Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных легконагруженных зубчатых передачах технологического оборудования.
Цель изобретения - снижение виброактивности и шума за счет повышения подат- ливосги и демпфирования в зубчатом зацеплении.
На фиг.1 показана зубчатая передача; на фиг.2 - зуб двухвенцового зубчатого колеса; на фиг.З, 4 - сечения металлических частей шестерен.
Зубчатая передача состоит из зацепляющихся зубчатых колес 1 и 2, одно из которых состоит из двух венцов а, соединенных со ступицей b упругоподатливыми дисками с, второе имеет один венец d, соединенный со ступицей е упругоподатливым диском f. Для повышения радиальной податливости
ступица выполнена с П-образным выступом, обращенным к оси зубчатого колеса. Толщина диска Ь выполнена меньшей ширины зазора А, а плоскости торцов диска f размещены внутри торцевых плоскостей, образующих зазор Л. Полость, образованная П-образным сечением, заполнена демпфирующим материалом 5. Расстояние между выступами превышает толщину Ь диска f. Полость 4 под зубьями двухвенцового зуб- чатото колеса и зазор между внутренними торцами А заполнен демпфирующим материалом 5, имеющим в зазоре зубчатый профиль, совпадающий по модулю, числу зубьев и расположению с модулем, числом зубьев и расположением зубьев двухвенцового зубчатого колеса, но имеющий на величину бокового зазора большую толщину зубьев, образующую выступ на обратной рабочей стороне зуба для исключения при рао
О 00 01
ел
боте соударения обратных рабочим металлических поверхностей зубьев.
Места сопряжения g упругоподатливых дисков с с зубчатыми венцами а смещены по ширине за пределы плоскостей торцов венца d а впадины зубьев, размещенные над местами сопряжений g, заполнены демпфирующим материалом б, выходящим на головки и торцы зубьев и образующим там замкнутые кольцевые элемента (фиг.2), что позволяет демпфировать колебания зубьев и виброизолировать зону взаимодействия зубьев от окружающей среды. Для создания высокоподатпивых консольных в осевом направлении зубьев вне зоны сопряжения зубчатых венцов с упругоподатливыми дисками их внутренний диаметр выводят непосредственно на зубья, т.е. выполняют в интервале между диаметрами окружности впадин и окружности нижних точек активного профиля соответствующих зубьев.
Размещенный в зазоре между торцами двухвенцового зубчатого колеса зубчатый профиль выполняют из антифрикционного, обладающего смазывающими свойствами, материала, что позволяет улучшить смазы- ваемость взаимодействующих поверхностей и обеспечить за счет этого лучшие виброакустические характеристики зубчатой передачи.
При работе зубчатой передачи высокая податливость зубьев, выполненных в виде осевых консолей и взаимодействующих с сопрягаемыми зубьями только на участках этих осевых консолей, обеспечивает резкое снижение динамических нагрузок, связанных с влиянием погрешностей изготовления. Колебания зубьев эффективно гасятся демпферами 5, 6, обеспечивающими также блокировку излучения звуковых волн из зоны взаимодействия в окружающую среду. Демпферы 3, 5, расположены в полостях зубчатых колес 1, 2, обеспечивает также гашение радиальных колебаний.
Большая по толщине зубьев демпфирующая вставка 5 между торцами зубьев двухвенцового колеса также способствует эффективному гашению осевых и окружных колебаний зубчатых венцов и исключает соударения обратных рабочим эвольвентных поверхностей, а выполнение ее из антифрикционного смазывающего материала способствует высокому ресурсу работоспособности этой вставки и благодаря выделению смазывающих материалов в зону взаимодействия рабочих поверхностей
зубьев повышению демпфирования колебаний.
Формула изобретения
1. Зубчатая передача, содержащая два
зацепляющихся зубчатых колеса, первое из которых выполнено в виде диска с зубьями на периферии, и закрепленные на колесах демпфирующие элементы из виброгасящего материала, зубья диска выполнены с концевыми по длине участками, образующими упругие консоли на торцах диска, отличающаяся тем, что, с целью снижения виброактивности и шума, второе колесо выполнено в виде двух соосных дисков, симметрично размещенных относительно диска первого класса, с зубьями на периферии, а последние выполнены с образованными к диску первого колеса концевыми по
длине участками, образующими упругие консоли на соответствующих торцах дисков для взаимодействия с соответствующими консолями зубьев дисков первого колеса при зацеплении колес.
2. Передача по п.1,отличающаяся тем, что демпфирующий элемент на втором колесе выполнен в виде двух охватывающих соответствующие диски колец с размещенными во впадинах зубьев дисков внутренними выступами по форме впадин с шириной колец, ограниченной шириной соответствующего диска и с толщиной, большей или равной глубине впадин зубьев диска.
3. Передача по п. 1,отличающаяся
тем, что демпфирующий элемент на втором колесе выполнен в виде размещенного между двумя дисками соосно третьего диска с наружным диаметром, равным диаметру впадин зубьев первых двух дисков и с зубьями на периферии, соответствующими зубьям первых двух дисков и размещенными по длине между взаимообращенными торцами их консолей, а толщина зубьев третьего диска выбрана из соотношения
Sl.2 S3 ЈSl.2+ fn
50
где 5з - толщина зубьев третьего диска; Si.2 - толщина зубьев первых двух дисков;
fn - боковой зазор в зацеплении колес. 4. Передача по п.З, отличающаяся тем, что виброгасящий материал третьего диска - антифрикционный со смазывающими свойствами. ,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2002 |
|
RU2231705C1 |
Зубчатое колесо | 1989 |
|
SU1703901A1 |
Зубчатое колесо и способ его изготовления | 1985 |
|
SU1375896A1 |
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 1991 |
|
RU2019771C1 |
Зубчатое колесо | 1987 |
|
SU1388642A1 |
Упругое зубчатое колесо | 1989 |
|
SU1696802A1 |
Зубчатая передача | 1986 |
|
SU1414995A2 |
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1132091A1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1670268A1 |
Зубчатое колесо | 1977 |
|
SU627281A1 |
Изобретение относится к машиностроению, позволяет снизить виброакустическую активность скоростных зубчатых передач технологического оборудования. Зубчатая передача выполнена в виде зацепляющихся одновенцового и двухвенцового зубчатых колес, венцы которых соединяются со ступицами упругоподатливыми дисками с и f, места соединений которых с венцами размещены за пределами рабочей ширины зубьев, выполненных в виде,торцевых консолей.о стороны торцов двухвенцового колеса и в полостях зубчатых колес размещены демпфирующий виброгасящий материал. Между венцами двухвенцового зубчатого колеса расположен идентичный третий венец из антифрикционного демпфирующего материала, имеющий увеличенную толщину зубьев. При работе зубчатой передачи за счет повышенной податливости зубьев обеспечивается пониженная жесткость зацепления, что в сочетании с демпфированием возникающих колебаний размещенными с торцов кольцевыми прокладками обеспечивает эффективное снижение виброактивности передачи. 3 з.п.ф-лы, 4 ил. СП с
Фиг.1
а
U/3.3
ФиъЛ
Авторское свидетельство СССР № 776157, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-12-15—Публикация
1989-11-09—Подача