СПОСОБ ВЗЛЕТА САМОЛЕТА Российский патент 1999 года по МПК B64C15/02 

Описание патента на изобретение RU2128127C1

Изобретение относится к системам управления самолетов посредством изменения вектора тяги маршевых двигателей.

Из патентной литературы известны устройства для управления летательными аппаратами:
- заявка ФРГ 3222674, кл. В 64 С 15/02, опубликована 22.12.83;
- заявка ФРГ 3609457, кл. В 64 С 15/02, опубликована 25.09.86;
- заявка ФРГ 3609347/А1, кл. В 64 С 15/02, опубликована 27.09.90.

Также известна система управления самолетов, применяемая на демонстрационном самолете F-15 МТД (см. техническую информацию ЦАГИ 8, 1987, с.11-13).

В этой системе продольный момент для управления самолета создается отклонением вектора тяги обоих двигателей вверх или вниз при помощи поворота створок в расширяющейся части сопла, поперечной - отклонением вектора тяги одного двигателя вверх, а другого вниз, путевой - уменьшением осевой составляющей одного двигателя и увеличением другого при помощи створок в сужающейся части сопла и поворотом створок решетки, расположенной там же.

Наиболее близким аналогом, рассматриваемым в качестве прототипа, является система управления двухдвигательного самолета, описанная в патенте РФ 2084375, кл. В 64 С 15/02, опубл. 20.07.97.

В этой системе сигналы датчиков органов управления и угловых скоростей поступают в вычислительные устройства, формирующие требуемые отклонения вектора тяги обоих двигателей вокруг горизонтальной оси, что обеспечивает создание управляющих моментов по крену и тангажу. Момент рыскания создается за счет изменения подачи топлива в каждый двигатель.

Недостатки этой системы:
1. Так как сигналы датчиков перемещений ручки и датчиков угловых скоростей поступают непосредственно на приводы поворотных сопел, сопла непрерывно перемещаются, в результате чего быстро вырабатывается ресурс сопла, что приводит к необходимости ремонта или замены створок сопла в процессе эксплуатации.

2. Нет ограничений работы сопла по скоростному напору: сопло перемещается при полетах на тех скоростных напорах, где эффективность аэродинамических поверхностей достаточна и управление при помощи вектора тяги не требуется. Это тоже приводит к преждевременной выработке ресурса и снижению надежности работы системы. Сопло отклоняется на больших высотах, где из-за пониженной теплоотдачи происходит перегрев и разрушение створок.

3. Создание момента рыскания путем изменения подачи топлива в тех случаях, когда маневр выполняется при максимальной тяге обоих двигателей, приводит к уменьшению величины полной тяги, что снижает эффективность маневра.

4. Управление вектором тяги не используется для сокращения разбега самолета.

Задачей предлагаемого является сокращение длины разбега самолета при взлете.

Указанная задача решается путем использования отклонения тяги векторов управляемых сопел вверх в начале разбега, что обеспечивает поднятие носового колеса самолета и сокращает разбег самолета при взлете на 35 - 40%.

Указанный способ взлета самолета реализуется следующим образом.

Перед разбегом самолета создают тягу, определяют возможность отрыва самолета на заданной длине разбега при определенном положении аэродинамических элементов и при необходимости уменьшения скорости отрыва в начале разбега обеспечивают направление тяги сопел двигателей вверх, создавая момент, который приводит к поднятию носового колеса. За счет использования управляемого вектора тяги удается сократить разбег и использовать площадки для взлета малой длины.

Похожие патенты RU2128127C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ МАРШЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ САМОЛЕТА 1998
  • Симонов М.П.
RU2122510C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВУХДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ 1998
  • Симонов М.П.
RU2122963C1
УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЕТОМ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ 1998
  • Симонов М.П.
RU2122511C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВУХДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА 1995
  • Симонов М.П.
  • Никитин Н.Ф.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Москалев П.Б.
RU2084375C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2001
  • Симонов М.П.
  • Калибабчук О.Г.
  • Константинов С.В.
  • Москалев П.Б.
  • Шенфинкель Ю.И.
RU2192366C1
ВЫХОДНОЕ ДВУХМЕРНОЕ СОПЛО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Белоусов В.А.
  • Наумов А.Н.
  • Демкин Н.Б.
  • Лев А.П.
RU2187681C1
СПОСОБ ВЗЛЕТА САМОЛЕТА 2006
  • Финкель Серафим Григорьевич
  • Петриенко Виктор Григорьевич
RU2325307C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И ТРЕНАЖЕР 1995
  • Лятерман И.Л.
  • Мартиросов Р.Г.
  • Пискарев В.А.
  • Степанский Б.И.
RU2131623C1
СИСТЕМА АВАРИЙНОГО СБРОСА ФОНАРЯ ДВУХМЕСТНОЙ КАБИНЫ САМОЛЕТА 1997
  • Карасев В.В.
RU2130857C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ВЗЛЕТА ИЛИ ПОСАДКИ САМОЛЕТА 2001
  • Погосян М.А.
  • Лятерман И.Л.
  • Степанский Б.И.
RU2192368C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ВЗЛЕТА САМОЛЕТА

Изобретение относится к авиации. Способ состоит в том, что перед разбегом самолета создают тягу, при этом в начале разбега вектор тяги управляемых сопел отклоняют вверх для поднятия носового колеса. Это позволяет сократить разбег самолета на 35-40%.

Формула изобретения RU 2 128 127 C1

Способ взлета самолета, заключающийся в создании тяги перед разбегом, отличающийся тем, что вектор тяги управляемых сопел в начале разбега отклоняют вверх для поднятия носового колеса, сокращая длину разбега.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2128127C1

Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
Курочкин Ф.П
Основы проектирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой
- М.: Машиностроение, 1970, с.292
Павленко В.Ф
Силовые установки с поворотом вектора тяги в полете
- М.: Машиностроение, 1987, с.179-185
СПОСОБ СТЕРИЛИЗАЦИИ КОНСЕРВОВ "ТОМАТЫ ПРОТЕРТЫЕ" 2012
  • Ахмедов Магомед Эминович
  • Демирова Амият Фейзудиновна
  • Рахманова Мафият Магомедовна
RU2508018C1

RU 2 128 127 C1

Авторы

Симонов М.П.

Даты

1999-03-27Публикация

1998-03-24Подача