Изобретение относится к судостроению, в частности к способам управления судном.
Изобретение может быть использовано на военных судах для маневра в боевой обстановке, а также на гражданских судах при возникновении аварийной ситуации.
Известен способ управления судном, заключающийся во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещения их в кормовой оконечности судна (см. авт.свид. СССР N 1731683, кл. B 63 H 25/06, публ. 07.05.92).
Недостатком известного способа является то, что вращающий момент для осуществления поворота судна прикладывается у кормовой оконечности судна. Такое приложение вращающего момента не позволяет осуществить быстрое изменение курса движения судна, а это приводит к аварии.
Техническим результатом изобретения является увеличение углового отклонения судна на одном и том же участке длины движения судна.
Он достигается тем, что в способе управления судном, заключающемся во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещении их в кормовой оконечности судна, устанавливают дополнительную поворотную плоскость между носовой оконечностью судна и центром его масс и выполняют ее выдвижной вниз, а закрепление ее на поворотном валу осуществляют с разделением ее площади преимущественно на равные части.
Вне зависимости от скорости при прочих равных условиях будет меняться радиус поворота, а центральный угол относительно условного центра поворота будет один и тот же с незначительными отклонениями из-за гидравлического сопротивления судна. Это объясняется тем, что этот угол будет определяться отношением сил движущих и отклоняющей, которые зависят только от квадрата скорости движения, которая сократится в отношении. Сама же сила приложена у кормовой части судна и далеко от центра масс, что и определяет медленный разворот, в особенности при малой скорости. Это приводит к значительному временному отрезку на осуществление маневра и возможности пересечения курса с объектом столкновения.
При размещении плоскости рулевого управления между центром масс и носовой оконечностью получим благоприятное приложение сил для осуществления поворота. Действительно, "толкающая" сила от двигателя будет приложена по оси судна на задней кормовой части его, а сила от взаимодействия с водной набегающей массой будет приложена перед центром масс, что позволит увеличить момент относительно центра масс из-за уменьшения плеча приложения силы.
Рулевое управление у кормовой оконечности может остаться, чтобы осуществлять обычный маневр, который не требует его ускорения. Плоскость выполняется выдвижной между центром масс и носовой оконечностью, чтобы не снижать проходимость на мелководье.
При необходимости быстрого ускоренного поворота, когда на пути возникает неожиданное препятствие, разворачивают обе плоскости, получают удвоенный (по крайне мере) момент разворота и быструю смену курса. Крепление дополнительной плоскости с разделением ее площади поровну связано с тем, чтобы устранить момент на валу поворота пластины и получить большую подвижность его в угловом направлении.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ГИДРО- И АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ОБЪЕКТА ПРИ ДВИЖЕНИИ В АМОРФНОЙ СРЕДЕ | 1999 |
|
RU2150403C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ | 1999 |
|
RU2150405C1 |
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СУДНА ДЛЯ МОРСКОГО ПЛАВАНИЯ | 2000 |
|
RU2163213C1 |
СПОСОБ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ | 1998 |
|
RU2134213C1 |
КОРПУС СУДНА | 1996 |
|
RU2110433C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ СУДНА | 1991 |
|
RU2011606C1 |
СУДНО | 1995 |
|
RU2095272C1 |
ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ ДЛЯ АМОРФНОЙ СРЕДЫ | 1999 |
|
RU2162046C1 |
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АМОРФНОЙ СРЕДЫ | 1998 |
|
RU2143378C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ ГРУЗОВ | 1991 |
|
RU2027632C1 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам управления судном. Способ управления судном заключается во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещения их в кормой оконечности судна. Устанавливают дополнительную поворотную плоскость между носовой оконечностью судна и центром ее масс и выполняют ее выдвижной вниз. Закрепление ее на поворотном валу осуществляют с разделением площади плоскости преимущественно на равные части. Достигается увеличение отклонения судна на одном и том же участке длины движения судна.
Способ управления судном, заключающийся во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещении их в кормовой оконечности судна, отличающийся тем, что устанавливают дополнительную поворотную плоскость между носовой оконечностью судна и центром его масс и выполняют ее выдвижной вниз, а закрепление ее на поворотном валу осуществляют с разделением ее площади преимущественно на равные части.
Рулевое устройство ледокола | 1987 |
|
SU1731683A1 |
Судовое рулевое устройство | 1988 |
|
SU1595743A1 |
US 4771717 A, 20.09.88 | |||
Способ производства жидких концентратов на основе гидролизатов крахмала | 1987 |
|
SU1593607A1 |
Авторы
Даты
1999-05-27—Публикация
1998-05-19—Подача