СПОСОБ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ МАСЛА Российский патент 1998 года по МПК C10G33/06 C10G31/10 C10G31/06 

Описание патента на изобретение RU2123027C1

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при обезвоживании обводненных моторных масел, содержащих присадки, а также других масел.

Известен способ обезвоживания масел путем отстаивания воды при нагреве масла до 80oС (Правила технической эксплуатации нефтебаз. - М.: Недра, 1986; авт. св. СССР N 1260387, кл. С 10 G 33/06, 1988). В результате седиментации вода отстаивается и затем сливается из резервуара через патрубок нижнего слива.

Недостатки этого способа следующие.

Растворенную воду в масле, находящуюся в масле в мономолекулярном состоянии, удалить невозможно.

Эмульсионная вода в масле, образующаяся в результате конденсации выделяющейся растворенной в масле воды при снижении температуры, а также в результате механического дробления отстойной воды в насосах, имеющая размер частиц несколько микрон и менее, также практически не удаляется. К минеральным и синтетическим маслам с целью улучшения или сохранения на длительный срок их эксплуатационных свойств добавляют присадки - вязкостные, депрессорные, антикоррозионные, антиокислительные, моющие, противоизносные и другие. Общее количество присадок, содержащихся в масле, в зависимости от его марки достигает 5-7% и более.

Например, в составе масла М-8В по данным находится следующая композиция присадок: 4% ВНИИ НП-360, 2% ПМС, 0,9% ДФ-11, 1-1,5% АФК и 0,003% ПМС-200А (Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник. Под редакцией Н. Г. Пучкова. - М.: Химия, 1971). Общее содержание присадок от 7,9 до 8,4%. Некоторые из присадок растворимы в воде, другие являются типичными поверхностно-активными веществами для системы масловода. В присутствии воды в масле происходит образование коллоидных систем, гидратация присадок, образование мицелл, состоящих из воды, присадок и масла.

Связанная таким образом вода приобретает свойства, отличные от свободной воды, и удалить ее способом отстаивания невозможно. В то же время количество связанной воды в масле может быть превосходящим по сравнению с эмульсионной и свободной водой.

Известен способ очистки водопоглощающего масла и сосуд для его очистки и хранения (Патент Японии N 1-10830С, кл. С 10 G 177/00; 105/40, 107/34, 1989). Для этого масло приводят в контакт с цеолитом, имеющим диаметр частиц 0,1-10 мкм, например молекулярным ситом 3А или 4А. Смазочное масло приводят в контакт с цеолитом, находящимся в микропористом мешке, и выдерживают в сосуде при 15-40oС в течение от 5 ч до 1 мес. Недостатки этого метода следующие: необходима утилизация обводненного цеолита, невозможность удаления воды, находящейся в масле в связанном виде, т.е. в виде кристаллогидратов.

Способ обезвоживания извлекаемого масла и устройство с продувочным барабаном для испарения воды заключается в испарении воды из масла при температуре выше температуры точки росы воды в барабане (Патент США N 5223-152, кл. С 10 G 33/00, 1993). Таким образом можно испарить чисто эмульсионную воду и воду, растворенную в масле, но невозможно удалить кристаллизационную связанную воду.

Способ обезвоживания битума заключается в нагреве битума до температуры не ниже температуры кипения содержащейся в ней воды (авт. св. СССР N 1273376, кл. С 10 G 33/00, 1985). Способ термического обезвоживания битума заключается в испарении влаги из смеси обводненного и обезвоженного битумов в присутствии добавки поверхностно-активного вещества (авт. св. СССР N 1747467). Смесь перемешивают при температуре 100-150oС. Указанными способами невозможно удалить воду из масла без существенного ухудшения качества моторного масла при длительном нагреве его до температуры 150oС.

