Изобретение относится к области двигателестроения и эксплуатации транспортных средств, а конкретно к устройствам для поддержания теплового режима и предпускового подогрева двигателя, а также отопления кабины водителя и салона транспортного средства при отрицательных температурах окружающего воздуха.
Известен предпусковой подогреватель двигателя внутреннего сгорания (см. а.с. СССР N 1035270, F 02 N 17/02, публ. 1983 г.), содержащий котел с камерой сгорания, насос подачи топлива к форсункам камеры сгорания, вентилятор подачи воздуха в камеру сгорания с входным патрубком и насос прокачки охлаждающей жидкости, размещенные на валу электродвигателя и магистраль отвода продуктов сгорания.
Известен подогреватель для предпускового подогрева двигателя внутреннего сгорания, ближайший по технической сущности к заявляемому и принятый за прототип (см. патент СССР N 465800, F 02 N 17/04, публ. 1975 г.), содержащий устройство воспламенения и подачи топлива, системы подвода воздуха и охлаждающей жидкости, теплообменник с центральной камерой сгорания, выполненный в виде двух коаксиальных цилиндров, электронагреватель топлива.
Недостатком известного предпускового подогревателя является низкая надежность запуска в условиях резко отрицательных температур окружающей среды, недостаточно высокая эффективность сгорания топлива и повышенное содержание окислов азота (NOx) в выхлопных газах.
Задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является повышение надежности запуска двигателя внутреннего сгорания в условиях резко отрицательных температур окружающей среды, повышение эффективности сгорания топлива и снижение выхода вредных веществ (например NOx).
Поставленная задача решается тем, что в предпусковом подогревателе двигателя внутреннего сгорания, содержащем камеру сгорания с форсунками и теплообменник, системы подвода воздуха, охлаждающей жидкости и топлива, электронагреватель топлива, камера сгорания снабжена предкамерой с закрытым фронтовым устройством, и отверстиями подвода воздуха в первичную зону предкамеры, камера сгорания и предкамера снабжены корпусом с образованием общей воздушной полости, внутри которой вокруг предкамеры установлен электронагревательный элемент, а патрубок подвода воздуха расположен на корпусе между камерой сгорания и предкамерой. Форсунки камеры сгорания выполнены хордальными и пространственно ориентированы по потоку под углом 45o к оси подогревателя. Кроме того, в выходном сечении предкамеры установлен стабилизатор пламени.
На фиг. 1 представлен продольный разрез предпускового подогревателя двигателя внутреннего сгорания.
На фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1.
Предпусковой подогреватель двигателя внутреннего сгорания содержит камеру сгорания 1 с форсунками 2 и отверстиями для подвода воздуха 3, теплообменник 4 типа "газ-жидкость", камера сгорания 1 снабжена предкамерой 5 с закрытым фронтовым устройством и отверстиями 6 подвода воздуха в первичную зону предкамеры 5. Камера сгорания 1 и предкамера 5 снабжены корпусом 7 с образованием общей воздушной полости 8, внутри которой вокруг предкамеры 5 установлен электронагревательный элемент 9. Патрубок 10 подвода воздуха в полость 8 расположен на корпусе 7 между камерой сгорания 1 и предкамерой 5. Форсунки 2 камеры сгорания 1 расположены на переднем диффузорном участке камеры сгорания 1 и выполнены хордальными и пространственно ориентированы по потоку под углом 45o к оси подогревателя. Кроме того, в выходном сечении предкамеры 5 на входе в камеру сгорания 1 установлен стабилизатор пламени 11. В передней глухой стенке предкамеры 5 установлены топливная форсунка 12 и свеча зажигания 13.
Предпусковой подогреватель содержит электронагреватель топлива (не показан).
Теплообменник 4 расположен за камерой сгорания 1 и имеет двухходовую схему движения охлаждающегося газа (продуктов сгорания) и одноходовую схему движения охладителя (жидкости).
Система подвода воздуха включает вентилятор подачи воздуха (не показан).
Система подачи топлива включает насос подачи топлива с трубопроводами (не показаны).
Система подвода охлаждающей жидкости включает насос прокачки охлаждающей жидкости (не показан).
Насос подачи топлива, вентилятор подвода воздуха и насос прокачки охлаждающей жидкости приводятся в действия электродвигателем и представляют собой единый насосный агрегат.
Работает предпусковой подогреватель двигателя внутреннего сгорания следующим образом.
При запуске двигателя внутреннего сгорания в условиях резко отрицательной температуры окружающей среды и при наличии электрической энергии (например, аккумуляторов) включают насос подачи топлива с электронагревателем топлива, включают электронагревательный элемент 9 и вентилятор подвода воздуха. Сильно охлажденный воздух поступает в патрубок подвода воздуха 10, который расположен на корпусе 7 между камерой сгорания 1 и предкамерой 5 и подается в полость 8, в которой часть воздуха обтекает электронагревательный элемент 9, расположенный вокруг предкамеры 5, а часть непосредственно поступает в камеру сгорания через отверстия 3.
