ПНЕВМОЦИЛИНДР ПРИВОДА РЕАКТИВНОГО СОПЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 1999 года по МПК F02K1/12 

Описание патента на изобретение RU2131988C1

Изобретение относится к приводам реактивных сопел авиационных газотурбинных двигателей, а именно, к силовым пневмоцилиндрам управления створками сопла, работающим в условиях односторонних высоких температур.

Известен пневмоцилиндр для механизма поворота лопаток осевой турбомашины, содержащий корпус с днищем, поршень со штоком и серьгой. Пневмоцилиндр соединен с корпусом и элементами механизма поворота лопаток осевого компрессора [1].

Известен пневмоцилиндр привода реактивного сопла газотурбинного двигателя с подводом воздуха в штоковую полость. Пневмоцилиндр серьгами соединен с элементами кинематики реактивного сопла. Пневмоцилиндр воздействует на створки реактивного сопла и управляет его геометрией [2].

К недостаткам указанного пневмоцилиндра следует отнести то, что его стенка изменяет свою форму в поперечном сечении от цилиндрической к грушевидной из-за ее одностороннего нагрева реактивным соплом. Изменяется форма стенки пневмоцилиндра и в продольном направлении. Некруглость стенки приводит к повышенному расходу воздуха из-за неплотного прилегания поршня к стенке, а нарушение линейности стенки пневмоцилиндра может привести к заклиниванию поршня. Помимо этого, неравномерный нагрев пневмоцилиндра может привести к разрушению износостойкого покрытия на его внутренней стенке, которое там, как правило, имеется.

Задача изобретения - снижение неравномерности разогрева пневмоцилиндра и, как следствие, повышение надежности его работы.

Поставленная задача достигается тем, что в пневмоцилиндре привода реактивного сопла газотурбинного двигателя, с подводом воздуха в штоковую полость, с наружной стороны пневмоцилиндра установлен кожух, образующий с пневмоцилиндром полость охлаждения, вход которой соединен с бесштоковой полостью, а выход выполнен в сторону оси реактивного сопла.

Выход из полости охлаждения может быть выполнен в виде отверстий, площадь которых выбрана убывающей в обе стороны от линии, соединяющей продольные оси реактивного сопла и пневмоцилиндра. Отверстия выхода, выполненные по обе стороны от линии, соединяющей ось реактивного сопла с осью цилиндра, могут быть размещены в секторе до 180 градусов.

Новым в изобретении является то, что с наружной стороны пневмоцилиндра установлен кожух, образующий с пневмоцилиндром полость охлаждения, вход которой соединен с бесштоковой полостью, а выход выполнен в сторону оси реактивного сопла.

Кроме того, выход из полости охлаждения выполнен в виде отверстий, площадь которых выбрана убывающей в обе стороны от линии, соединяющей продольные оси реактивного сопла и пневмоцилиндра, причем отверстия выхода, выполненные по обе стороны от линии, соединяющей ось реактивного сопла с осью пневмоцилиндра, размещены в секторе до 180 градусов.

Размещение с наружной стороны пневмоцилиндра кожуха, образующего с корпусом полость охлаждения, позволяет пневмоцилиндру иметь экран от излучения со стороны раскаленного сопла и канал для прохода по нему охлаждающего воздуха. Соединение входа полости охлаждения с бесштоковой полостью позволяет использовать для охлаждения пневмоцилиндра относительно недорогой воздух "утечек". Выполнение выхода из полости охлаждения в сторону оси реактивного сопла, то есть в сторону излучения реактивного сопла, позволяет более интенсивно охлаждать как раз более нагретую сторону пневмоцилиндра, повернутую к оси сопла, что в свою очередь позволяет снизить окружную неравномерность нагрева пневмоцилиндра. В результате этого пневмоцилиндр меньше изменяет свою форму (прямолинейность в продольном сечении и некруглость в поперечном сечении) при работе сопла, что уменьшает вероятность заклинивания поршня и разрушения покрытия рабочей поверхности пневмоцилиндра.

На фиг. 1 показан продольный разрез пневмоцилиндра с закрепленным на нем кожухом;
на фиг. 2 показаны выходные отверстия для охлаждающего воздуха, выполненные со стороны горячей части реактивного сопла.

Пневмоцилиндр привода реактивного сопла газотурбинного двигателя содержит корпус 1 с крышкой 2, поршень 3 и кожух 4. В корпусе 1 выполнены отверстие 5 подвода воздуха в штоковую полость 6 и отверстия 7, соединяющие бесштоковую полость 8 со входом полости охлаждения 9, образованной наружной стенкой корпуса 1 и кожухом 4. У полости охлаждения 9 выход 10 выполнен с противоположного торца корпуса 1 в сторону оси 11 реактивного сопла. Выход 10 из полости охлаждения 9 может быть выполнен в виде отверстий разных площадей в секторе в 180 градусов от линии 12, соединяющей ось 11 реактивного сопла с осью 13 пневмоцилиндра. В поршне 3 установлены уплотнительные кольца 14, контактирующие с рабочей поверхностью корпуса 1.