Способ разрушения эмульсии типа вода в масле относится к обезвоживанию и обессоливанию эмульсии типа "вода в масле" в сильных электрических полях (авт. св. CCCР N 1353802, кл. С 10 GG 33/02, В 01 D 17/06, 1986). Этот способ применяют для удаления воды из масел, присадки в которых отсутствуют или находятся в небольшом количестве.

Другие способы удаления воды из масел и нефтепродуктов предусматривают использование летучего углеводорода (патент США N 4762609, кл. С 10 G 33/00, 1988), углеводородного разбавителя (авт. св. СССР N 1609824, кл. С 10 G 33/04, 1988) и деэмульгатора (авт. св. СССР 1397473, кл. С 10 G 33/04, 1986, N 1361169, кл. С 10 G 33/00, 1986, N 1288617, кл. С 10 G 33/004, 1984, N 1273384, кл. С 10 G 34/04, 1984), подщелачивающего средства и углеводородного разбавителя (патент США N 4466885, кл. C 10 G 33/04, 1984, других химических соединений (патент США N 4477337, кл. С 10 G 33/04, 1984). Недостатки указанных способов применительно к моторным маслам заключаются в том, что в состав масел вводятся химические соединения, которые могут изменить характеристики масел.

Известен способ очистки обработанных масел от воды и легких фракций по авт. св. СССР N 1616980, кл. С 10 М 175/02, 1988 - прототип. Исходное масло предварительно диспергируют с водой и контактируют в циклонной камере с продуктами сгорания топливно-воздушной смеси. Обрабатываемое масло подают через форсунку, обеспечивающую средний размер капель масла около 600 мкм. Температура подаваемого масла 20oС, содержание воды в экспериментах 2%, температура вспышки 100oС. Изменяя расход топлива от 23,3 до 26,6 кг на тонну масла, расход дополнительной воды от 240 до 120 л/ч, при подаче масла в количестве 600 л/ч получены следующие соответствующие характеристики очищенного масла: температура очищенного масла изменялась от 117 до 175oС, температура парогазовой смеси изменялась от 190-220 до 350oС, вода в масле отсутствовала, температура вспышки изменялась от 140 до 196oС. Недостатки этого метода следующие. Исходное масло предварительно диспергируют с водой, поэтому и часть присадок растворяется в воде. В циклонной камере растворенные в воде присадки могут уходить вместе с парогазовой смесью. При достижении температуры вспышки 196oС, что свидетельствует о практически полном удалении из масла легких фракций и воды, температура парогазовой смеси равна 350oС. При такой температуре химический состав масла может изменяться вследствие его окисления.

Целью изобретения является разработка способа удаления воды из обводненных масел, содержащих присадки, и в первую очередь удаление воды из обводненных моторных масел.

Это достигается тем, что обводненное масло, содержащее присадки, нагревают до температуры 65-70oС и затем его центрифугируют на сепараторной маслоочистительной установке ПСМ 2-4 (Установка передвижная маслоочистительная ПСМ 2-4. Паспорт 08.00.00.00=04 ПСМ. - М.: Внешторгиздат, 1991), работающей в режиме пурификации. Частота вращения барабана сепаратора 110 с-1 (6600 об/мин), диаметр барабана 346 мм, количество разделительных тарелок 78. При центрифугировании в результате больших сдвиговых напряжений изменяется состояние коллоидной системы - мицеллы разрушаются, гидратированная вода выделяется в чистом виде. Масло, прошедшее центрифугирование на тарельчатом сепараторе, нагревают до температуры испарения воды. При нагревании масла с постоянной скоростью температура масла в начале линейно растет до температуры около 100oС, затем при достижении температуры 105-108oС она остается постоянной несмотря на дальнейший нагрев масла. В этом случае тепло, подводимое к маслу, затрачивается на испарение воды. Нагрев производят до тех пор, пока содержание воды не будет отвечать требованиям на масло. Осуществляется способ следующим образом. В резервуаре, имеющем нагреватели, например пароподогреватели, масло нагревают до 65-70oС, и донный сливной патрубок соединяют трубой или шлангом с входным патрубком сепаратора. Масло обрабатывают при температуре 65-70oС на тарельчатом сепараторе и направляют в свободный резервуар с нагревателем или в исходный резервуар на рециркуляцию. После обработки масла на сепараторе масло греют, при этом верхний люк резервуара открыт для удаления паров воды. Воду испаряют путем нагрева масла. В ходе испарения воды масло анализируют на содержание воды и другие показатели. При достижении требуемых результатов по содержанию воды нагрев выключают.