Воздух, обтекающий электронагревательный элемент 9, нагревается и поступает через отверстия 6 в первичную зону предкамеры 5. Одновременно осуществляется прогрев стенок предкамеры 5, что также улучшает работу предпускового подогревателя. Через форсунку 12 в разогретую предкамеру подается топливо и осуществляется запуск свечей зажигания 13.
Процесс горения в предлагаемом предпусковом подогревателе двигателя внутреннего сгорания осуществляется в две стадии - в предкамере 5 (первичная зона циркуляции) и в основной камере сгорания 1 (вторичная зона циркуляции).
Вторичная зона циркуляции, т.е. основная камера сгорания 1, вступает в работу вслед за первичной зоной (предкамерой). Продукты сгорания из предкамеры 5 подаются в основную камеру сгорания 1, куда через форсунки 2 впрыскивается дополнительное топливо, а через отверстия 3 поступает вторичный воздух.
Наличие двух циркуляционных зон (в предкамере 5 и в основной камере сгорания 1) улучшает условия перемешивания и увеличивает время пребывания, что повышает эффективность горения.
В то же время для уменьшения количества образующихся при горении окислов азота NOx температура в зонах циркуляции может поддерживаться на невысоком уровне.
Форсунки 2 камеры сгорания 1 выполнены хордальными и пространственно ориентированы по потоку под углом 45o к оси подогревателя, что обеспечивает качественное смешение и равномерно заполнение истекающими струями топлива поперечного сечения камеры сгорания 1.
Кроме того, для обеспечения устойчивого горения в камере сгорания 1 на выходе из предкамеры 5 может быть установлен стабилизатор пламени 11.
Высокотемпературные продукты сгорания обтекают теплообменник 4 с поворотом газа на 180o. Охлаждающая жидкость насосом под давлением подается в теплообменник 4, проходит по концентричным полостям, нагревается от стенок теплообменника. Нагретая жидкость циркулирует в системе охлаждения двигателя, обеспечивая предпусковой нагрев двигателя внутреннего сгорания, а также отопление кабины водителя и салона транспортного средства.
Таким образом, предлагаемый предпусковой подогреватель двигателя внутреннего сгорания за счет дополнительного подогрева поступающего в камеру сгорания 1 воздуха и одновременного подогрева предкамеры 5 осуществляет быстрый и надежный запуск как самого подогревателя, так и двигателя внутреннего сгорания автотранспортного средства.
Одновременно организация двухзонного горения способствует повышению эффективности сгорании топлива и снижению содержания в выхлопных газах вредных веществ, в частности NOx.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОВАЯ ГОРЕЛКА | 1995 |
|
RU2100699C1 |
ГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1995 |
|
RU2106574C1 |
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА В ПОТОКЕ ВОЗДУХА | 1994 |
|
RU2064634C1 |
ГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2118755C1 |
ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2226618C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2023196C1 |
СИСТЕМА ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2041382C1 |
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЕНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ ПЛАМЕНИ НА ТЕПЛООБМЕННОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ТЕПЛООБМЕННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА И СЕКЦИЯ ТЕПЛООБМЕННИКА | 1998 |
|
RU2137037C1 |
ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ | 2023 |
|
RU2797331C1 |
ПРЕДПУСКОВАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2013 |
|
RU2554687C2 |
Изобретение относится к двигателестроению и эксплуатации транспортных средств, а конкретно к устройствам для поддержания теплового режима и предпускового подогрева двигателя, а также отопления кабины водителя и салона транспортного средства при отрицательных температурах окружающего воздуха. Предпусковой подогреватель двигателя внутреннего сгорания содержит камеру сгорания с форсунками и отверстиями для подвода воздуха, теплообменник. Камера снабжена предкамерой и общим наружным корпусом. Вокруг предкамеры в воздушной полости установлен электронагревательный элемент. Патрубок подвода воздуха в общую воздушную полость расположен на корпусе между камерой сгорания и предкамерой. Форсунки расположены на переднем диффузорном участке камеры сгорания и выполнены хордальными и пространственно ориентированы по потоку под углом 45o к оси подогревателя. В выходном сечении предкамеры на входе в камеру сгорания установлен стабилизатор. Технический результат: быстрый и надежный запуск как подогревателя, так и самого двигателя, а также снижение содержания в выхлопных газах вредных веществ. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
SU, 1035270, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
SU, 465800, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1998-11-20—Публикация
1996-05-29—Подача