Изобретение относится к судоподъему и касается конструирования судоподъемных понтонов.
Известен судоподъемный понтон, содержащий корпус, разделенный на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик. (Фигичев А.И. и др. Аварийно-спасательные и судоподъемные средства. -Л.:Судостроение, с. 141 - 145).
Однако известный понтон обладает суженным диапазоном функциональных возможностей при его эксплуатации и малой надежностью последней при волнении до 5-6 баллов.
Технический результат от реализации изобретения заключается в расширении диапазона функциональных возможностей судоподъемного понтона при его эксплуатации и в обеспечении надежности последней в условиях волнения до 5-6 баллов.
Этот технический результат достигается тем, что у судоподъемного понтона, содержащего корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик, вышеуказанный корпус выполнен из двух частей: верхней и нижней, при этом верхняя часть выполнена полупогруженной и спрофилирована по форме одной или нескольких вертикальных призм и/или цилиндров, вытянутых по вертикали, с высотой h1, составляющей (1,1 - 1,2) • hв, где hв - расчетная высота волн 3%-ной обеспеченности, и эта верхняя часть жестко прикреплена основанием или основаниями к нижней части понтона, выполненной в виде погруженного объемного вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер, габариты которого определены следующими соотношениями:
V2 = (1,8 - 2,2) • V1, м3
h2 = (0,10 - 0,15) • h1, м
mгп+mсп= ρ•(V1+V2),
где V1 - погруженный суммарный объем верхней части понтона, м3, равный 0,5 • h1 • S1; S1 - суммарная площадь горизонтальных сечений верхней части понтона;
V2 - объем пассивно-активного демпфера, м3;
h2 - высота пассивно-активного демпфера, м;
mсп - собственная масса судоподъемного понтона, т;
mгп - грузоподъемность судоподъемного понтона, т;
ρ - плотность воды, т/м3.
Кроме того, у такого судоподъемного понтона целесообразно воздушный ящик располагать в верхней части колонн.
Кроме того, у такого судоподъемного понтона целесообразно по периметру погруженного пассивно-активного демпфера на уровне горизонтального сечения наибольшей площади закреплять кранцевое устройство.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематически показан судоподъемный понтон, в аксонометрической проекции; на фиг. 2 - то же, в продольном разрезе.
Корпус судоподъемного понтона состоит из полупогруженных вертикальных цилиндров 1 и пассивно-активного демпфера с корпусом в форме плашкоута 2. Цилиндры 1 своими нижними основаниями жестко закреплены при помощи разъемных соединений /например, фланцевых/ 3 к палубе 4 плашкоута 2. Корпус плашкоута 2 оборудован по периметру палубы 4 кранцевым устройством 5 и разделен поперечными водонепроницаемыми переборками 6 на балластные отсеки 7, которые свободно сообщаются с внутренними свободными объемами 8 цилиндров 1. Балластные отсеки 7 снабжены нижними горловинами с крышками 9, приводами 10 управления крышками нижних горловин, аппендиксами 11 для стравливания воздуха при всплытии понтона после продувания водяного балласта на поверхности и клюзами для судоподъемных стропов 12. На палубе плашкоута 4 расположено стропоукорачивающее устройство 13. В верхней части цилиндров 1 расположены воздушные ящики 14 с воздухопроводами 15, оснащенными клапанами продувания и вентиляции балластных отсеков в клапанных коробках 16. Воздушные ящики 14 отделены водонепроницаемыми диафрагмами 17 от балластных отсеков 7.
Существенное отличие описываемого понтона от известных заключается в том, что он имеет особую волностойкую форму, поглощающую волновые воздействия на него и обеспечивающую минимальную абсолютную вертикальную качку на волнении, а также размещение объемов воздушного ящика в верхней части колонн, а не в районе центра тяжести, как у существующих судоподъемных понтонов.
Положительный эффект от реализации предлагаемого технического решения заключается в том, что оно существенно /до 4-5 раз/ снижает динамические рывки в стропах при подъеме грузов на волнении и расширяет возможный диапазон судоподъемных работ до 5-6 баллов. Кроме того, размещение воздушного ящика в верхней части колонн существенно повышает устойчивость понтона в рабочем и транспортируемом положениях.
Кроме того, такое расположение воздушного ящика дает возможность автоматически учесть необходимость прикладывания большого усилия для подъема объекта с грунта (за счет так называемого отрывного сопротивления, потребное усилие подъема объекта может возрасти на 20% и более), чем для удержания его в подвешенном на судоподъемных стропах положении под водой после всплытия описываемого понтона с остропленным объектом на поверхность на расчетную ватерлинию. Экспериментальные исследования на масштабных моделях понтона, выполненные в опытовом бассейне, показали, что положительный эффект предлагаемого технического решения составляет 4 - 5-кратное снижение усилия рывка в подъемных стропах за счет соответствующего снижения качки понтона на волнении.
