СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ КОНТАКТНОГО ПРОВОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 1999 года по МПК B60M1/12 

Описание патента на изобретение RU2134203C1

Изобретение относится к городскому и железнодорожному электротранспорту для контроля параметров контактного провода.

Известен способ регистрации изображения изношенной части контактного провода, который осуществляется устройством по авт. св. СССР N 1305061, МКИ 4 В 60 М 1/15, 1985 г. В известном способе телевизионная камера регистрирует отраженный сигнал от контактного провода, несущий информацию о ширине изношенной части провода, подсвеченного внешним источником излучения.

Известен способ регистрации высоты контактного провода путем подсветки сканирующим лазером боковой поверхности контактного провода и приема рассеянного отраженного излучения на опто-электронные датчики. (Патент N 61-56922, Япония, МКИ G 01 B 11/02, 1982 г.).

Наиболее близким по совокупности признаков к предлагаемому способу является способ регистрации изображения контактного провода, который осуществляется устройством по патенту N 1-25002, Япония, МКИ G 01 В 11/02 1989 г.

В известном способе контактный провод засвечивают источником излучения и посредством оптического приемного устройства регистрируют его высоту.

Недостатком известных способов является то, что они не регистрируют динамику деформации и положение контактного провода в поперечном направлении относительно оси пути при прохождении транспортного средства.

Известно устройство для измерения степени износа контактного провода, содержащее неоновую лампу, для освещения трущейся поверхности контактного провода и нескольких приемных линз и матриц (патент N 61-51721, Япония, МКИ G 01 В 11/02, 1986 г.). Устройство обеспечивает контроль ширины изношенной поверхности провода за счет потока световой энергии.

Известно устройство для измерения износа провода по патенту N 1-25002, Япония, МКИ G 01 В 11/02, 1989 г. Устройство содержит источник и приемник излучения, расположенные по разные стороны от контактного провода, и непосредственно контактирует с последним.

Недостатком известных устройств является то, что они непосредственно контактируют с контактным проводом и не позволяют определить динамику деформации провода при прохождении транспортного средства.

Наиболее близким по совокупности признаков к предлагаемому устройству для контроля состояния контактного провода является устройство контроля износа контактного провода и фиксации наличия спецчастей на нем по авт. св. N 1298541, МКИ G 01 В 21/00, 1985 г.

Известное устройство содержит датчик, включающий в себя источник светового излучения и два приемника (фотоэлектрических преобразователя), установленных на основании, шарнирно закрепленном на токоприемнике, позволяющих фиксировать параметры провода при засветке приемника, а также фиксировать наличие спецчастей на нем. При этом основание охватывает контактный провод и имеет опорный элемент под него.

Однако при применении известного устройства для контроля износа контактного провода и определения местоположения спецчастей контактной сети, ввиду его непосредственного контакта с проводом и конструктивного исполнения, оно не обеспечивает определение динамических деформаций и положения провода в поперечном направлении относительно оси пути при прохождении транспортного средства.

Задача, решаемая настоящими изобретениями, заключается в обеспечении сплошного обследования состояния контактного провода на заданном участке в автоматическом режиме.

Указанная задача решается благодаря тому, что согласно изобретению регистрируют динамику деформации контактного провода при прохождении транспортного средства оптическим устройством, смонтированным на токоприемнике (либо в непосредственной близости от него).

При этом регистрируют высоту (износ), а также величины пролета, провиса и характеристику упругой линии контактного провода. Исходя из формулы упругой линии [1]

где 1/p - кривизна контактного провода;
M - изгибающий момент исследуемого сечения;
E - модуль упругости материала;
J - момент инерции сечения;
y - величина прогиба контактного провода,
сравнивают фактическую величину момента инерции исследуемого сечения, замеренного при помощи оптического устройства, расчетную величину момента инерции того же сечения, полученную в результате замеров упругой линии провода. Величина разности между этими величинами
ΔJ = Jф-Jp,
где

характеризует скрытые дефекты контактного провода.

Постоянные интегрирования, необходимые для расчета, определяются из условий закрепления провода, непрерывности при переходе от одного сечения к другому и климатическими условиями.