При работе пневмоцилиндра воздух подается в штоковую полость 6 пневмоцилиндра. Воздух, проходящий через уплотнительные кольца 14 поршня 3, через отверстия 7 подается в полость охлаждения 9. Воздух, проходя через полость охлаждения 9, охлаждает корпус 1 и выбрасывается через отверстия 12 наружу. При этом наиболее охлаждаемой оказывается наиболее нагретая часть корпуса 1, повернутая к оси реактивного сопла. Это более лучшее охлаждение этой части корпуса позволяет уменьшить температурный перепад корпуса в окружном направлении. Тем самым обеспечивается большая цилиндричность и прямолинейность корпуса пневмоцилиндра, что ведет к повышению надежности его работы.

Источники информации:
1. Патент Франции N 2267454, МКИ F 02 C 7/00, опубликовано 7.11.75.

2. Патент РФ N 1009150, 01.04.80 г, МКИ F 02 K 1/12 - прототипо

Похожие патенты RU2131988C1

название год авторы номер документа
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР 2001
  • Гойхенберг М.М.
  • Канахин Ю.А.
  • Лебедев В.А.
RU2196925C1
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Волков А.И.
  • Гойхенберг М.М.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Канахин Ю.А.
  • Чепкин В.М.
RU2144995C1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ВХОДНОЙ НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Иванов А.П.
  • Критский В.Ю.
RU2199670C1
ДВУХРОТОРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Андреев А.В.
  • Гойхенберг М.М.
  • Канахин Ю.А.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Чепкин В.М.
RU2153590C1
НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА 2000
  • Иванов А.П.
  • Критский В.Ю.
  • Уваров И.Е.
RU2184879C1
РАБОЧАЯ ЛОПАТКА ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА 2000
  • Некрасов С.С.
  • Медов Ю.В.
RU2184878C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КОРПУСОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Сладков М.К.
  • Марчуков Ю.П.
  • Райков Ю.В.
RU2117796C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ВОЗДУХА, ОХЛАЖДАЮЩЕГО ТУРБИНУ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Гойхенберг М.М.
  • Колесниченко В.Г.
  • Марчуков Е.Ю.
RU2194179C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Кузнецов В.А.
  • Токарев В.В.
RU2173818C2
СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Иноземцев А.А.
  • Медведев А.В.
  • Хрящиков М.С.
  • Кириевский Ю.Е.
RU2215348C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 131 988 C1

Реферат патента 1999 года ПНЕВМОЦИЛИНДР ПРИВОДА РЕАКТИВНОГО СОПЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Пневмоцилиндр привода реактивного сопла газотурбинного двигателя относится к приводам реактивных сопел авиационных газотурбинных двигателей, работающих в условиях односторонних высоких температур. Технический результат заключается в снижении неравномерности разогрева пневмоцилиндра и, как следствие, повышении надежности его работы. При работе пневмоцилиндра воздух подается в штоковую полость пневмоцилиндра. Воздух, проходящий через уплотнительные кольца поршня, а затем через отверстия, соединяющие бесштоковую полость со входом полости охлаждения, охлаждает корпус и выбрасывается через отверстия наружу. При этом наиболее охлаждаемой оказывается наиболее нагретая часть корпуса, повернутая к оси реактивного сопла. Это более лучшее охлаждение этой части корпуса позволяет уменьшить температурный перепад корпуса в окружном направлении, тем самым обеспечивается большая цилиндричность и прямолинейность корпуса пневмоцилиндра, что ведет к повышению надежности его работы. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 131 988 C1

1. Пневмоцилиндр привода реактивного сопла газотурбинного двигателя с подводом воздуха в штоковую полость, отличающийся тем, что с наружной стороны пневмоцилиндра установлен кожух, образующий с пневмоцилиндром полость охлаждения, вход которой соединен с бесштоковой полостью, а выход выполнен в сторону оси реактивного сопла. 2. Пневмоцилиндр привода по п.1, отличающийся тем, что выход из полости охлаждения выполнен в виде отверстий, площадь которых выбрана убывающей в обе стороны от линии, соединяющей продольные оси реактивного сопла и пневмоцилиндра. 3. Пневмоцилиндр привода по пп.1 и 2, отличающийся тем, что отверстия выхода, выполненные по обе стороны от линии, соединяющей продольные оси реактивного сопла и пневмоцилиндра, размещены в секторе до 180o.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2131988C1

SU, 1009150 A1, 20.08.96
SU, 714101 A, 05.02.80
SU, 208174 A, 10.03.69
RU, 2052147 C1, 10.01.96
SU, 74137 A, 28.02.49
SU, 1064695 A1, 20.10.96
SU, 826059 A, 30.04.81
RU, 2011873 C1, 30.04.94
RU, 2018011 C1, 15.08.94
US, 3874169 A, 01.04.75
FR, 2278925 A, 19.03.76
FR, 2267454 A, 12.12.75.

RU 2 131 988 C1

Авторы

Имаев Т.Ф.

Даты

1999-06-20Публикация

1997-05-14Подача