Изобретение относится к приводам реактивных сопел авиационных газотурбинных двигателей, а именно, к силовым пневмоцилиндрам управления створками сопла, работающим в условиях односторонних высоких температур.
Известен пневмоцилиндр для механизма поворота лопаток осевой турбомашины, содержащий корпус с днищем, поршень со штоком и серьгой. Пневмоцилиндр соединен с корпусом и элементами механизма поворота лопаток осевого компрессора [1].
Известен пневмоцилиндр привода реактивного сопла газотурбинного двигателя с подводом воздуха в штоковую полость. Пневмоцилиндр серьгами соединен с элементами кинематики реактивного сопла. Пневмоцилиндр воздействует на створки реактивного сопла и управляет его геометрией [2].
К недостаткам указанного пневмоцилиндра следует отнести то, что его стенка изменяет свою форму в поперечном сечении от цилиндрической к грушевидной из-за ее одностороннего нагрева реактивным соплом. Изменяется форма стенки пневмоцилиндра и в продольном направлении. Некруглость стенки приводит к повышенному расходу воздуха из-за неплотного прилегания поршня к стенке, а нарушение линейности стенки пневмоцилиндра может привести к заклиниванию поршня. Помимо этого, неравномерный нагрев пневмоцилиндра может привести к разрушению износостойкого покрытия на его внутренней стенке, которое там, как правило, имеется.
Задача изобретения - снижение неравномерности разогрева пневмоцилиндра и, как следствие, повышение надежности его работы.
Поставленная задача достигается тем, что в пневмоцилиндре привода реактивного сопла газотурбинного двигателя, с подводом воздуха в штоковую полость, с наружной стороны пневмоцилиндра установлен кожух, образующий с пневмоцилиндром полость охлаждения, вход которой соединен с бесштоковой полостью, а выход выполнен в сторону оси реактивного сопла.
Выход из полости охлаждения может быть выполнен в виде отверстий, площадь которых выбрана убывающей в обе стороны от линии, соединяющей продольные оси реактивного сопла и пневмоцилиндра. Отверстия выхода, выполненные по обе стороны от линии, соединяющей ось реактивного сопла с осью цилиндра, могут быть размещены в секторе до 180 градусов.
Новым в изобретении является то, что с наружной стороны пневмоцилиндра установлен кожух, образующий с пневмоцилиндром полость охлаждения, вход которой соединен с бесштоковой полостью, а выход выполнен в сторону оси реактивного сопла.
Кроме того, выход из полости охлаждения выполнен в виде отверстий, площадь которых выбрана убывающей в обе стороны от линии, соединяющей продольные оси реактивного сопла и пневмоцилиндра, причем отверстия выхода, выполненные по обе стороны от линии, соединяющей ось реактивного сопла с осью пневмоцилиндра, размещены в секторе до 180 градусов.
Размещение с наружной стороны пневмоцилиндра кожуха, образующего с корпусом полость охлаждения, позволяет пневмоцилиндру иметь экран от излучения со стороны раскаленного сопла и канал для прохода по нему охлаждающего воздуха. Соединение входа полости охлаждения с бесштоковой полостью позволяет использовать для охлаждения пневмоцилиндра относительно недорогой воздух "утечек". Выполнение выхода из полости охлаждения в сторону оси реактивного сопла, то есть в сторону излучения реактивного сопла, позволяет более интенсивно охлаждать как раз более нагретую сторону пневмоцилиндра, повернутую к оси сопла, что в свою очередь позволяет снизить окружную неравномерность нагрева пневмоцилиндра. В результате этого пневмоцилиндр меньше изменяет свою форму (прямолинейность в продольном сечении и некруглость в поперечном сечении) при работе сопла, что уменьшает вероятность заклинивания поршня и разрушения покрытия рабочей поверхности пневмоцилиндра.
На фиг. 1 показан продольный разрез пневмоцилиндра с закрепленным на нем кожухом;
на фиг. 2 показаны выходные отверстия для охлаждающего воздуха, выполненные со стороны горячей части реактивного сопла.
