КРЫЛО ИЗМЕНЯЕМОЙ КРИВИЗНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 1999 года по МПК B64C3/48 

Описание патента на изобретение RU2130858C1

Изобретение относится к области авиационной техники, и в частности, касается крыла изменяемой кривизны летательного аппарата.

Известно крыло изменяемой кривизны, содержащее неподвижную и подвижную части, соединенные между собой посредством звеньев четырехзвенника и гибкой верхней обшивки, нижнюю обшивку, закрепленную на подвижной части одним концом, а другим концом свободно опирающуюся на неподвижную часть, в которой расположены силовые элементы крепления четырехзвенника и серьги привода подвижной части (патент США N 4312486, кл. НКИ 244/215, 1982).

Недостатком известного крыла является ограниченный диапазон изменения кривизны.

Наиболее близким по технической сущности является крыло изменяемой кривизны (прототип), содержащее неподвижную и подвижную части, соединенные между собой посредством звеньев четырехзвенника и гибкой верхней обшивки, нижнюю обшивку, закрепленную на подвижной части одним концом, а другим концом свободно опирающуюся на неподвижную часть, в которой расположены силовые элементы крепления четырехзвенника и серьги привода подвижной части крыла (патент США N 4351502, кл. НКИ 244/219, 1982).

Недостатком является низкая эффективность аэродинамики крыла из-за недостаточной плавности изгибов верхних и нижних обшивок.

Кроме того известный привод изменения кривизны крыла требует значительных высот для размещения привода внутри крыла.

Предлагаемое новое техническое решение крыла решает новую задачу, заключающуюся в повышении эффективности аэродинамики крыла путем плавных изгибов верхних и нижних обшивок подвижной части крыла и возможности обеспечения переменной кривизны крыла по размаху.

Решается задача по размещению привода подвижной части в малых строительных высотах крыла.

Упрощается технология навески подвижной части крыла, а следовательно, обеспечивается снижение веса крыла в целом.

Положительный эффект достигается тем, что в крыле изменяемой кривизны, содержащем неподвижную и отклоняемую части, соединенные между собой посредством четырехзвенника и гибкой верхней обшивки, нижнюю обшивку, закрепленную на отклоняемой части одним концом, а другим концом свободно опирающуюся на неподвижную часть, в которой расположены силовые элементы крепления четырехзвенника и серьги привода отклоняемой части крыла, на отклоняемой части закреплены силовые кронштейны с направляющими роликами, поверхность которых образована тором, в них установлена управляющая рейка с наклонными пазами и цилиндрическими боковыми поверхностями. При этом внутри наклонных пазов управляющей рейки установлены приводные ролики для передачи усилия с управляющей рейки на серьгу привода отклоняемой части, снабженную опорными роликами, расположенными соосно с приводными роликами и контактирующими с опорными поверхностями силовых кронштейнов.

Причем расположение шарниров крепления четырехзвенника к отклоняемой и неподвижной частям выбрано таким образом, что положение мгновенных центров вращения отклоняемой части, лежащих на пересечении осей этих звеньев, во всем диапазоне отклонения находятся на верхней гибкой обшивке, а верхняя гибкая обшивка шарнирно соединена посредством опорной стенки с нижней обшивкой отклоняемой части крыла.

На фиг. 1 изображено крыло, а плане;
на фиг. 2 - узел 1;
на фиг. 3 - вид по стрелке А (нейтральное положение);
на фиг. 4 - то же, при отклоненном положении носка;
на фиг. 5 - вид по стрелке Б (нейтральное положение);
на фиг. 6 - то же, при отклоненном положении носка.

Крыло содержит неподвижную часть 1 и отклоняемую часть, в данном случае, носок 2 крыла.

В неподвижной части крыла установлены кронштейны 3 навески звеньев 4 четырехзвенника и кронштейны 5 крепления серьги 6 (см. фиг. 2). На отклоняемой части закреплены силовые кронштейны 7 с направляющими роликами 8, в которых установлены управляющая рейка 9 с наклонными пазами 10, в которых находятся приводные ролики 11 серег 6. Соосно с приводными роликами 11 установлены на серьгах 6 опорные ролики 12, взаимодействующие с опорными поверхностями силовых кронштейнов 7. Гибкая верхняя обшивка 13 жестко закреплена на отклоняемой и неподвижной частях крыла, а с внутренней стороны обшивки 13 шарнирно соединяется с помощью опорной стенки 14 с нижней гибкой обшивкой 15, которая одним концом жестко закреплена с отклоняемым носком 2, а другим свободно опирается на неподвижную часть 1 крыла и при отклонении носка 2 скользит по нижней поверхности неподвижной части 1 крыла.