Описываемый понтон эксплуатируется следующим образом.
После проводки судоподъемных стропов через клюзы 12 понтона и закрепления их нижних концов на поднимаемом объекте понтон затапливается путем открытия клапанов вентиляции и нижних горловин балластных отсеков 7 и заполнения их водой.
После погружения понтона на заданную глубину к затонувшему объекту выбирается слабина судоподъемных стропов с использованием стропоукорачивающего устройства 13 и осуществляется подача сжатого воздуха через клапаны продувки в балластные отсеки 7 при открытых нижних горловинах и закрытых клапанах вентиляции. Понтон приобретает положительную плавучесть и через судоподъемные стропы передает соответствующее подъемное усилие на затонувший объект. В случае достаточности этого усилия понтон всплывает с остропленным объектом на поверхность. Объект при этом на стропах оказывается подвешенным к понтону на глубине H = 0,5h1 + lстр, где lстр - длина части стропа от верхнего клюза до палубы поднимаемого объекта. Балласт продувается так, чтобы понтон с подвешенным к нему объектом оказался погруженным по расчетную ватерлинию по середине колонны (воздушный ящик не продувается, а представляет собой постоянный плавучий объем, компенсирующий отрицательную плавучесть полностью забалластированного понтона в подводном положении).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2006 |
|
RU2330777C2 |
ПОЛУПОГРУЖНАЯ МОРСКАЯ ПЛАТФОРМА ПОВЫШЕННОЙ ВОЛНОСТОЙКОСТИ | 2001 |
|
RU2191132C1 |
ПОЛУПОГРУЖЕННОЕ ОСНОВАНИЕ МОРСКОГО СООРУЖЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011599C1 |
СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2017 |
|
RU2675955C2 |
СТАЛЬНОЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2020 |
|
RU2744100C1 |
СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2018 |
|
RU2707475C2 |
ПЛАВ ДЛЯ ОСНАСТКИ ОРУДИЙ ЛОВА | 1994 |
|
RU2057442C1 |
СПОСОБ БИООЧИСТКИ ВОД ОТ ТЕХНОГЕННЫХ РАДИОНУКЛИДОВ | 2002 |
|
RU2255906C2 |
ПЛАВУЧИЙ ПРЕДОСТЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ПОВЫШЕННОЙ ВОЛНОСТОЙКОСТИ | 1999 |
|
RU2190554C2 |
ПОНТОН ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОБЪЕКТОВ | 2015 |
|
RU2600020C1 |
Изобретение относится к судоподъему и касается конструирования судоподъемных понтонов. Сущность изобретения: у понтона, содержащего корпус, разделенный на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик, корпус понтона имеет верхнюю и нижнюю две части. Верхняя часть выполнена в виде одной или нескольких вертикальных колонн, спрофилированных по форме вертикальных призм и/или цилиндров с высотой h1, составляющей (1,1 - 1,2) • hв, где hв - расчетная высота волн 3% обеспеченности. Верхняя часть жестко прикреплена основанием или основаниями к нижней части, выполненной в виде погруженого объемного, вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер. Объем этого демпфера V2 = (1,80 - 2,20)•V1 м3, где V1 - погруженный суммарный объем верхней части понтона, м3, равный 0,5•h1•S1, где S1 - суммарная площадь горизонтальных сечений верхней части. Высота пассивно-активного демпфера h2 = (0,10 - 0,15)•h1, м3. Сумма собственной массы и грузоподъемности понтона mгп+mсп= ρ(V1+V2), т, где ρ - плотность воды, т/м3. Воздушный ящик может располагаться в верхней части колонн. Кранцевое устройство может крепиться на уровне горизонтального сечения наибольшей площади по периметру погруженного пассивно-активного демпфера. Технический результат реализации изобретения состоит в расширении диапазона функциональных возможностей понтона при обеспечении надежности эксплуатации в условиях волнения до 5-6 баллов. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
V2 = (1,8 - 2,2) • V1, м3,
h2 = (0,10 - 0,15) • h1, м,
mгп + mсп = ρ(V1 + V2),
где V1 - погруженный суммарный объем верхней части понтона, м3, равный 0,5 • h1 • S1, где S1 - суммарная площадь горизонтальных сечений верхней части понтона;
V2 - объем пассивно-активного демпфера, м3;
h2 - высота пассивно-активного демпфера, м;
mсп - собственная масса судоподъемного понтона, т;
mгп - грузоподъемность судоподъемного понтона, т;
ρ - плотность воды, т/м3.
Фигичев А.И | |||
и др | |||
Аварийно-спасательные и судоподъемные средства.-Л.: Судостроение, 1979, с.141-145. |
Авторы
Даты
1998-12-27—Публикация
1994-11-18—Подача