 | |||
ВСЕСОЮЗНАЯ I | 0 |
|
SU361554A1 |
Авторы
Даты
1998-11-20—Публикация
1997-08-05—Подача