Указанным способом было обезвожено 1000 кг моторного масла М8В. Исходное содержание воды в масле, определенное методом Дина-Старка, было 0,25%. Масло было непрозрачным, светло-коричневого цвета.

После нагрева до 70oС масло было обработано на сепараторе-маслоочистителе ПСМ2-4 в режиме пурификации при атмосферном давлении. В процессе центрифугирования из масла было выделено 5 л воды, что составляет 0,5% от исходного обводненного масла. Содержание воды в масле, определенное методом Дина-Старка, стало равным 0,3%. Указанные результаты по воде свидетельствуют о том, что при центрифугировании на сепараторе связанная вода превращается в свободную воду, воду в виде мелкодисперсных капель. Часть выделившейся воды удаляет сепаратор. Исходное масло имело светло-коричневый цвет, но на вид непрозрачное. После обработки на сепараторе цвет изменился на желтый, на вид масло также осталось непрозрачным.

После этого включили пароподогреватели, расположенные в донной части. Температура поверхности пароподогревателя была 150oС. Температура масла поднялась до 105oС, колебание температуры было в пределах 103-108oС. Масло грели до тех пор, пока содержание воды в масле не стало ниже 0,03% - следы воды. Видимое испарение воды началось при 90oС.

После обработки масла путем нагрева до 105oС масло по внешнему виду изменилось - оно стало прозрачным и приобрело цвет, характерный для масла М8В.

Исходное обводненное масло М8В и то же масло, обработанное на сепараторе-маслоочистителе без последующего нагрева до 105oС, подвергалось дополнительным испытаниям.

На чертеже приведена зависимость температуры исходного обводненного масла М8В от времени при постоянной скорости нагрева, а также того же масла после центрифугирования на сепараторе ПСМ2-4 в режиме пурификации. Опыты проводились следующим образом. 400 г масла, налитые в однолитровый химический стакан, грели на электроплитке, не изменяя мощность нагревателей. Одновременно измерялась температура масла для определения зависимости температуры от времени. Из чертежа видно, что при нагреве исходного обводненного масла на кривой наблюдаются две площадки - первая при температуре 168-166oС, вторая при температуре 200oС. Очевидно при этих температурах измерений происходит распад мицелл и кристаллогидратов с выделением свободной воды. При испарении воды тепло затрачивается на ее испарение, и температура масла не растет. После центрифугирования масла на тарельчатом сепараторе зависимость имеет другой вид. Температура масла выше 108oС длительное время не поднимается - идет испарение воды. Вода образуется при разрушении мицелл и кристаллогидратов при сильных сдвиговых напряжениях, возникающих в масле при обработке в тарельчатой центрифуге сепаратора - маслоочистителя ПСМ 2-4.

Предлагаемый способ может быть промышленно применен в различных отраслях народного хозяйства, например, в нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, нефтехимической и других отраслях промышленности.