Сравнение моментов инерции исследуемого сечения контактного провода дает возможность определять места наиболее вероятного появления трещин и надломов до их возникновения, т.к. основным условием их появления является изменение структуры материала (межзеренных сдвигов, поворот зерен друг относительно друга и т. п. [2] ), т. е. изменения прочностных характеристик сечения и свойств материала.

Для предупреждения образования дефектов материала контактного провода проводят измерения амплитуды его деформации на измерительной базе при прохождении токоприемника, которая характеризует вероятность появления дефектов в зависимости от циклической нагруженности участка.

Как, например, определение запаса усталостной прочности может производится по диаграмме усталостной прочности, показанной на фиг. 5, где σвр и σ-1 - заданные механические характеристики материала (напряжения); σa и σm - значение напряжения цикла (определяется по результатам замеров деформации контактного провода); точка A - рабочая точка.

С учетом поправки на концентрации напряжении (К), на поверхностный (Eп) и масштабный (Eм) факторы, координаты рабочей точки примут значения
σmK+1
и

За запас усталостной прочности принято отношение отрезков OB к OA:
Nr = OB/OA,
после преобразований получим:

Также для расчетов запаса усталостной прочности может быть применена формула Гафа Поллара и др. теории.

Зигзагообразное расположение (вынос) контактного провода (фиг. 4) относительно оптического устройства определяется из формулы

где L - приведенное расстояние от излучателя до приемника;
K - приведенное расстояние между приемниками:
B1 - величина проекции контактного провода на фоточувствительные элементы приемника N 1;
B2 - величина проекции контактного провода на фоточувствительные элементы приемника N 2;
l1 - расстояние от излучателя N 1 до контактного провода.

Из формулы видно, что определение местоположения контактного провода относительно излучателя (приемника) не зависит от его износа.

При этом высота контактного провода (износ) будет равна
h = B1 l1/L либо h = B2 l2/L.

Также при помощи оптического устройства определяется величина провиса контактного провода

где Hд - величина провиса на расстоянии lд от заделки;
Lпр - длина пролета;
K - коэффициент, учитывающий непрямолинейность провиса и износ контактного провода,
По результатам замеров сечения и провиса контактного провода на основании существующих таблиц "Стрела провиса и тяжения контактного провода в зависимости от температуры и длины пролета" определяется удельное тяжение провода.

Указанная задача контроля состояния контактного провода решается также благодаря тому, что в известном устройстве для контроля состояния контактного провода (износа), содержащем закрепленное на токоприемнике основание с установленной на нем оптической системой, состоящей из датчика, включающего в себя источник и приемник светового излучения, расположенных по разные стороны от контактного провода, согласно изобретению основание закреплено на токоприемнике посредством рычажной системы, а установленная на нем оптическая система содержит не менее 6 датчиков, размещенных вдоль оси контактного провода, при этом каждый датчик представляет собой систему из двух излучателей, расположенных по разные стороны от контактного провода, формирующих световые лучи малой расходимости, и двух приемников, воспринимающих световое излучение, причем излучатели и приемники расположены на расстоянии поперечного выноса контактного провода.

Именно заявляемое устройство, благодаря особенностям его конструктивного выполнения, оптической системе, аппаратуре для измерения и регистрации динамики деформации контактного провода, обеспечивает согласно предлагаемому способу непрерывное обследование состояния провода и измерение величины его деформации при прохождении транспортного средства и, тем самым, обеспечивает достижение задачи изобретения.

Это позволяет сделать вывод, что заявляемые изобретения связаны между собой единым изобретательским замыслом.

На фиг.1 изображено устройство для контроля состояния контактного провода,
На фиг.2 изображено поперечное сечение A-A.

На фиг. 3 изображена схема замера характеристики упругой линии контактного провода.

На фиг. 4 изображена схема замера зигзагообразного положения (выноса) контактного провода относительно токоприемника транспортного средства.

На фиг. 5 изображена диаграмма усталостной прочности.

Устройство для контроля состояния контактного провода содержит жесткое основание 1, закрепленное на токоприемнике 2 транспортного средства 14 посредством рычажной системы 3, на котором установлена оптическая система 4. Оптическая система 4 состоит из шести датчиков 5, размещенных вдоль контактного провода 6, при этом каждый датчик представляет собой систему из двух излучателей 7, расположенных по разные стороны контактного провода и формирующих лучи малой расходимости, и двух приемников 8, воспринимающих световое излучение. Излучатели состоят из источника излучения 9 и оптической системы формирования луча засветки контактного провода 10, жестко закрепленных в корпусе излучателя 11.

