АВАРИЙНО-СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА Российский патент 1999 года по МПК B64D25/00 

Описание патента на изобретение RU2130874C1

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам, применяющимся для определения мест катастроф летательных аппаратов.

Известны системы поиска пропавших (потерпевших катастрофу) летательных аппаратов, работающие в Международной космической системе обнаружения, терпящих бедствие КОСПАС-САРСАТ, использующие в своей основе аварийный радиобуй (см. "Аварийный авиационный катапультируемый радиобуй "Вешка-Р", Разработчик НИИ точных приборов. г.Москва).

Однако применение данного устройства предполагает наличие пиротехники, что противоречит требованиям безопасности и снижает надежность поиска, препятствуя таким образом его использованию на пассажирских самолетах.

Известны также аварийно-сигнальные средства, применяемые на самолетах (см. "Руководство по технической эксплуатации самолета ТУ-154М, раздел 025.64.00 стр. 3, 4, издания АНТК им.А.Н.Туполева.") и входящие в комплект аварийно-спасательного оборудования, используемого в случае вынужденной посадки самолета на сушу или на воду. Это переносные радиомаяки и аварийные радиостанции, размещаемые в гардеробе экипажа, вероятность разрушения которых при столкновении самолета с землей очень велика. Соответственно низка надежность поиска при использовании этих устройств.

Задачей предлагаемого решения является повышение надежности поиска при соблюдении требований безопасности и сокращение затрат при поиске потерпевших катастрофу летательных аппаратов. Поставленный технический результат достигается тем, что в аварийно-сигнальной системе, содержащей радиобуй с парашютом, расположенные в нише на летательном аппарате, механизм вывода радиобуя из ниши и блок определения экстремальной ситуации, управляющий механизмом вывода радиобуя из ниши, радиобуй соединен с конструкцией летательного аппарата буксировочным фалом и снабжен датчиком наличия воды, надувным плавательным средством и устройством расцепления.

Преимущества предлагаемой системы - вывод из специальной ниши радиобуя и включение средств радиосвязи буя происходит не в момент соприкосновения с землей, а заблаговременно, при возникновении аварийной ситуации, при этом время работы радиобуя увеличивается, а вероятность повреждения его при столкновения с землей снижается.

Если катастрофической ситуации удалось избежать, радиобуй с парашютом, буксируемый за самолетом, не помешает завершению полета.

На фиг. 1 представлена система в рабочем состоянии.

На фиг. 2 показаны элементы системы в убранном положении.

На фиг. 3 - то же, в момент выталкивания радиобуя из специальной ниши.

На фиг. 4 - то же, при полностью раскрытом парашюте, вытягивающем радиобуй в рабочее положение.

Система включает в себя радиобуй 1 с упором 2, толкателем 3, узлом 4 соединения строп 5, парашют 6, размещаемые в специальной нише 7 летательного аппарата 8; управляющий блок 9, принимающий сигналы датчиков (на фиг. 1-4 не показаны), фиксирующих параметры полета, и соединенный с тумблером, расположенным в кабине экипажа (на фигурах не показан); механизм вывода 10 с замком 11; буксировочный фал 12, соединенный с конструкцией летательного аппарата узлом 13 и с радиобуем посредством устройства расцепления 14.

Парашют состоит из подпружиненных пластин 15 с фиксатором 16, а радиобуй снабжен датчиком наличия воды 17 и надувным плавательным средством 18.

Система работает следующим образом.

При возникновении аварийной ситуации, которая характеризуется критическими значениями ряда параметров полета летательного аппарата 8 (например, запредельными величинами углов, скоростей снижения, недопустимых перегрузок и опасного сближения с землей), управляющий блок 9, приняв сигнала от соответствующего датчика или непосредственно от пилота, включившего тумблер, формирует сигнал на срабатывание механизма вывода 10. При этом открывается замок 11 и в результате воздействия на толкатель 3 механизма вывода 10 радиобуй 1, соединенный в узле 4 со стропами 5 парашюта 6 и скрепленный упором 2 с фиксатором 16 подпружиненных пластин 15 парашюта 6, выталкивается из специальной ниши 7. Раскрывшийся посредством подпружиненных пластин 15 парашют 6 вытягивает радиобуй 1, удаляя последний от летательного аппарата на длину буксировочного фала 12. Буксировка радиобуя продолжается до момента столкновения летательного аппарата с землей или с водной поверхностью. Одновременно, с выводом из специальной ниши 7 включаются средства радиосвязи буя, подающие сигналы бедствия в систему космической связи КОСПАС-САРСАТ. При контакте с водной поверхностью установленный в радиобуе датчик наличия воды 17 формирует сигнал на раскрытие надувного плавсредства 18, а в случае полного погружения корпуса радиобуя в воду - на срабатывание устройства расцепления 14, разъединяя, таким образом, радиобуй с летательным аппаратом.

Ожидается широкое использование предложенного технического решения аварийно-спасательными службами гражданской и военной авиаций.