Управляющая рейка 9 состоит из нескольких секций, соединенных между собой с помощью шарнирных соединений 16, и приводится в действие при помощи гидроцилиндра 17, расположенного в отклоняемой части крыла. Опорная стенка 14, соединяющая верхнюю гибкую обшивку 13 с нижней обшивкой 15, служит для поддержания нижней обшивки, закрепленной только на отклоняемом носке 2. Положение шарниров крепления опорной стенки 14 на верхней 13 и нижней 15 обшивках выбраны таким образом, что во всем диапазоне отклонения носка 2 сохраняются линейные размеры опорной стенки 14 и плавность изгиба верхних 13 и нижних 15 обшивок.

Работает крыло изменяемой кривизны следующим образом.

Сигналы управления поступают на распределительное устройство (на чертеже не указано) и гидроцилиндр управления 17 носком 2 крыла перемещает управляющую рейку 9, которая опирается на направляющие ролики 8, взаимодействуя через наклонный паз 10 с приводным роликом 11 серьги 6. При этом изменяется в сторону уменьшения межцентровое расстояние между шарниром крепления серьги 6 к неподвижном части 1 крыла и осью управляющей рейки 9. В результате этого носок 2 крыла отклоняется вниз, проворачиваясь на звеньях 4 четырехзвенника, которые одним концом шарнирно закреплены на носке 2, а другим концом на кронштейне 3 неподвижной части 1 крыла. Расположение шарниров крепления звеньев 4 четырехзвенника выбраны таким образом, что положение мгновенных центров вращения носка 2, лежащих на пересечении осей звеньев 4 четырехзвенника во всем диапазоне отклонения носка, находится на верхней гибкой обшивке 13. Этим самым обеспечивается неизменность линейных размеров и плавность изгиба верхней гибкой обшивки при отклонении носка 2 крыла.

Для предотвращения перемещения серьги 6 вдоль оси управляющей рейки 9 при движении рейки на серьге установлены опорные ролики 12, которые упираются в контактные поверхности силовых кронштейнов 7 носка крыла.

При отклонении носка 2 крыла происходит изгиб верхней гибкой обшивки 13, что обеспечивает плавность и непрерывность верхней поверхности крыла, и изгиб и сдвиг нижней гибкой обшивки 15 с большим плавным радиусом, причем нижняя обшивка 15 поддерживается через опорную стенку 14, обеспечивая ей вторую опору на подвижной части крыла.

Такая конструкция и работа крыла позволяет изменять его кривизну в весьма широких пределах при обеспечении незначительной высоты профиля крыла, что дает возможность применять его на скоростных л.а., т.е. расширяет и улучшает эксплуатационные характеристики крыла.

Похожие патенты RU2130858C1

название год авторы номер документа
АЭРО- ИЛИ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ПЕРЕМЕННОЙ КРИВИЗНЫ 1999
  • Марбашев К.Х.
  • Вахрушев Б.А.
  • Емелин Р.Н.
  • Пылаев В.Н.
RU2167785C2
СИСТЕМА АВАРИЙНОГО СБРОСА ФОНАРЯ ДВУХМЕСТНОЙ КАБИНЫ САМОЛЕТА 1997
  • Карасев В.В.
RU2130857C1
ЦЕЛЬНОПОВОРОТНОЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОПЕРЕНИЕ 2002
  • Погосян М.А.
  • Рябышкин Ю.А.
  • Чуднов А.В.
  • Блинов А.И.
RU2207299C1
ДВЕРЬ-ТРАП 2000
  • Карасев В.В.
  • Маковер В.Л.
  • Сергеева Е.В.
  • Шадрин В.П.
RU2193505C2
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
ТОРМОЗНОЙ ЩИТОК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2001
  • Кирпичев Н.С.
RU2184682C1
УБИРАЮЩЕЕСЯ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1995
  • Дубовский Э.А.
  • Фокин В.Б.
RU2088478C1
ГРУЗОПОДЪЕМНАЯ ТРАВЕРСА 1997
  • Банделовский Н.В.
RU2173294C2
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВКИ ПОЛОЖЕНИЯ РУКОЯТКИ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2001
  • Сергеева Е.В.
  • Шадрин В.П.
  • Халдеев В.А.
RU2193991C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ НАВЕСНОЙ СИЛОВОЙ БАЛКИ ПИЛОНА ДВИГАТЕЛЯ С КЕССОНОМ КРЫЛА 2012
  • Баранов Юрий Александрович
  • Брянцев Сергей Федорович
RU2527614C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 130 858 C1

