ВАГОН-ЦИСТЕРНА Российский патент 1998 года по МПК B61D5/06 

Описание патента на изобретение RU2123444C1

Предлагаемое изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано при создании железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки широкого ассортимента различных грузов (пищевых продуктов, кислот, химикатов, нефтепродуктов и т.п.).

Известна железнодорожная цистерна ФРГ с котлом из полиэфирного стеклопластика, содержащая платформу, включающую в себя раму с торцевыми защитными устройствами, тормозным и автосцепным оборудованием, а также ходовые части и узлы крепления котла к раме (см. "Пластмассовые изоляционные материалы и изоляция грузовых вагонов за рубежом" (обзор) Е.Кост и др. 1969 г., М.: ВНИИВ, стр. 101, рис. 42).

Наиболее близким техническим решением является известная железнодорожная цистерна с котлом из стеклопластика фирмы "North American Corporation" (США) (см. "Вагоны" (конструкция, теория и расчет) Л.А. Шадур и др. - М.: Транспорт, 1980, с. 360, рис. XII. 28).

Однако недостатком конструкций таких вагонов-цистерн является то, что в стеклопластиковую оболочку котла заформовываются закладные металлические конструкции, необходимые для соединения его крепежными элементами с рамой вагона-цистерны, что усложняет технологию изготовления котла, затрудняет контроль технического состояния узла крепления в процессе эксплуатации, а следовательно, не обеспечивает достаточной надежности и безопасности при перевозке опасных грузов.

Цель предлагаемого изобретения заключается в создании вагона-цистерны, обеспечивающего более равномерное распределение продольных инерционных транспортных нагрузок на раму платформы, снижение трудоемкости изготовления котла из композиционных материалов, возможность надежного контроля за состоянием узлов крепления котла к раме в процессе эксплуатации и экологическую безопасность при перевозке опасных грузов.

В предложенном техническом решении, содержащем котел из композиционного материала, состоящий из днищ и обечайки, платформу, включающую в себя раму, оснащенную ложементами, торцевыми предохранительными щитами, тормозным и автосцепным оборудованием, а также ходовые части и узлы крепления котла к раме, указанная цель достигается тем, что два крайних ложемента соединены с рамой подкосами, а узлы крепления котла к раме выполнены в виде выступающей за пределы его днища части обечайки, скрепленной с листом ложемента болтовым соединением, при этом торцевая часть листа ложемента снабжена фланцем с резьбовыми отверстиями, в которых установлены упорные болты, взаимодействующие с торцoм обечайки котла через прокладку.

Средняя часть платформы оборудована дополнительным ложементом, между листом которого и обечайкой котла установлена упругая прокладка. Кроме того, торцевые предохранительные щиты имеют форму клина для отвода посторонних предметов.

Изобретательский уровень заявляемого технического решения подтверждается анализом вышеназванных существенных признаков с учетом всех видов общедоступных сведений и достижения конкретного технического результата (см. Отчет о патентных исследованиях 9929.00.000 Д20 "Вагон-цистерна" 15-9929, 1996 г.).

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 изображен вагон-цистерна - общий вид;
на фиг. 2 - вид А на фиг. 1;
на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2;
на фиг. 4 - вид В на фиг. 1;
на фиг. 5 - сечение Г-Г на фиг. 1.

Вагон-цистерна содержит котел 1, раму 2, ложементы 3, ходовые части 4, автосцепное 5 и тормозное 6 оборудование, узлы крепления 7 котла 1 к раме 2, торцевые предохранительные щиты 8, размещенные по обоим концам рамы 2.

Котел 1 состоит из днищ 9, обечайки 10 с выступающей за пределы днища частью 11, скрепленной болтовым соединением 12 с листами ложементов 3.

Ложементы 3 снабжены фланцами 13 с резьбовыми отверстиями, в которые установлены болты 14, между болтами 14 и торцoм выступающей части 11 обечайки котла 1 установлена прокладка 15. Ложементы 3 связаны жестко с рамой 2 подкосами 16.