Пневмоцилиндр привода реактивного сопла газотурбинного двигателя содержит корпус 1 с крышкой 2, поршень 3 и кожух 4. В корпусе 1 выполнены отверстие 5 подвода воздуха в штоковую полость 6 и отверстия 7, соединяющие бесштоковую полость 8 со входом полости охлаждения 9, образованной наружной стенкой корпуса 1 и кожухом 4. У полости охлаждения 9 выход 10 выполнен с противоположного торца корпуса 1 в сторону оси 11 реактивного сопла. Выход 10 из полости охлаждения 9 может быть выполнен в виде отверстий разных площадей в секторе в 180 градусов от линии 12, соединяющей ось 11 реактивного сопла с осью 13 пневмоцилиндра. В поршне 3 установлены уплотнительные кольца 14, контактирующие с рабочей поверхностью корпуса 1.
При работе пневмоцилиндра воздух подается в штоковую полость 6 пневмоцилиндра. Воздух, проходящий через уплотнительные кольца 14 поршня 3, через отверстия 7 подается в полость охлаждения 9. Воздух, проходя через полость охлаждения 9, охлаждает корпус 1 и выбрасывается через отверстия 12 наружу. При этом наиболее охлаждаемой оказывается наиболее нагретая часть корпуса 1, повернутая к оси реактивного сопла. Это более лучшее охлаждение этой части корпуса позволяет уменьшить температурный перепад корпуса в окружном направлении. Тем самым обеспечивается большая цилиндричность и прямолинейность корпуса пневмоцилиндра, что ведет к повышению надежности его работы.
Источники информации:
1. Патент Франции N 2267454, МКИ F 02 C 7/00, опубликовано 7.11.75.
2. Патент РФ N 1009150, 01.04.80 г, МКИ F 02 K 1/12 - прототипо
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР | 2001 |
|
RU2196925C1 |
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2144995C1 |
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ВХОДНОЙ НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2199670C1 |
ДВУХРОТОРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2153590C1 |
НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА | 2000 |
|
RU2184879C1 |
РАБОЧАЯ ЛОПАТКА ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА | 2000 |
|
RU2184878C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КОРПУСОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2117796C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ВОЗДУХА, ОХЛАЖДАЮЩЕГО ТУРБИНУ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2194179C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2173818C2 |
СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2215348C2 |
Пневмоцилиндр привода реактивного сопла газотурбинного двигателя относится к приводам реактивных сопел авиационных газотурбинных двигателей, работающих в условиях односторонних высоких температур. Технический результат заключается в снижении неравномерности разогрева пневмоцилиндра и, как следствие, повышении надежности его работы. При работе пневмоцилиндра воздух подается в штоковую полость пневмоцилиндра. Воздух, проходящий через уплотнительные кольца поршня, а затем через отверстия, соединяющие бесштоковую полость со входом полости охлаждения, охлаждает корпус и выбрасывается через отверстия наружу. При этом наиболее охлаждаемой оказывается наиболее нагретая часть корпуса, повернутая к оси реактивного сопла. Это более лучшее охлаждение этой части корпуса позволяет уменьшить температурный перепад корпуса в окружном направлении, тем самым обеспечивается большая цилиндричность и прямолинейность корпуса пневмоцилиндра, что ведет к повышению надежности его работы. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
SU, 1009150 A1, 20.08.96 | |||
SU, 714101 A, 05.02.80 | |||
SU, 208174 A, 10.03.69 | |||
RU, 2052147 C1, 10.01.96 | |||
SU, 74137 A, 28.02.49 | |||
SU, 1064695 A1, 20.10.96 | |||
SU, 826059 A, 30.04.81 | |||
RU, 2011873 C1, 30.04.94 | |||
RU, 2018011 C1, 15.08.94 | |||
US, 3874169 A, 01.04.75 | |||
FR, 2278925 A, 19.03.76 | |||
FR, 2267454 A, 12.12.75. |
Авторы
Даты
1999-06-20—Публикация
1997-05-14—Подача