Реферат патента 1999 года КРЫЛО ИЗМЕНЯЕМОЙ КРИВИЗНЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области авиационной техники. Крыло содержит неподвижную (1) и отклоняемую (2) части, соединенные между собой четырехзвенником и гибкой верхней обшивкой (13), нижнюю обшивку (15), закрепленную на отклоняемой части одним концом, а другим концом свободно опирающуюся на неподвижную часть (1). В последней расположены элементы крепления четырехзвенника и серьги (6) привода отклоняемой части, передающие движение на отклоняемую часть крыла. На отклоняемой части крыла закреплены силовые кронштейны с направляющими роликами (8), в которых установлена управляющая рейка (9) с наклонными пазами. В них установлены приводные ролики (11) для передачи усилий с рейки на серьгу. Шарниры крепления четырехзвенника к подвижной и отклоняемой частям расположены так, что мгновенные центры вращения отклоняемой части, лежащие на пересечении осей звеньев четырехзвенника, во всем диапазоне отклонения находятся на верхней гибкой обшивке, а она шарнирно соединена с нижней обшивкой через опорную стенку (14). Такая конструкция крыла позволяет изменять кривизну в широких пределах, размещать привод отклоняемой части в малых строительных высотах крыла, улучшается аэродинамика крыла. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 130 858 C1

Крыло изменяемой кривизны летательного аппарата, содержащее неподвижную и отклоняемую части, соединенные между собой посредством четырехзвенника и гибкой верхней обшивки, нижнюю обшивку, закрепленную на отклоняемой части одним концом, а другим концом свободно опирающуюся на неподвижную часть, в которой расположены силовые элементы крепления четырехзвенника и серьги привода отклоняемой части крыла, отличающееся тем, что на отклоняемой части закреплены силовые кронштейны с направляющими роликами, поверхность которых образована тором, в них установлена управляющая рейка наклонными пазами и цилиндрическими боковыми поверхностями, внутри наклонных пазов управляющей рейки установлены приводные ролики для передачи усилия с управляющей рейки на серьгу привода отклоняемой части, снабженную опорными роликами, расположенными соосно с приводными и контактирующими с опорными поверхностями силовых кронштейнов, причем шарниры крепления четырехзвенника к отклоняемой и неподвижной частям крыла расположены так, что мгновенные центры вращения отклоняемой части, лежащие на пересечении осей звеньев четырехзвенника во всем диапазоне отклонения, расположены на верхней гибкой обшивке, а она шарнирно соединена посредством опорной стенки с нижней обшивкой отклоняемой части крыла.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2130858C1

US 4351502 A, 28.09.82
Источник поперечных сейсмических волн 1986
  • Переплетчиков Валерий Матвеевич
SU1536331A1
US 4171787 A, 23.10.79
US 3836099 A, 17.09.74
GB 1596642 A, 26.08.81
US 3698668 A, 17.10.72
US 5388788 A, 14.02.95
ВОЛОКОННЫЙ СВЕТОВОД 1994
  • Сорокин Ю.В.
  • Сорокин В.В.
RU2060520C1
GB 2003807 A, 21.03.79
GB 2059368 A, 23.04.81
АДАПТИВНОЕ КРЫЛО 1990
  • Амирьянц Г.А.
SU1762488A1

RU 2 130 858 C1

Авторы

Вахрушев Б.А.

Емелин Р.Н.

Пылаев В.Н.

Даты

1999-05-27Публикация

1997-10-22Подача