Похожие патенты RU2123027C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЧИСТКИ МОТОРНОГО МАСЛА 1997
  • Кузьминов В.М.
  • Колодяжный В.Г.
  • Низьев О.Г.
  • Юдин В.И.
  • Руденко А.И.
  • Вишнивецкий И.Я.
  • Филина Т.В.
RU2122562C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ МАЗУТНОГО ШЛАМА 1997
  • Кузьминов В.М.
  • Колодяжный В.Г.
  • Низьев О.Г.
  • Юдин В.И.
  • Руденко А.И.
  • Вишнивецкий И.Я.
RU2122564C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОГО ОБЕЗВОЖИВАНИЯ МАЗУТА 1997
  • Кузьминов В.М.
  • Колодяжный В.Г.
  • Юдин В.И.
  • Вишнивецкий И.Я.
  • Руденко А.И.
RU2127298C1
СПОСОБ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ МАСЛА 2000
  • Низьев О.Г.
  • Удод С.И.
  • Низьев И.Г.
  • Вишнивецкий И.Я.
RU2164528C1
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ 1999
  • Французов В.К.
  • Эстрин Р.И.
  • Лунин В.В.
  • Торховский В.Н.
  • Лихтерова Н.М.
  • Баранов Е.С.
  • Прокопьев И.А.
  • Чулков И.П.
  • Поляков С.Ю.
RU2156272C1
ПРИСАДОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПРИГОДНАЯ ДЛЯ ПРИДАНИЯ АНТИСТАТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НЕЖИВОМУ ОРГАНИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ И УЛУЧШЕНИЯ ЕГО ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ 2008
  • Поссельт Дитмар
  • Мэлинг Франк-Олаф
  • Ланге Арно
  • Винкие Аня
  • Корманн Клаудиус
RU2462504C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИДРОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ 2001
  • Авзалов А.Ф.
  • Логинов Н.В.
  • Нехаев Н.Н.
  • Павлов А.А.
RU2203490C2
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ ЭКСТРАКЦИЕЙ РАСТВОРИТЕЛЯМИ 2002
  • Ангуло Арамбуру Херонимо
RU2288946C2
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННОГО МОТОРНОГО МАСЛА ОТ СУСПЕНЗИРОВАННЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ И ВОДЫ 1991
  • Ахметкалиев Рыскали Бактыгереевич
RU2015160C1
СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ ОБВОДНЕННОГО МАСЛА 2003
  • Волкова Г.И.
  • Солодова Т.А.
  • Иванов В.Г.
  • Пеньков К.Ю.
  • Аметов В.А.
RU2242498C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ОБЕЗВОЖИВАНИЯ МАСЛА

Изобретение откосится к нефтяной промышленности и может быть использовано для очистки от воды моторных и других масел. Для обезвоживания обводненных моторных масел нагретое до 65-70oС масло центрифугируют на тарельчатом сепараторе и затем собранное в открытом резервуаре масло снова нагревают до температуры 100-108oC до достижения заданного содержания воды в масле. Предложенный способ значительно проще и эффективней известных. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 123 027 C1

Способ обезвоживания масла при нагревании, отличающийся тем, что нагретое до температуры 65-70oС обводненное масло центрифугируют на тарельчатом сепараторе и затем собранное в открытом резервуаре масло нагревают до температуры 100-108oС в течение времени до достижения заданного содержания воды в масле.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2123027C1

Способ очистки отработанных масел от воды и легких фракций 1988
  • Архипов Юрий Петрович
  • Готовкин Борис Данилович
  • Слабкий Владимир Александрович
  • Степашин Владимир Дмитриевич
SU1616980A1
Способ обезвоживания битума 1985
  • Фурман Михаил Айзикович
SU1273376A1
Способ термического обезвоживания битума 1990
  • Акназарова Татьяна Николаевна
SU1747467A1
Устройство для деэмульгации нефти 1985
  • Спиридонов Юрий Александрович
  • Сотников Виталий Гаврилович
  • Галицкий Юрий Яковлевич
  • Галицкая Валентина Алексеевна
  • Спиридонов Михаил Юрьевич
  • Зингер Михаил Иосифович
  • Мухаметзянов Ульфат Касимович
SU1347094A1
US 4498958, 1985.

RU 2 123 027 C1

Авторы

Кузьминов В.М.

Колодяжный В.Г.

Юдин В.И.

Вишнивецкий И.Я.

Руденко А.И.

Даты

1998-12-10Публикация

1997-07-07Подача