Изобретение относится к области конструирования газотурбинного двигателя (далее ГТД), а именно узлов двигателя, служащих для регулирования и управления изменениями газового потока, расположенных в части статора.
Известен регулируемый сопловый аппарат турбины, содержащий наружный корпус, внутреннее кольцо, направляющие лопатки, состоящие из стойки и закрылка, где стойка неподвижно закреплена в корпусе на кольцевых заплечиках, а закрылок может поворачиваться на определенный угол [1].
Недостатком данного устройства является плохая согласованность стойки и закрылка, что требует больших зазоров между ними, иначе может происходить заклинивание закрылка.
Наиболее близким к заявленному решению является регулируемый входной направляющий аппарат компрессора ГТД, содержащий наружный корпус, внутреннее кольцо, между которыми установлены направляющие лопатки, включающие неподвижные стойки с цилиндрическими цапфами и закрылки с цилиндрическими цапфами, установленными в наружном корпусе и внутреннем кольце с возможностью поворота [2].
Недостаток данного изобретения состоит в сложности изготовления и сборки узла.
Выполнение точных соосных отверстий малого диаметра в цапфах подвижной части (закрылка) верхней и нижней при большом расстоянии между ними приводит при изготовлении к уводу сверла, а выполнение соответствующих цапф стойки, контактирующих с этими отверстиями (цапфа в цапфе), приводит к большому биению между ними.
Центровка цапф поворотного закрылка по двум поверхностям будет приводить к заклиниванию закрылка при повороте.
Вся предложенная конструкция в целом требует больших зазоров в трущихся парах, это ведет к быстрой выработке деталей и снижению ресурса их работы. Разъемы в наружном корпусе в месте основной заделки опоры закрылка снижают жесткость и работоспособность входного направляющего аппарата.
Задача изобретения - обеспечить необходимую точность изготовления конструкции, облегчение сборки и увеличение ресурса работы.
Указанная задача достигается тем, что регулируемый входной направляющий аппарат компрессора ГТД содержит наружный корпус, внутреннее кольцо, между которыми установлены направляющие лопатки, включающие неподвижные стойки с цилиндрическими цапфами и закрылки с цилиндрическими цапфами, установленными в отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца с возможностью поворота, и со стороны проточной части компрессора на цапфах стоек образованы прямоугольные полки, установленные в ответных пазах, выполненных на внутреннем кольце и наружном корпусе, цапфы стоек размещены в дополнительных отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца и зафиксированы в наружном корпусе гайками, размещенными на наружной поверхности корпуса, а внутреннее кольцо выполнено с двумя вертикальными разъемами в плоскостях, проходящих по оси цапф стоек и закрылков.
При этом ответные пазы выполнены прямоугольными или в виде кольцевых пазов.
Новым здесь является то, что со стороны проточной части компрессора на цапфах стоек образованы прямоугольные полки, установленные в ответных пазах, выполненных на внутреннем кольце и наружном корпусе, цапфы стоек размещены в дополнительных отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца и зафиксированы в наружном корпусе гайками, размещенными на наружной поверхности корпуса, а внутреннее кольцо выполнено с двумя вертикальными разъемами в плоскостях, проходящих по оси цапф стоек и закрылков.
При этом ответные пазы могут иметь прямоугольную форму или могут быть выполнены в виде кольцевого паза.
Снабдив цапфы стоек прямоугольными полками и устанавливая их в ответных пазах внутреннего кольца и наружного корпуса, мы стопорим стойку от проворота вокруг оси цапф и формируем канал проточной части.
Размещая цапфы стоек в дополнительных отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца, мы добиваемся точного согласования в узле стойки и закрылка между собой, так как выполнение в корпусе и во внутреннем кольце двух рядов согласованных между собой отверстий можно осуществить на координатно-расточном станке с большой точностью.
Применяя гайки для фиксации стоек в наружном корпусе, обеспечиваем неподвижность стоек в радиальном направлении.
То, что мы снабжаем внутреннее кольцо двумя вертикальными разъемами в плоскостях, проходящих по оси цапф стоек и закрылков, позволяет осуществить сборку конструкции при отсутствии вертикальных разъемов на наружном корпусе. Это увеличивает жесткость конструкции и уменьшает ее вес.
Выполнение ответных пазов в виде кольца позволяет упростить изготовление узла.
Предлагаемая конструкция обеспечивает узлу надежную работу, безотказный поворот закрылка без заедания при переменных режимах работы компрессора и обеспечивает легкую сборку и разборку для замены лопатки в случае забоин на лопатках от попадания посторонних предметов.
На фиг.1 показан продольный разрез регулируемого входного направляющего аппарата компрессора газотурбинного двигателя.
На фиг.2 - поперечный разрез А-А (вид сверху, развертка).
На фиг.3 - поперечный разрез Б-Б (вид снизу, развертка).
Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора ГТД состоит из наружного корпуса 1, внутреннего кольца 2, направляющих лопаток 3, каждая из которых состоит из неподвижной стойки 4 с цилиндрическими цапфами 5, 6 и закрылка 7 с цилиндрическими цапфами 8, 9, установленными в отверстии 10 наружного корпуса 1 и отверстии 11 внутреннего кольца 2.
Со стороны проточной части компрессора 12, 13 на цапфах 5, 6 стойки образованы прямоугольные полки 14, 15, установленные в ответных пазах 16 наружного корпуса 1 и пазах 17 внутреннего кольца 2. Цапфы 5, 6 стоек 4 размещены в дополнительных отверстиях 18 наружного корпуса 1 и отверстиях 19 внутреннего кольца 2 и зафиксированы гайками 20 на наружной поверхности 21 корпуса 1.
Внутреннее кольцо 2 выполнено с двумя вертикальными разъемами 22 и 23 в плоскости, проходящей по оси стоек 4, и плоскости, проходящей по оси закрылков 7; части 24 и 25 внутреннего кольца 2 соединены крепежными элементами 26, а части 25 и 27 внутреннего кольца соединены крепежными элементами 28.
Наружная цапфа 8 закрылка 7 фиксируется втулкой 29, штифтом 30, регулировочным кольцом 31 и рычагом 32.
Сборка узла регулируемого входного направляющего аппарата компрессора ГТД осуществляется следующим образом. Стойки 4 вставляются цапфами 5 в отверстия 18 наружного корпуса 1 и фиксируются гайками 20, при этом прямоугольные полки 14 входят в ответные пазы 16 корпуса 1 и контактируют с пазами, таким образом, стойки 4 фиксируются в окружном направлении. Затем на цапфы 6 стоек 4 надвигаются части 24 и 25 внутреннего кольца 2 и соединяются друг с другом крепежным элементом 26. Далее в отверстия 10 корпуса 1 вставляются цапфы 8 закрылков 7, после чего цапфы фиксируются втулкой 29, штифтом 30 и рычагом 32. Затем на цапфы 9 закрылков 7 надвигается часть 27 внутреннего кольца 2 и соединяется с частью 25 внутреннего кольца 2 крепежным элементом 28. Регулировочное кольцо 31 обеспечивает подвижность закрылка при повороте.
Из описания изобретения видно, что для реализации предлагаемого устройства используются элементы, применяемые в промышленности, что позволяет сделать вывод о промышленной применимости изобретения.
Источники информации
1. Патент США 2.838.274, кл. 253-78, опубл. 10.06.1958 г.
2. Патент США 3.887.297, кл. 415-161, опубл. 03.06.1975 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА | 2000 |
|
RU2184879C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР | 2001 |
|
RU2196925C1 |
РАБОЧАЯ ЛОПАТКА ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА | 2000 |
|
RU2184878C1 |
Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя | 2020 |
|
RU2767250C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614709C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КОРПУСОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2117796C1 |
ПНЕВМОЦИЛИНДР ПРИВОДА РЕАКТИВНОГО СОПЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1997 |
|
RU2131988C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614708C1 |
ДВУХРОТОРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2153590C1 |
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ВХОДНОЙ НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2633496C2 |
Аппарат предназначен для использования в области конструирования газотурбинного двигателя, узлов двигателя, служащих для регулирования и управления изменениями газового потока. Аппарат содержит прямоугольные полки, образованные на цапфах стоек со стороны проточной части компрессора. Полки установлены в ответных пазах. Последние выполнены на внутреннем кольце и наружном корпусе и имеют прямоугольную форму. Ответные пазы могут быть выполнены кольцевыми. Цапфы стоек размещены в дополнительных отверстиях наружного корпуса и внутреннего кольца. Последнее выполнено с двумя вертикальными разъемами в плоскостях, проходящих по оси цапф стоек и закрылков. Цапфы зафиксированы в наружном корпусе гайками. Последние размещены на наружной поверхности корпуса. Обеспечивается точность изготовления, облегчение сборки и увеличение ресурса работы аппарата. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 3887297 А, 03.06.1975 | |||
US 2838274 А, 10.06.1958 | |||
Регулируемая турбомашина | 1989 |
|
SU1663203A1 |
RU 2000445 С, 07.09.1993 | |||
КЛАПАН ОТСЕЧКИ ВОЗДУХА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБИННЫХ ЛОПАТОК | 1989 |
|
RU2037050C1 |
US 4035101 А, 12.06.1977 | |||
ВОДНАЯ ПЕЧАТНАЯ КРАСКА, НАБОР ИЗ РЕАКЦИОННОЙ ЖИДКОСТИ И ВОДНОЙ ПЕЧАТНОЙ КРАСКИ И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ | 2005 |
|
RU2330866C1 |
Авторы
Даты
2003-02-27—Публикация
2001-07-16—Подача