ЦЕЛЬНОПОВОРОТНОЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОПЕРЕНИЕ Российский патент 2003 года по МПК B64C5/02 

Описание патента на изобретение RU2207299C1

Изобретение касается авиационной техники и, в частности, конструкции цельноповоротных несущих поверхностей (стабилизатора, киля, крыла и прочих агрегатов) самолета и других летательных аппаратов.

Известна конструкция цельноповоротного оперения с жестким креплением его на оси поворота (М.Н. Шульженко, "Конструкция самолетов", М.: Машиностроение, 1971 г. , стр. 175), в которой ось вращения представляет собой балку, состоящую из верхнего и нижнего поясов, соединенных стенками. Эта балка состыкована с осью круглого сечения, опирающейся на два подшипника. Подшипники крепятся на шпангоутах фюзеляжа. Балка оси вращения расположена по размаху оперения и для восприятия воздушной нагрузки соединена с нервюрами и обшивкой. Имеются передняя и задняя стенки, которые опираются на нервюры. Крутящий момент воспринимается контуром (обшивкой и стенками) и передается через торцевую нервюру на балку оси вращения. Привод поворотного стабилизатора крепится через качалку, расположенную на балке оси вращения.

Недостатком известной конструкции является недостаточная надежность в работе, связанная с тем, что воздушная нагрузка передается на балку оси вращения через сдвиг обшивки при одновременном ее сжатии, что приводит к значительному увеличению ее толщины и соответственно веса конструкции.

Для исключения указанного недостатка предлагается следующая конструкция: два лонжерона - передний и задний, балка оси вращения и две стенки. Передний лонжерон опирается на две опоры - на балку оси вращения и на узел крепления привода стабилизатора, соединенный с торцевой нервюрой, а задний лонжерон одним концом защемлен на балке оси вращения, а вторым опирается на передний лонжерон. При этом пересечение осей заднего лонжерона, балки оси вращения и торцевой нервюры выполнено в одной точке "С" (см. чертеж). Благодаря этому изгибающий момент, пришедший с заднего лонжерона, передается по двум направлениям - на балку оси вращения и на торцевую нервюру. Торцевая нервюра в свою очередь оперта на две опоры - точку привода и балку оси вращения. Остальные нервюры опираются на передний и задний лонжероны. Стенки опираются на нервюры и воспринимают крутящий момент.

Таким образом местная, воздушная нагрузка собирается на силовые элементы каркаса и передается кратчайшим путем на фюзеляж.

На чертеже изображена предлагаемая конструкция. Стабилизатор 1 включает наружную обшивку 2, крепящуюся на внутреннем каркасе, образованном передним лонжероном 3, балкой оси вращения 4 и задним лонжероном 5. Нервюры 6 опираются на указанные силовые элементы, а контур, работающий на кручение, образован обшивками и стенками 7 и 8, опирающимися на нервюры.

Балка оси вращения 4 выполнена на всей длине в виде двух поясов, верхнего и нижнего, образованных для повышения живучести двумя или несколькими силовыми пластинами 9 и 10, соединенных между собой стенками 12.

В зоне крепления к фюзеляжу балка оси вращения имеет кольца 13 и 14, закрепленные через прокладки 15 и 16 с поясами и через диафрагмы 17, 18 и 19 со стенками балки оси вращения. Кольца 13 и 14 являются посадочными местами для опорных подшипников, крепящихся на корпусе 20 летательного аппарата.

