Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам, применяющимся для определения мест катастроф летательных аппаратов.
Известны системы поиска пропавших (потерпевших катастрофу) летательных аппаратов, работающие в Международной космической системе обнаружения, терпящих бедствие КОСПАС-САРСАТ, использующие в своей основе аварийный радиобуй (см. "Аварийный авиационный катапультируемый радиобуй "Вешка-Р", Разработчик НИИ точных приборов. г.Москва).
Однако применение данного устройства предполагает наличие пиротехники, что противоречит требованиям безопасности и снижает надежность поиска, препятствуя таким образом его использованию на пассажирских самолетах.
Известны также аварийно-сигнальные средства, применяемые на самолетах (см. "Руководство по технической эксплуатации самолета ТУ-154М, раздел 025.64.00 стр. 3, 4, издания АНТК им.А.Н.Туполева.") и входящие в комплект аварийно-спасательного оборудования, используемого в случае вынужденной посадки самолета на сушу или на воду. Это переносные радиомаяки и аварийные радиостанции, размещаемые в гардеробе экипажа, вероятность разрушения которых при столкновении самолета с землей очень велика. Соответственно низка надежность поиска при использовании этих устройств.
Задачей предлагаемого решения является повышение надежности поиска при соблюдении требований безопасности и сокращение затрат при поиске потерпевших катастрофу летательных аппаратов. Поставленный технический результат достигается тем, что в аварийно-сигнальной системе, содержащей радиобуй с парашютом, расположенные в нише на летательном аппарате, механизм вывода радиобуя из ниши и блок определения экстремальной ситуации, управляющий механизмом вывода радиобуя из ниши, радиобуй соединен с конструкцией летательного аппарата буксировочным фалом и снабжен датчиком наличия воды, надувным плавательным средством и устройством расцепления.
Преимущества предлагаемой системы - вывод из специальной ниши радиобуя и включение средств радиосвязи буя происходит не в момент соприкосновения с землей, а заблаговременно, при возникновении аварийной ситуации, при этом время работы радиобуя увеличивается, а вероятность повреждения его при столкновения с землей снижается.
Если катастрофической ситуации удалось избежать, радиобуй с парашютом, буксируемый за самолетом, не помешает завершению полета.
На фиг. 1 представлена система в рабочем состоянии.
На фиг. 2 показаны элементы системы в убранном положении.
На фиг. 3 - то же, в момент выталкивания радиобуя из специальной ниши.
На фиг. 4 - то же, при полностью раскрытом парашюте, вытягивающем радиобуй в рабочее положение.
Система включает в себя радиобуй 1 с упором 2, толкателем 3, узлом 4 соединения строп 5, парашют 6, размещаемые в специальной нише 7 летательного аппарата 8; управляющий блок 9, принимающий сигналы датчиков (на фиг. 1-4 не показаны), фиксирующих параметры полета, и соединенный с тумблером, расположенным в кабине экипажа (на фигурах не показан); механизм вывода 10 с замком 11; буксировочный фал 12, соединенный с конструкцией летательного аппарата узлом 13 и с радиобуем посредством устройства расцепления 14.
Парашют состоит из подпружиненных пластин 15 с фиксатором 16, а радиобуй снабжен датчиком наличия воды 17 и надувным плавательным средством 18.
Система работает следующим образом.
При возникновении аварийной ситуации, которая характеризуется критическими значениями ряда параметров полета летательного аппарата 8 (например, запредельными величинами углов, скоростей снижения, недопустимых перегрузок и опасного сближения с землей), управляющий блок 9, приняв сигнала от соответствующего датчика или непосредственно от пилота, включившего тумблер, формирует сигнал на срабатывание механизма вывода 10. При этом открывается замок 11 и в результате воздействия на толкатель 3 механизма вывода 10 радиобуй 1, соединенный в узле 4 со стропами 5 парашюта 6 и скрепленный упором 2 с фиксатором 16 подпружиненных пластин 15 парашюта 6, выталкивается из специальной ниши 7. Раскрывшийся посредством подпружиненных пластин 15 парашют 6 вытягивает радиобуй 1, удаляя последний от летательного аппарата на длину буксировочного фала 12. Буксировка радиобуя продолжается до момента столкновения летательного аппарата с землей или с водной поверхностью. Одновременно, с выводом из специальной ниши 7 включаются средства радиосвязи буя, подающие сигналы бедствия в систему космической связи КОСПАС-САРСАТ. При контакте с водной поверхностью установленный в радиобуе датчик наличия воды 17 формирует сигнал на раскрытие надувного плавсредства 18, а в случае полного погружения корпуса радиобуя в воду - на срабатывание устройства расцепления 14, разъединяя, таким образом, радиобуй с летательным аппаратом.
Ожидается широкое использование предложенного технического решения аварийно-спасательными службами гражданской и военной авиаций.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВАРИЙНО-СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА | 2007 |
|
RU2355603C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУЙ ДЛЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2022 |
|
RU2793818C1 |
СПОСОБ ЭКСТРЕННОЙ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ ОБЪЕКТАМ СПАСЕНИЯ, ПОПАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ В УДАЛЕННЫХ БЕЗЛЮДНЫХ РАЙОНАХ ЗЕМНОГО ШАРА С НЕТОЧНО ИЗВЕСТНЫМИ КООРДИНАТАМИ И АЭРОБАЛЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2076759C1 |
Станция (система) приёма и обработки информации от среднеорбитального сегмента космической системы поиска и спасания и способ управления наведением антенн этой станции | 2015 |
|
RU2622390C2 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ НА ВОДЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ НА ВОДЕ | 2014 |
|
RU2574674C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ САМОЛЕТА | 1996 |
|
RU2110445C1 |
Автономная локационная система летательного аппарата | 2018 |
|
RU2759033C2 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОЙ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ ЛЮДЯМ В УДАЛЕННЫХ РАЙОНАХ С НЕТОЧНО ИЗВЕСТНЫМИ КООРДИНАТАМИ И РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС ОПЕРАТИВНОЙ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ | 2016 |
|
RU2651350C1 |
МНОГОЦЕЛЕВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 2008 |
|
RU2360848C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ РАДИОМАЯК | 2010 |
|
RU2438144C1 |
Аварийно-сигнальная система используется в авиации. В ее состав входит радиобуй с парашютом, расположенные в нише на летательном аппарате, механизм вывода радиобуя из ниши и блок определения экстремальной ситуации, управляющий механизмом вывода радиобуя из ниши. Радиобуй снабжен датчиком наличия воды, надувным плавательным средством и устройством расцепления. Радиобуй соединен с конструкцией летательного аппарата буксировочным фалом, что обеспечивает расположение радиобуя в непосредственной близости от терпящего бедствие летательного аппарата. Увеличивается надежность поиска как на суше, так и на море. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Способ приготовления кирпичей для футеровки печей, служащих для получения сернистого натрия из серно-натриевой соли | 1921 |
|
SU154A1 |
Аварийный авиационный катапультируемый радиобуй "Вешка-Р" | |||
- М.: НИИТП, 1995 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2001 |
|
RU2228458C2 |
US 3623681, 30.11.71 | |||
US 3465987, 09.09.69. |
Авторы
Даты
1999-05-27—Публикация
1997-09-17—Подача