Похожие патенты RU2130874C1

название год авторы номер документа
АВАРИЙНО-СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА 2007
  • Заренков Вячеслав Адамович
  • Заренков Дмитрий Вячеславович
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Койнаш Борис Васильевич
RU2355603C1
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУЙ ДЛЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2022
  • Васильев Вадим Александрович
  • Труханов Александр Викторович
  • Устинов Евгений Михайлович
RU2793818C1
СПОСОБ ЭКСТРЕННОЙ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ ОБЪЕКТАМ СПАСЕНИЯ, ПОПАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ В УДАЛЕННЫХ БЕЗЛЮДНЫХ РАЙОНАХ ЗЕМНОГО ШАРА С НЕТОЧНО ИЗВЕСТНЫМИ КООРДИНАТАМИ И АЭРОБАЛЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Вокин Григорий Григорьевич
RU2076759C1
Станция (система) приёма и обработки информации от среднеорбитального сегмента космической системы поиска и спасания и способ управления наведением антенн этой станции 2015
  • Федосеев Андрей Викторович
  • Селезнев Владимир Васильевич
  • Антонов Дмитрий Валентинович
  • Белоглазова Надежда Юрьевна
  • Дедов Николай Вадимович
  • Суринов Анатолий Серафимович
  • Семин Виктор Иванович
  • Архангельский Вячеслав Андреевич
  • Литвин Анатолий Иванович
RU2622390C2
СПОСОБ СПАСЕНИЯ НА ВОДЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ НА ВОДЕ 2014
  • Титлянов Владимир Александрович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Шалагин Николай Николаевич
  • Сувалов Анатолий Борисович
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2574674C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА 1996
  • Шенгардт А.С.
  • Скрыпник В.И.
  • Завадский В.К.
  • Кузнецов В.И.
  • Синев В.Ю.
  • Столяров Ю.Е.
RU2110445C1
Автономная локационная система летательного аппарата 2018
  • Ли Джеймс Гордон
RU2759033C2
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОЙ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ ЛЮДЯМ В УДАЛЕННЫХ РАЙОНАХ С НЕТОЧНО ИЗВЕСТНЫМИ КООРДИНАТАМИ И РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС ОПЕРАТИВНОЙ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ 2016
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Благов Анатолий Викторович
  • Довгодуш Сергей Иванович
  • Матросов Андрей Викторович
  • Харламов Игорь Васильевич
RU2651350C1
МНОГОЦЕЛЕВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 2008
  • Брунов Геннадий Александрович
  • Германов Александр Васильевич
  • Пичхадзе Константин Михайлович
  • Полищук Георгий Максимович
  • Родин Александр Львович
  • Федоров Олег Сергеевич
  • Носенко Юрий Иванович
  • Селин Виктор Александрович
  • Асмус Василий Валентинович
  • Дядюченко Валерий Николаевич
RU2360848C1
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ РАДИОМАЯК 2010
  • Королев Юрий Николаевич
  • Лобов Александр Александрович
  • Мороз Сергей Михайлович
RU2438144C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 130 874 C1

Реферат патента 1999 года АВАРИЙНО-СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аварийно-сигнальная система используется в авиации. В ее состав входит радиобуй с парашютом, расположенные в нише на летательном аппарате, механизм вывода радиобуя из ниши и блок определения экстремальной ситуации, управляющий механизмом вывода радиобуя из ниши. Радиобуй снабжен датчиком наличия воды, надувным плавательным средством и устройством расцепления. Радиобуй соединен с конструкцией летательного аппарата буксировочным фалом, что обеспечивает расположение радиобуя в непосредственной близости от терпящего бедствие летательного аппарата. Увеличивается надежность поиска как на суше, так и на море. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 130 874 C1

1. Аварийно-сигнальная система, содержащая радиобуй с парашютом, расположенные в нише на летательном аппарате, механизм вывода радиобуя из ниши и блок определения экстремальной ситуации, управляющий механизмом вывода радиобуя из ниши, отличающаяся тем, что радиобуй соединен с конструкцией летательного аппарата буксировочным фалом. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что радиобуй снабжен датчиком наличия воды, надувным плавательным средством и устройством расцепления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2130874C1

Способ приготовления кирпичей для футеровки печей, служащих для получения сернистого натрия из серно-натриевой соли 1921
  • Настюков А.М.
SU154A1
Аварийный авиационный катапультируемый радиобуй "Вешка-Р"
- М.: НИИТП, 1995
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Шувалов А.М.
  • Тюх В.М.
  • Клейменов О.А.
  • Зазуля А.Н.
  • Кочергин С.В.
RU2228458C2
US 3623681, 30.11.71
US 3465987, 09.09.69.

RU 2 130 874 C1

Авторы

Шенгардт А.С.

Джамгаров С.Г.

Селиханович А.Г.

Столяров Ю.Е.

Шишмарев А.В.

Даты

1999-05-27Публикация

1997-09-17Подача