Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в редукторах трансмиссий транспортных средств.
Известно устройство для переключения передач трансмиссий транспортных средств с основным элементом переключения в виде зубчатой муфты с наружными зубьями и кольцевой канавкой в середине ее наружной поверхности, в которую входит по диаметру вилка, перемещающая зубчатую муфту по шлицевому валу до введения в зацепление с ведомой шестерней. /1/
Недостатком данного устройства является усложненная конструкция зубчатой муфты из-за наличия кольцевой канавки на наружной поверхности зубьев, ненадежность его работы из-за возможного заклинивания в канавке муфты и малый срок его службы вследствие износа поверхностей вилок, находящихся в канавке муфты.
Распространенная конструкция устройства для переключения передач трансмиссии представляет собой вал, зубчатую муфту с наружными зубьями, перемещаемую по шлицам вала и выборочно с ним соединяющую свободно установленные на валу шестерни и привод управления, включающий тягу и поводок. Зубчатая муфта с наружными зубьями снабжена радиальными штифтами, наружные концы которых заглублены в ее отверстиях ниже впадин зубьев в пределах их рабочей длины, а вал выполнен полым и снабжен продольными пазами для размещения в них внутренних концов штифтов зубчатой муфты для связи с приводом управления, установленным в полости вала. /2/
Недостатком этого устройства является его надежность при интенсивной и длительной эксплуатации и малый срок службы. Ненадежность работы данного устройства обусловлена трудоемкостью выполнения соосности поверхности вала с наружной и внутренней поверхностями поводка с высокой степенью точности. Неточность изготовления может привести к перекосу оси поводка и заклиниванию его по наружной или внутренней поверхностям.
Из-за отклонения тяги при рабочем перемещении на некоторый угол и при воздействии на нее исполнительного механизма привода происходит износ тяги в месте выхода из корпуса и на поверхностях скольжения по кольцевой канавке, а также при вращении поводка и совместном вращении его с муфтой. Трение между поверхностями поводка и тяги приводит к преждевременному их износу.
Целью настоящего изобретения является повышение надежности работы устройства для переключения передач трансмиссии и увеличения его срока службы.
Поставленная цель достигается тем, что соединение рабочего вала с ведомым зубчатым колесом производится прямым включением наружных зубьев зубчатого колеса с наружными зубьями зубчатой муфты, соединенной с шарнирным узлом и подшипниковой опорой, закрепленной на тяге, через ось, наружные концы которой размещены в продольных пазах вала и прикреплены к зубчатой муфте.
При этом наружная поверхность подшипниковой опоры не касается внутренней поверхности полого вала, образуя гарантированный зазор между ними, что исключает трение, а соответственно износ данных поверхностей.
Благодаря соединению одного конца тяги с подшипниковой опорой, собранной на подшипниках качения, достигается легкость вращения корпуса подшипниковой опоры без передачи момента вращения на тягу.
Конструктивное соединение подшипниковой опоры с шарнирным узлом и обужение тяги позволяет шарнирному узлу и тяге свободно отклоняться в перпендикулярном направлении, производя движение, подобное качанию маятника.
При этом суженная поверхность тела тяги не касается внутренней поверхности корпуса, что исключает их износ, а свободное маятниковое качение в шарнирном узле снимает изгибные напряжения в тяге при работе привода рычажного механизма и компенсирует возможную при изготовлении и сборке несоосность зубчатой муфты, рабочего вала, соединения подшипниковой опоры с тягой через ось.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фигуре изображено предлагаемое устройство.
Позиции на чертеже обозначают: рабочий вал - 1, зубчатая муфта - 2 с наружными зубьями, ведомое зубчатое колесо - 3, тяга - 4, шарнирный узел - 5, ось - 6, подшипниковая опора - 7, рычаги - 8, 9, 10, привод управления - 11, скоба для закрепления наружных концов оси к зубчатой муфте - 12.
Устройство для переключения передач трансмиссии состоит из рабочего полого вала 1, снабженного двумя продольными пазами, в которых размещены наружные концы оси, прикрепленные к зубчатой муфте с наружными зубьями с помощью скобы 12, перемещаемой по шлицам вала тягой 4 и соединенной через ось 6 с шарнирным узлом 5 и подшипниковой опорой 7, закрепленной на тяге 4, которая связана с рычагами 8, 9, 10 привода управления 11.
Устройство работает следующим образом: привод 11 через систему рычагов 8, 9, 10 сообщает тяге 4 продольное перемещение, передаваемое через подшипниковую опору 7 шарнирному узлу 5, оси 6, зубчатой муфте 2, перемещаемой до упора в край паза вала 1, и соединяет его с ведомым зубчатым колесом 3, что соответствует включению рабочего режима скорости. Сохранение позиций зубчатой муфты обеспечивается поддержанием усилия нажатия в приводе 11.
Как было показано, предложенная конструкция устройства для передач трансмиссии обеспечит надежность работы данного устройства и увеличит срок его службы.
Источники информации:
1. Барский Н.Б. и др. Советские тракторы. Машиностроение. 1970, с. 185.
2. СССР, а.с. 1684119, B 60 K 25/00.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЩЕБНЕОЧИСТИТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 1994 |
|
RU2086725C1 |
ЩЕБНЕОЧИСТИТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2112824C1 |
Устройство для переключения передач трансмиссии | 1989 |
|
SU1684119A1 |
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ДОРОЖНОУБОРОЧНОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2112666C1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА С ОТКЛЮЧЕНИЕМ ПРИВОДА | 2002 |
|
RU2230952C2 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2111132C1 |
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЕТА | 2013 |
|
RU2559676C2 |
Коробка передач | 1989 |
|
SU1744340A1 |
УСТРОЙСТВО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСМИССИИ | 2013 |
|
RU2546353C1 |
ХВОСТОВОЙ РЕДУКТОР ТРАНСМИССИИ ВЕРТОЛЕТА | 2005 |
|
RU2280594C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в редукторах трансмиссий транспортных средств. Устройство для переключения передач трансмиссии состоит из рабочего полого вала. Вал снабжен двумя продольными пазами, в которых размещены наружные концы оси, прикрепленные к зубчатой муфте с наружными зубьями с помощью скобы. Муфта перемещается по шлицам вала тягой и соединяется через ось с шарнирным узлом и подшипниковой опорой, закрепленной на тяге, которая связана с рычагами управления. Предложенная конструкция устройства для передач трансмиссии обеспечивает надежность работы данного устройства и увеличивает срок его службы. 1 ил.
Устройство для переключения передач трансмиссии, содержащее полый вал с продольными пазами, зубчатую муфту, перемещаемую по шлицам вала тягой, связанной с приводом управления, отличающееся тем, что зубчатая муфта соединена с шарнирным узлом и подшипниковой опорой, закрепленной на тяге, через ось, наружные концы которой размещены в продольных пазах вала и прикреплены к ней.
Устройство для переключения передач трансмиссии | 1989 |
|
SU1684119A1 |
Барский Н.Б | |||
и др | |||
Советские тракторы | |||
- М.: Машиностроение, 1970, с.185 | |||
ПРОИЗВОДНЫЕ ПИРАЗОЛО- И ИМИДАЗОПИРИМИДИНА | 2004 |
|
RU2350616C2 |
US 4265327 A, 05.05.81. |
Авторы
Даты
1999-08-20—Публикация
1997-08-06—Подача