Приемники 8 представляют собой оптическую систему 12 с фотоэлектрическим преобразователем с зарядовой связью 13, на котором вырабатывается сигнал, пропорциональный линейным перемещениям зоны засветки, образованной лучом излучателя при прохождении контактного провода, который вводится в аппаратуру для измерения и регистрации деформации провода.

Для привязки проводимых измерений к координате пути транспортное средство 14 снабжено датчиком пути 15.

Предлагаемый способ контроля состояния контактного провода реализован следующим образом.

Контактный провод 6 при прохождении транспортного средства засвечивают одновременно в шести сечениях, расположенных вдоль его оси, посредством излучателей 7, смонтированных на токоприемнике 2, лучом засветки малой расходимости. Провод 6, находясь в зоне луча, создает тень, фиксируемую приемниками 8, которые в свою очередь вырабатывают электрический сигнал, пропорциональный линейным перемещениям контактного провода. Далее электрический сигнал передается для дальнейшей обработки посредством ЭВМ.

При помощи полученной информации определяются динамика деформации и положение контактного провода 6 относительно токоприемника 2 транспортного средства. На основании полученных данных делают заключение о состоянии контактного провода на данном участке.

Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает контроль состояния контактного провода на исследуемом участке.

Устройство для контроля контактного провода работает следующим образом.

Источник излучения 9 при помощи оптической системы 10 формирует луч засветки малой расходимости, который, попадая на оптическую систему приемника 12, передается на фотоэлектрический преобразователь с зарядовой связью 13.

При нахождении между приемником 8 и излучателем 7 контактного провода 6, последний создает тень, фиксируемую фотоэлектрическим преобразователем 13, вырабатывающим электрический сигнал, пропорциональный линейным перемещениям провода. Далее электрический сигнал передается для дальнейшей обработки посредством ЭВМ. Благодаря креплению приемников 8 и излучателей 7 на едином основании 1, связанным с токоприемником 2, контактный провод 6 всегда находится в зоне засветки излучателей 7, фиксируемой приемниками 8.

Привязка проводимых измерений к координате пути осуществляется датчиком пути 15, расположенным на транспортном средстве 14,
Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает возможность контроля состояния контактного провода при прохождении транспортного средства на всем исследуемом участке.

Похожие патенты RU2134203C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ И УДАЛЕННОГО МОНИТОРИНГА КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 2010
  • Непомнящий Владимир Григорьевич
  • Осадчий Герман Владимирович
  • Пристенский Дмитрий Николаевич
  • Лыков Андрей Александрович
  • Соколов Валерий Александрович
  • Соколов Вадим Борисович
  • Долинский Кирилл Юрьевич
RU2444449C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОПТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОКУМЕНТА 2010
  • Минин Петр Валерьевич
RU2447499C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ПЛАМЕНИ 1996
  • Галанин С.Г.
  • Паршин Г.Д.
RU2161285C2
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ НА ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕСА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Венедиктов Анатолий Захарович
  • Доков Дмитрий Сергеевич
  • Тирешкин Виталий Николаевич
RU2280577C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОДЛИННОСТИ БАНКНОТ 2009
  • Минин Петр Валерьевич
  • Письменный Дмитрий Геннадиевич
RU2402815C1
Устройство контроля износа контактного провода электротранспорта 1985
  • Майстровский Леонид Борисович
  • Топорков Михаил Петрович
  • Хвостов Вячеслав Алексеевич
  • Шавкун Сергей Владимирович
SU1298541A1
СИСТЕМА ОТКРЫТОЙ ОПТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ 2001
  • Рагульский В.В.
  • Сидорович В.Г.
  • Лещев А.А.
RU2212763C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ ИЗНОСА КОНТАКТНОГО ПРОВОДА (ПРОВОДОВ КОНТАКТНОЙ СЕТИ) 2011
  • Арсеньев Владимир Алексеевич
  • Воронин Александр Викторович
  • Сафин Вадим Гараевич
  • Сиротинин Василий Игоревич
  • Федоришин Юрий Мефодиевич
  • Шевяков Сергей Михайлович
RU2486466C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА ВРАЩЕНИЯ ПЛОСКОСТИ ПОЛЯРИЗАЦИИ ОПТИЧЕСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ И ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПОЛЯРИМЕТР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Чувашов В.Д.
RU2088896C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДЛИННОСТИ БАНКНОТЫ 1996
  • Вольнов В.А.
RU2115169C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 134 203 C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ КОНТАКТНОГО ПРОВОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к городскому и железнодороному транспорту. Контроль состояния контактного провода осуществляется посредством регистрации динамики деформации контактного провода оптическим устройством при движении транспортного средства. Оптическое устройство для контроля состояния контактного провода содержит закрепленное на токоприемнике основание с оптической системой, состоящей из шести датчиков, размещенных вдоль оси контактного провода и формирующих лучи малой расходимости, и приемников, воспринимающих световое излучение, на которых вырабатывается сигнал, пропорциональный линейным перемещениям в зоне засветки, образованной лучом излучателя при прохождении провода, причем излучатели и приемники расположены на расстоянии поперечного выноса контактного провода. Технический результат - обеспечение сплошного обследования состояния контактного провода в автоматическом режиме. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 134 203 C1