Рама 2 в ее средней части оборудована дополнительным ложементом 17, между которым и обечайкой 10 котла 1 установлена упругая прокладка 18.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При загрузке вагона-цистерны грузом дополнительный ложемент 17 через упругую прокладку 18, воспринимая на себя действие части силы тяжести груза, снижает воздействие растягивающих напряжений на нижний пояс обечайки 10 котла 1 в его середине. При движении вагона-цистерны вертикальные и боковые транспортные нагрузки от котла 1 воспринимаются ложементами 3 через выступающую часть 11 за пределы днищ 9 обечайки 10 котла 1 и болтовым соединением 12, а продольные инерционные транспортные нагрузки - через прокладку 15 и регулируемые болты 14 фланцами 13 листов ложементов 3. Равномерное распределение напряжений на раму 2 от действия продольных инерционных транспортных нагрузок обеспечивается наличием подкосов 16, установленных по обе стороны вагона-цистерны и жестко связывающих ложементы 3 с рамой 2. Предварительная затяжка болтов 14 обеспечивает устранение возможных зазоров между торцами обечайки 10 котла 1 и фланцами 13 ложементов 3 вследствие разнородности материалов котла 1 и рамы 2 при минусовых температурах окружающей среды, а также напряженное состояние загруженного котла 1 в его произвольном поперечном сечении, соответствующее сжатию, что особенно важно при возможном наличии технологического стыка в середине обечайки 10 котла 1.

Торцевые предохранительные щиты 8 предохраняют днище 9 котла 1 от возможного повреждения посторонним длинномерным предметом соседнего вагона, отводя его в сторону от вагона-цистерны.

Применение предлагаемого вагона-цистерны вследствие исключения заформованных элементов конструкций из узлов крепления котла к раме и улучшения обзора их в процессе эксплуатации осмотрщиком вагонов позволит улучшить контроль за состоянием узлов крепления котла к раме, снизить риск возникновения аварийных ситуаций, особенно при перевозке опасных грузов, снизить трудоемкость изготовления котлов из композиционных материалов.

Похожие патенты RU2123444C1

название год авторы номер документа
ВАГОН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ 2000
  • Гуцало В.Г.
  • Александрова С.Е.
  • Ефимов А.В.
  • Жавыркин В.П.
  • Кочетов В.Д.
  • Новиков Л.Д.
  • Угольков А.М.
RU2192360C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА 1998
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Верник В.С.
  • Потапов П.Ф.
  • Зоценко А.Г.
  • Крючков А.В.
  • Герман В.П.
  • Смольянинов А.В.
  • Тиссен А.И.
RU2134643C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА 1993
  • Филиппов Виктор Николаевич[Ru]
  • Шмыров Юрий Алексеевич[Ru]
  • Канивец Раиса Федоровна[Ru]
  • Маловичко Владимир Валентинович[Ua]
  • Двухглавов Вячеслав Александрович[Ru]
  • Сафонов Евгений Владимирович[Ru]
  • Кушнарев Виктор Борисович[Ru]
  • Абросимов Виктор Михайлович[Ru]
RU2038241C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА 1993
  • Филиппов Виктор Николаевич[Ru]
  • Шмыров Юрий Алексеевич[Ru]
  • Канивец Раиса Федоровна[Ru]
  • Маловичко Владимир Валентинович[Ua]
  • Двухглавов Вячеслав Александрович[Ru]
  • Сафонов Евгений Владимирович[Ru]
  • Кушнарев Виктор Борисович[Ru]
  • Абросимов Виктор Михайлович[Ru]
RU2039674C1
КОТЕЛ ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКИХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Андреев Александр Петрович
RU2568623C2
ЦИСТЕРНА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И/ИЛИ ТРАНСПОРТИРОВКИ ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ ПОД ДАВЛЕНИЕМ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА 2013
  • Вишнивецкий Иван Яковлевич
  • Давлетукаев Руслан Махамшерипович
  • Каминский Юрий Степанович
  • Лихачев Андрей Борисович
  • Томм Павел Владимирович
  • Трубецкой Николай Андреевич
RU2587759C2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ 1997
  • Бурмистров Н.В.
  • Каут А.М.
  • Силенок А.В.
  • Клименко С.В.
RU2124994C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЛАТФОРМА 1996
  • Абрамов Ю.П.
  • Бусарнов В.А.
  • Горбунов Ю.А.
  • Кочетов В.Д.
  • Новиков Л.Д.
  • Савинов С.Ю.
  • Тройников М.А.
  • Угольков А.М.
  • Федотов И.В.
RU2108933C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЦИСТЕРНЫ 1997
  • Краснов А.А.
  • Потопахин В.А.
  • Щепоткин А.А.
  • Нескоблин Н.С.
  • Сабанаев В.Е.
  • Сахабудинов Р.В.
  • Мирошниченко И.П.
RU2120599C1
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО КОТЛА ЦИСТЕРНЫ 2002
  • Ефимов В.П.
  • Крючков А.В.
  • Васильева Л.М.
  • Андронов В.А.
  • Демин К.П.
  • Тиссен А.И.
  • Стрельченко А.Н.
  • Бесчастный А.В.
  • Поликарпов А.А.
  • Левин А.Б.
  • Агинских М.В.
  • Даниленко Д.В.
  • Ермоленко А.Ю.
  • Галиева И.В.
RU2241623C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 123 444 C1

