Изобретение относится к судоходству, в частности к ледокольным средствам в портовом хозяйстве.
Известны способы продления навигации в замерзающих речных и озерных портах путем механического воздействия на лед с целью его разрушения для проводки через ледовое поле караванов или отдельных судов.
Для проводки отдельных судов применение специальных типовых ледоколов дорого, поэтому на практике прибегают к использованию для этой цели буксиров, оснащаемых подвесными или приставными устройствами. Известно устройство для разрушения льда (а.с. СССР N 359192, B 22 B 35/08), содержащее сопла, установленные с каждого борта. По этим соплам к местам соприкосновения корпуса судна со льдом подается смесь горячего пара и воздуха, плавящая лед, в результате чего вырезанная таким способом из ледяного поля полоса льда легко дробится корпусом буксира.
Недостаток такого устройства усматривается в необходимости дополнительного, специального и дорогого оборудования и является весьма энергоемким.
Такие же недостатки отмечаются и в решении разрушать лед с помощью мощных маховиков, устанавливаемых на носу судна-буксира ("Изобретатель и рационализатор", N 5, 1971, с. 9).
Более прогрессивным и перспективным решением в части снижения энергоемкости процесса разрушения льда при проводке отдельных судов является устройство "Толкаемая ледокольная приставка" (а.с. СССР, N 310837, B 63 B 35/08), выполненная в виде понтона, снабженного балластными емкостями. По его днищу у ботов установлены полозья, а в диаметральной плоскости смонтирован резец в виде вертикально расположенной полосы. Понтон выталкивается буксиром на лед и последний при этом разрушается.
Описание работы этого устройства в натурных условиях приведено в "ИР" N 6 за 1973 г., с. 12.
Принимая решение по а.с. N 310837 в качестве прототипа, отмечаются два недостатка.
Первый - необходимость в многотонном понтоне, что удорожает работы по показателю металлоемкости.
Второй - нерациональная схема воздействия на ледяное поле, что приводит к снижению коэффициента полезного действия буксира.
Задачей предлагаемого технического решения является снижение стоимости работ по проводке отдельных судов через ледовое поле за счет исключения необходимости в многотонном понтоне и повышение коэффициента полезного действия буксира за счет рациональной схемы воздействия ледокольной приставки на лед.
Поставленная задача решается следующим образом.
В известной приставке к буксиру, содержащей резец-нож и полозья, приставка выполнена в виде клинового отвала, закрепленного на носу буксира с помощью бампера, причем нижняя часть отвала, на гребне которого укреплен резец-нож, расположена под ледовым полем, а полозья, которыми приставка опирается на дневную поверхность ледового поля, жестко закреплены на концах поперечной балки, сочлененной с передними концами двух коромысел, которые своими средними частями шарнирно соединены с бампером, а задними концами соединены с тем же бампером с помощью винтовых распорок.
При таком выполнении ледокольной приставки, когда ледовый пласт, нагружаясь через резец-нож массы буксира снизу, фиксируется двумя полозьями сверху, ледовый пласт разрушается по схеме многопролетной балки, нагруженный сосредоточенной силой в середине пролета, т.е. в месте контакта его с резцом-ножом, и реакциями опор в местах контакта с ними полозьев, в опасных сечениях, ослабленных резцом-ножом и заточенными полозьями. При движении буксира срабатывает эффект клина, при котором напорное усилие буксира будет минимальным, что позволяет увеличить скорость проходки, в результате чего достигается повышение коэффициента полезного действия буксира.
На фиг. 1 показана ледокольная приставка к буксиру, вид сбоку; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид по стрелке "Б" на фиг. 1.
Ледокольная приставка содержит бампер 1, жестко закрепленный на носу буксира 2, клиновой отвал 3, сочлененный с бампером 1, резец-нож 4, жестко укрепленный на гребне клинового отвала 3, два коромысла 5, каждое из которых своей средней частью с помощью шарнира 6 соединено с бампером 1, две винтовых распорки 7, концы которых шарнирно соединены с задними концами коромысел 5 и бампером 1, поперечную балку 8, жестко соединенную с передними концами коромысел 5 и двух полозьев 9, жестко закрепленных на концах поперечной балки 8.
Прокладка канала в ледовом поле с помощью ледокольной приставки осуществляется следующим образом.
На исходной позиции бункера 2, который находится в заранее приготовленной майне, отвал 3 заводится под кромку ледового поля 10, после чего с помощью винтовых распорок 7 полозья 9 опускаются на ледовую поверхность и нагружают лед частью массы буксира 2.
При движении буксира 2 в сторону ледового поля 10 заточенные полосы 9 оставляют за собой две борозды на расстоянии друг от друга, равном ширине прохода, и, когда резец-нож 4 начинает нагружать ледовую корку снизу, то последняя ломается по бороздам, оставленным полозьями 9, и над резцом-ножом 4. Клиновой отвал отводит взломанный лед в стороны под ледовую целину.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2012 |
|
RU2508224C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ НАЛЕДИ НА ДОРОЖНОМ ПОКРЫТИИ | 2003 |
|
RU2228992C1 |
Устройство для повышения ледовых качеств судна | 2015 |
|
RU2619974C2 |
БУЛЬДОЗЕР | 1999 |
|
RU2174573C2 |
ТОЛКАЕМАЯ ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА | 1971 |
|
SU310837A1 |
ТОЛКАЕМАЯ БУКСИРОМ-ТОЛКАЧОМ ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2013 |
|
RU2549738C1 |
МАШИНА ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ОТ КУСТАРНИКА | 2000 |
|
RU2178479C2 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1940 |
|
SU58750A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕЛЕЖКАМИ ЛОКОМОТИВА В КРИВЫХ УЧАСТКАХ ПУТИ | 1997 |
|
RU2119437C1 |
ЩЕБНЕОЧИСТИТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2178474C2 |
Изобретение относится к ледокольным средствам и предназначено для проводки отдельных судов в ледовых полях рек и озер. Ледокольная приставка содержит бампер, укрепленный на носу буксира, клиновой отвал с резцом-ножом, закрепленным на гребне отвала, нижняя часть которого заводится под кромку ледового поля, и полозья, закрепленные на поперечной балке, связанной с бампером с помощью двух коромысел с возможностью передачи на лед части массы буксира. Достигается снижение затрат на работу речных и озерных портов при проводке отдельных судов через ледовые поля за счет компактности оборудования и повышения скорости прокладки трассы. 3 ил.
Ледокольная приставка к буксиру, содержащая резец-нож и полозья, отличающаяся тем, что она выполнена в виде клинового отвала, закрепленного на носу буксира с помощью бампера, причем нижняя часть отвала, на гребне которого укреплен резец-нож, расположена под ледовым полем, а полозья жестко закреплены на концах поперечной балки, сочлененной с передними концами двух коромысел, которые своими средними частями шарнирно соединены с бампером, а задними концами соединены с тем же бампером с помощью винтовых распорок.
SU, 310837, 09.08.71 | |||
SU, 359192, 21.09.72 | |||
SU, 895799, 07.01.82 | |||
US, 4276845, 07.07.81 | |||
GB, 1244821, 02.09.71. |
Авторы
Даты
1998-11-27—Публикация
1998-01-05—Подача