1. Способ контроля состояния контактного провода, заключающийся в том, что контактный провод засвечивают посредством оптического устройства, смонтированного на токоприемнике транспортного средства, и регистрируют высоту контактного провода, отличающийся тем, что с помощью оптического устройства регистрируют динамику деформации контактного провода - его упругую линию (провис), при движении транспортного средства, сравнивая фактическую величину момента инерции исследуемого сечения, исходя из высоты контактного провода, замеренной при помощи оптического устройства, и расчетную величину момента инерции того же сечения, полученного в результате замеров упругой линии провода (провиса). 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что оптическое устройство регистрирует положение контактного провода относительно токоприемника транспортного средства. 3. Устройство для контроля состояния контактного провода, содержащее закрепленное на токоприемнике основание с установленной на нем оптической системой, состоящей из датчика, включающего в себя источник и приемник светового излучения, расположенные по разные стороны от контактного провода, отличающееся тем, что основание закреплено посредством рычажной системы с исключением непосредственного контакта с контактным проводом, а установленная на нем оптическая система включает в себя ряд датчиков, размещенных вдоль оси контактного провода, при этом каждый датчик представляет собой систему из двух излучателей, расположенных по разные стороны от контактного провода и выполненных с возможностью формирования световых лучей малой расходимости, и двух приемников светового излучения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2134203C1

Устройство контроля износа контактного провода электротранспорта 1985
  • Майстровский Леонид Борисович
  • Топорков Михаил Петрович
  • Хвостов Вячеслав Алексеевич
  • Шавкун Сергей Владимирович
SU1298541A1
Устройство для замера и регистрации износа контактного провода 1982
  • Беляев Игорь Александрович
  • Беляев Сергей Игоревич
  • Беляев Владимир Игоревич
SU1070038A1
Устройство для измерения износа проводов контактной сети 1990
  • Будрин Лев Дмитриевич
  • Быков Виктор Пантелеевич
  • Слепак Борис Соломонович
SU1766727A1
Устройство для измерения износа контактного провода 1980
  • Лившиц Михаил Лейбович
  • Фигурнов Евгений Петрович
SU921900A1
Устройство для измерения износа контактного провода электрифицированных железных дорог 1980
  • Егоров Вадим Павлович
  • Круглецов Владимир Васильевич
  • Коротков Сергей Васильевич
  • Масленков Виталий Константинович
  • Плакс Алексей Владимирович
SU1044486A1
Устройство для замера и регистрацииизНОСА КОНТАКТНОгО пРОВОдА 1979
  • Дорогов Михаил Александрович
  • Лупян Аркадий Григорьевич
  • Мишин Виктор Петрович
  • Прокофьев Евгений Владимирович
SU844405A1

RU 2 134 203 C1

Авторы

Васильев В.П.

Лисицын О.А.

Даты

1999-08-10Публикация

1995-04-19Подача