Похожие патенты RU2207299C1

название год авторы номер документа
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
ПОДВИЖНОЙ ХВОСТОВОЙ СТАБИЛИЗАТОР ДЛЯ САМОЛЕТА 1997
  • Родченков Ю.Н.
RU2166460C2
ТОРМОЗНОЙ ЩИТОК ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2001
  • Кирпичев Н.С.
RU2184682C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1992
  • Акопян Г.Х.
  • Сысоев В.М.
RU2067543C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ НАВЕСНОЙ СИЛОВОЙ БАЛКИ ПИЛОНА ДВИГАТЕЛЯ С КЕССОНОМ КРЫЛА 2012
  • Баранов Юрий Александрович
  • Брянцев Сергей Федорович
RU2527614C2
САМОЛЕТ И СПОСОБ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТОЯНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1992
  • Жидовецкий К.М.
RU2005663C1
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО САМОЛЕТА-МОНОПЛАНА 1997
  • Симонов М.П.
  • Блинов А.И.
  • Савельевских Е.П.
  • Лапшин М.Е.
  • Капралов И.Н.
  • Чмеренко В.П.
  • Рябышкин Ю.А.
  • Пылаев В.Н.
  • Емелин Р.Н.
  • Присяжнюк О.Е.
  • Прокофьев Б.А.
  • Вахрушев Б.А.
  • Коган Ю.А.
  • Капцевич В.К.
  • Погребинский Е.Л.
  • Соколов А.Н.
RU2173654C2
КРЫЛО САМОЛЕТА И УЗЕЛ СТЫКА ЕГО КОНСОЛЕЙ 2012
  • Цыганков Анатолий Сергеевич
  • Поляков Михаил Семенович
  • Камышов Юрий Александрович
RU2481243C1
Самолет интегральной аэродинамической компоновки 2020
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Рунишев Владимир Александрович
  • Бибиков Сергей Юрьевич
  • Васильев Михаил Борисович
  • Кононов Дмитрий Германович
  • Казеннов Сергей Константинович
  • Кепанов Юрий Николаевич
  • Кузнецов Вадим Николаевич
  • Дульченко Алексей Владимирович
RU2749175C1
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ 2005
  • Клюйкин Станислав Анатольевич
  • Бехтер Юрий Анатольевич
  • Бессмертный Владимир Александрович
  • Зинченко Григорий Иванович
RU2336200C2

Реферат патента 2003 года ЦЕЛЬНОПОВОРОТНОЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОПЕРЕНИЕ

Изобретение относится к конструкциям несущих поверхностей самолета и других летательных аппаратов. Предложенная конструкция включает балку оси вращения и продольные стенки, опирающиеся на нервюры. Ее отличие от известных заключается в том, что смонтированы передний лонжерон, опирающийся на балку оси вращения и на узел крепления привода несущей поверхности, и задний лонжерон, защемленный одним концом на балке оси вращения и опирающийся другим концом на передний лонжерон. Оси заднего лонжерона, балки оси вращения и торцевой нервюры пересекаются в одной точке. Балка оси вращения на всей длине выполнена из двух соединенных стенками силовых поясов, состоящих каждый из одной или нескольких пластин. Стенки и силовые пояса через прокладки жестко соединены с внешними кольцами, которые являются посадочными местами для подшипников крепления балки оси вращения к фюзеляжу. Конструкция характеризуется повышенной эксплуатационной надежностью. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 207 299 C1

Конструкция цельноповоротной несущей поверхности летательного аппарата, включающая балку оси вращения, продольные стенки, опирающиеся на нервюры, отличающаяся тем, что смонтированы передний лонжерон, опирающийся на балку оси вращения и на узел крепления привода несущей поверхности, и задний лонжерон, защемленный одним концом на балке оси вращения и опирающийся другим концом на передний лонжерон, при этом оси заднего лонжерона, балки оси вращения и торцевой нервюры пересекаются в одной точке, балка оси вращения на всей длине выполнена из двух соединенных стенками силовых поясов, состоящих каждый из одной или нескольких пластин, при этом стенки и силовые пояса через прокладки жестко соединены с внешними кольцами, которые являются посадочными местами для подшипников крепления балки оси вращения к фюзеляжу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2207299C1

ШУЛЬЖЕНКО М.Н
Конструкция самолетов
- М.: Машиностроение, 1971, с
Ручной прибор для загибания кромок листового металла 1921
  • Лапп-Старженецкий Г.И.
SU175A1
ПОДВИЖНОЙ ХВОСТОВОЙ СТАБИЛИЗАТОР ДЛЯ САМОЛЕТА 1997
  • Родченков Ю.Н.
RU2166460C2
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ 1991
  • Рогожкин Ю.М.
RU2040431C1
US 4291853 A, 29.09.1981.

RU 2 207 299 C1

Авторы

Погосян М.А.

Рябышкин Ю.А.

Чуднов А.В.

Блинов А.И.

Даты

2003-06-27Публикация

2002-03-29Подача