Реферат патента 1998 года ВАГОН-ЦИСТЕРНА

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано при создании железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки различных грузов. Вагон-цистерна содержит котел из композиционного материала, состоящий из днищ и обечайки, платформу, включающую в себя раму, оснащенную ложементами, два крайних из которых соединены с рамой подкосами, торцевыми предохранительными щитами, тормозным и автосцепным образованием, а также ходовые части и узлы крепления котла к раме, выполненные в виде выступающей за пределы его днища части обечайки, скрепленной с листом ложемента болтовым соединением. Торцевая часть листа ложемента снабжена фланцем с резьбовыми отверстиями, в которых установлены упорные болты, взаимодействующие с торцом обечайки котла через прокладку. Средняя часть платформы образована дополнительными ложементами, между листом которого и обечайкой котла установлена упругая прокладка. Торцевые предохранительные щиты имеют форму клина для отвода посторонних предметов. Изобретение обеспечивает равномерное распределение транспортных нагрузок на раму, снижение трудоемкости изготовления и безопасность. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 123 444 C1

1. Вагон-цистерна, содержащий котел из композиционного материала, состоящий из днищ и обечайки, платформу, включающую в себя раму, оснащенную ложементами, торцевыми предохранительными щитами, тормозным и автосцепным оборудованием, а также ходовые части и узлы крепления котла к раме, отличающийся тем, что два крайних ложемента соединены с рамой подкосами, а узлы крепления к раме выполнены в виде выступающей за пределы его днища части обечайки, скрепленной с листом ложемента болтовым соединением, при этом торцевая часть листа ложемента снабжена фланцем с резьбовыми отверстиями, в которых установлены упорные болты, взаимодействующие с торцом обечайки котла через прокладку. 2. Вагон-цистерна по п.1, отличающаяся тем, что средняя часть платформы оборудована дополнительным ложементом, между листом которого и обечайкой котла установлена упругая прокладка. 3. Вагон-цистерна по п. 1, отличающаяся тем, что торцевые предохранительные щиты имеют форму клина для отвода посторонних предметов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2123444C1

Шадур Л.А
Вагоны
- М.: Транспорт, с.360, рис.ХП.28
Делитель дисперсных материалов 1987
  • Титов Валерий Валентинович
  • Моисеев Юрий Иванович
  • Бетев Борис Петрович
  • Канушкина Любовь Анатольевна
SU1483176A2
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА 1993
  • Филиппов Виктор Николаевич[Ru]
  • Шмыров Юрий Алексеевич[Ru]
  • Канивец Раиса Федоровна[Ru]
  • Маловичко Владимир Валентинович[Ua]
  • Двухглавов Вячеслав Александрович[Ru]
  • Сафонов Евгений Владимирович[Ru]
  • Кушнарев Виктор Борисович[Ru]
  • Абросимов Виктор Михайлович[Ru]
RU2038241C1

RU 2 123 444 C1

Авторы

Барановский А.В.

Бойко В.В.

Григорьев В.Н.

Димитриенко И.П.

Егоров В.И.

Ермоленко А.Ф.

Каминский В.А.

Морозов А.П.

Поздняков Н.А.

Пупков А.П.

Даты

1998-12-20Публикация

1997-04-23Подача